Организация работы

Лекция

СМОЛЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Европейский союз и Российская Федерация

История развития отношений СССР (России) и ЕС насчитывает несколько этапов, в ходе которых был пройден путь от противостояния до партнерства.

В 50-е гг. XX в. отношения между СССР и Сообществами были довольно натянутыми, так как Сообщества рассматривались советским руководством как экономическая база НАТО. В 60-х гг. XX Сообщества пытаются добиться официального признания со стороны Советского Союза и наладить отношения с социалистически странами. Контакты государств Сообществ осуществлялись с СССР и другими социалистическими странами главным образом на двусторонней основе, а их объем был незначительным.

К середине 70-х гг. Сообщества начали проводить единую торговую политику по отношению к странам СЭВ. При этом центр тяжести в принятии решений по внешнеэкономическим контактам постепенно переместился от государств к органам Сообщества, однако до середины 80-х гг. принципиальных улучшений в отношениях с СССР не отмечалось. Важным шагом стало установление в 1988 г. официальных отношений между СССР и Сообществами и подписание совместной Декларации СЭВ - ЕЭС о сотрудничестве, носившей рамочный характер. В следующем году между СССР, ЕЭС и ЕОУС было подписано Соглашение о торговле и коммерческом и экономическом сотрудничестве (позже его участником стал и Евратом). Соглашение предусматривало постепенную отмену количественных ограничений на советский экспорт в ЕС за исключением товаров, представляющих особый интерес для сообществ. В свою очередь, СССР предоставлял благоприятный режим для экспорта европейских товаров. Определялись меры по взаимодействию и в области науки, транспорта и финансов.

В начале 90-х гг. после распада СССР и СЭВ российские предприятия стали еще больше ориентироваться на сотрудничество с ЕС. Однако недостаточная правовая база затрудняла взаимодействие. Поэтому в 1994 г. страны ЕС, ЕОУС, ЕС, Евратом и Россия заключили Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее Партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны. Были подписаны также Протокол о создании контактной группы по углю и стали, Протокол о взаимном административном содействии в целях надлежащего применения таможенного законодательства, ряд других документов.

Целями партнерства России и ЕС были объявлены: обеспечение политического диалога; содействие торговле и инвестициям; укрепление политических и экономических свобод, демократии; создание необходимых условий для свободной торговли между Россией и ЕС, а также для учреждения компаний, трансграничной торговли услугами и движения капитала.

На основании Соглашения был установлен регулярный политический диалог. Два раза в год проводятся встречи Президента РФ с Председателем Совета ЕС и Председателем Комиссии. Межпарламентский диалог осуществляется на уровне Комитета парламентского сотрудничества.

Стороны предоставили друг другу режим наиболее благоприятствуемой нации. Товары с территории участников Соглашения, импортируемые на территорию другой стороны, не облагались внутренними налогами в дополнение к тем, которые применялись к аналогичным отечественным товарам. Устранялись ограничения для работы российских граждан на территории ЕС и наоборот.

Большое внимание уделялось сотрудничеству в области законодательства. Россия обязалась постепенно сближать свое законодательство с европейским правом в таких сферах, как: предприятия и предпринимательская деятельность; банковская деятельность; бухгалтерский учет и налогообложение компаний; охрана труда; финансовые услуги; правила конкуренции; государственные закупки; охрана здоровья и жизни людей, животных и растений; защита окружающей среды; защита прав потребителей; косвенное налогообложение; таможенное законодательство; технические нормы и стандарты; ядерная энергетика; транспорт.

Сотрудничество в сфере таможенных отношений включает обмен информацией; совершенствование методов деятельности; гармонизацию и упрощение таможенных процедур в отношении товаров, обращающихся в торговле между сторонами; взаимосвязь между транзитными системами Сообщества и России; содействие внедрению и управлению современными системами таможенной информации; взаимную поддержку и совместные мероприятия в отношении товаров «двойного назначения» и товаров, подпадающих под действие нетарифных ограничений.

Важной сферой взаимодействия было признано сотрудничество в борьбе с правонарушениями (включая нелегальную иммиграцию, противоправную деятельность в сфере экономики; коррупцию; подделки; незаконный оборот наркотических и психотропных веществ).

Функции контроля за применением Соглашения возлагались на специально созданный Совет сотрудничества. В Совет входят члены Правительства РФ, члены Совета Европейского союза и члены Комиссии на уровне министров.

К концу 90-х гг. стало ясно, что цели, указанные в Соглашении 1994 г., были в основном достигнуты. Поэтому было принято решение о дальнейшем совершенствовании сотрудничества России и ЕС, что получило оформление в «Стратегии развития отношений Российской Федерации с Европейским союзом на среднесрочную и перспективу (2000—2010 гг.)» 1999 г.

Основными целями Стратегии объявлены: обеспечение национальных интересов и повышение роли и авторитета России в Европе и мире путем создания надежной общеевропейской системы коллективной безопасности, привлечение потенциала и опыта ЕС для содействия развитию социально ориентированной рыночной экономики России и дальнейшее строительство демократического правового государства.

Партнерство Россия - ЕС предполагается строить на базе договорных отношений. Россия сохраняет свободу внутренней и внешней политики, независимость в международных организациях. В перспективе партнерство с ЕС может выражаться в совместных усилиях по созданию эффективной системы коллективной безопасности в Европе, в продвижении по пути к созданию зоны свободной торговли Россия - Европейский союз, а также в высоком уровне взаимного доверия и сотрудничества в политике и экономике

Продолжаются усилия по дальнейшему открытию европейского рынка для российского экспорта, устранению остаточной дискриминации в торговле, стимулированию притока европейских инвестиций в российскую экономику, противодействию попыткам отдельных государств СНГ использовать ЕС в ущерб российским интересам.

На регулярно проходящих саммитах руководители Российской Федерации и Европейского союза укрепляют стратегическое партнерство между Россией и ЕС. Так, в 2003 г. в Риме было сделано Соместное заявление Президента РФ, Председателя Европейского Союза, при содействии Генерального секретаря Совета ЕС и Председателя Комиссии Европейских Сообществ.

Внимание было направлено на оптимизацию политического диалога и эффективной работе Постоянного совета партнерства Россия - ЕС. Продолжалось обсуждение последствий расширения ЕС и было решено распространить действие СПС на новые государства-члены ЕС. В 2003 г. окончательно оформилась Концепция общего европейского экономического пространства.

В Афинах 17 апреля 2003 г. состоялась расширенная Европейская конференция с участием России (на уровне глав государств и правительств). Страны расширенной Европейской конференции и Россия приветствовали дискуссию, идущую в Европейском союзе по политике «нового соседства». Отношения с новыми восточноевропейскими соседями должны далее развиваться, так же как и отношения, которые ЕС установил со своими средиземноморскими партнерами в рамках Барселонского процесса.

Таким образом, Европейский союз и в третьем тысячелетии будет оставаться основным экономическим и политическим партнером России на европейском континенте.

Контрольные вопросы:

1. Назовите основные этапы европейской интеграции.

2. Какова юридическая природа Европейского Союза? Основные точки зрения по данному вопросу?

3. Развитие отношений РФ и ЕС – основные этапы.

4. Обрисуйте перспективу заключения новых договоров между РФ и ЕС.


[1] Лекционный материал взят из источника: Бирюков П. Н. Международное право: учебное пособие. – М., 2006. – Гл. 18. В электронном виде находится у лаборанта кафедры

[2] См. поробнее: Бирюков П. Н.О проекте новой конституции Европейского союза // Международное публичное и частное право. - 2004. - № 2; Курдюков Г. И. Конституция ЕС или конституционный договор / Г. И. Курдюков, А. В. Клемин // Жизнь, отданная науке / Под ред. Б. Л. Железнова, Г. И. Курдюкова. - Казань, 2004. - С. 145-168.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: