Целенаправленное формирование и развитие организационной культуры позволяет:
- эффективно использовать человеческие ресурсы компании для реализации ее стратегии;
- повысить уровень управляемости компанией;
- усилить сплоченность команды;
- использовать культуру как стратегический мотивирующий фактор, направляющий сотрудников на достижение целей компании.
Формирование культуры организации связано с внешним для организации окружением: деловая среда в целом и в отрасли частности и образцы национальной культуры.
Принятие компанией определенной культуры может быть связано со спецификой отрасли, в которой она действует, со скоростью технологических и других изменений, с особенностями рынка, потребителей и т.п. Известно, что компаниям отраслей «высокой технологии» присуще наличие культуры, содержащей «инновационные» ценности и «веру в изменения». Однако эта черта может по-разному проявляться в компаниях одной и той же отрасли, в зависимости от национальной культуры, в рамках которой функционирует та или иная компания.
|
|
Элементы организационной культуры формируются, с одной стороны, как результат многократного опыта данного предприятия по успешному решению его проблем, закрепленного в организационной структуре и процессах управления; с другой – как результат активного воздействия субъективного фактора в виде властных установок менеджеров-лидеров.
Оптимальная организация деятельности фирмы возможна при наличии осознанной работы руководителя организации в направлении:
- адаптации и выживания в конкретной социально-экономической среде;
- продуманной политики внутренней интеграции.
Формальная система управления опирается на организационную структуру предприятия, неформальная – на его микрокультуру. То есть как раз на то, что мы объединяем в понятие «организационная культура предприятия».
В неформальной системе тоже есть сопротивление людей системе, но это – сопротивление культуре, а не структуре.
Неформальная система вытесняет формальную по мере того, как труд более высокого порядка вытесняет труд более низкого порядка. Формальный подход работает только в том случае, когда работа поддается регламентации, количественной оценке и сопоставлению. Такие условия действуют в массовом производстве, которое до недавнего времени, особенно в нашей стране, было типичным. Сфера применения формального подхода сужается и под действием внешних факторов, из которых самым главным является возросшая нестабильность среды.
При развитии организационной культуры очень важно соблюдать постепенность и поэтапность изменений. Выделяют три фазы планирования изменения организационной культуры:
|
|
1. Аналитическая фаза.
2. Организационная фаза.
3. Инструментальная фаза.
Исходной фазой предшествующей организационному и инструментальному оформлению культурных компонентов является аналитическая фаза. На этом этапе производится диагностика имеющейся организационной культуры, разрабатываются раз личные альтернативы, между которыми, исходя из организационных особенностей, должен быть сделан выбор.
Критериями выбора той или иной альтернативы являются:
- степень вероятности достижения цели (вероятностный показатель);
- эффективность (соотношение затрат и результатов);
- сроки конверсии культуры;
- временной лаг проявления эффекта;
- социально-адаптационные возможности и др.
В зависимости от организационных условий, возможны следующие типы альтернатив:
1) метод параллельной адаптации, при котором старая система ценностей и новая функционируют параллельно, и замена происходит после полной адаптации новых структур и технологий управления;
2) метод быстрой функциональной замены, при котором новая система ценностей интенсивно сменяет существующую;
3) метод пилотного проекта, при котором реализуются лишь отдельные элементы новой культурной системы в отдельных аспектах и областях с перманентной модификацией до полной реструктуризации корпоративной культуры;
4) метод поэтапного реформирования представляет собой итерационную схему внедрения новшеств, которая предусматривает четкое структурирование этапов и критериев перехода с этапа на этап.
Наибольшим позитивным потенциалом обладает метод поэтапного реформирования. Внедрение изменений организационной культуры методом поэтапного реформирования состоит из нескольких этапов.
1. Подготовительный этап включает:
- диагностику системных компонентов организационной культуры посредством расчетных, экспертных и модерационных процедур, в т.ч. анализ самоидентификации сотрудников организации;
- анализ полученных результатов и формирование первичных требований к проектируемой организационной культуре;
- выработку плана-графика выполнения мероприятий, создание и обучение «рабочей группы по изменению»;
- издание соответствующих приказов по проведению мероприятий и закрепление ответственных;
- предварительную прогнозную оценку результатов внедрения изменений в организационную культуру (экспертным путем).
Критериями перехода на следующий этап являются:
- значительный разрыв между сформированными требованиями к системе организационной культуры и существующей системой;
- наличие продуктивной «рабочей команды по изменению»;
- достаточная прогнозная эффективность проекта изменений.
2. Этап методической и инструментальной подготовки включает:
- создание необходимой информационной базы данных;
- сбор, изучение и адаптация инновационных методик реформирования организационной культуры;
- поиск экспертов и консультантов в области корпоративной культуры, исходя из дефицита внутренних знаний и поставленных задач модификации.
Критерием перехода на следующий этап является ликвидация дефицита знаний для осуществления проекта изменения организационной культуры.
3. Этап институционализации включает:
- создание определенных структур типа корпоративного университета (физического или виртуального характера);
- систематический мониторинг компонентов организационной культуры;
- изменения – норма корпоративной жизни
Актуальность вопроса управления корпоративной культурой возникает обычно в моменты, когда снижается «управляемость» самой компании. Это часто происходит при слияниях компаний, их структурном укрупнении, при выходе на новые (зарубежные) рынки. В этих ситуациях управленческие решения, адекватные в обычных условиях, могут не срабатывать.
|
|
При планировании изменения организационной культуры следует учитывать определенные правила:
- организационная культура инерционна, поэтому организационные изменения, вероятно, растянутся во времени;
- необходимо досконально разобраться в старой организационной культуре, так как важно знать исходные позиции изменений;
- необычайно важна личностная вовлеченность и поддержка сотрудников и групп, имеющих идеи насчет того, что стоит изменить, и желающих принять участие в изменениях;
- важно выбрать в организации наиболее эффективно работающую субкультуру и использовать ее в качестве исходной позиции для введения инноваций;
- не стоит «атаковать» старую культуру, намного перспективнее вместе с сотрудниками организовать поиск путей ее использования в проекте новой организационной структуры;
- очень эффективны сфокусированные и точные инновационные воздействия, так как успешно проведенные действия всегда красноречивее любых проектов.