Промышленная кооперация и специализация производства

Классификация видов лизинга

Лизинг

Одним из видов внешнеэкономических связей предприятий является аренда. Аренда - это финансово-коммерческая операция по предоставлению одной стороной (арендодателем) другой стороне (арендатору) в исключительное пользование на установленный срок имущества (машин, оборудования, цехов, заводов и т.д.) за определенной вознаграждение. В отличие от договора купли-продажи аренда сохраняет за арендодателем право собственности на с данное внаем оборудование.

В мировой практике различают три вида аренды:

- лизинг (долгосрочная аренда) - предполагает передачу имущества в аренду на 3-5 лет и более;

- хайринг (среднесрочная аренда) - аренда сроком от 1 года до 2-3 лет;

- рентинг (краткосрочная аренда) - аренда сроком от нескольких часов до 1 года.

Наибольшее распространение в международных экономических отношениях получил лизинг (leasing).

Объектом лизинга (лизингового договора) ныне чаще всего выступает капитальная продукция: машины, оборудование, транспортные средства и другие инвестиционные товары.

Их можно ранжировать по следующим базисным группам:

- оборудование промышленного назначения;

- транспортное оборудование;

- электронно-вычислительные, упаковочные и сортиро­вочные машины, конторское оборудование разного типа, орг­техника и т.д.;

- средства телевизионной и дистанционной связи;

- лицензии, ноу-хау, компьютерные программы и т.д.

В международной практике существует ряд основных (базисных) признаков лизингового контракта. По этим признакам и осуществляется классификация видов лизинга.

1. В зависимости от состава участников (субъектов) сдел­ки подразделяются на прямой и косвенный лизинг.

Прямой лизинг — когда собственник имущества (по­ставщик) самостоятельно непосредственно сдает объект в лизинг (двусторонняя сделка). Лизинг с участием двух сторон (хотя официальная статистика по этим операциям отсутствует), по оценкам экспертов, занимает относительно скромное положение" в общем числе и совокупном объеме заключаемых лизинговых контрактов: не выше 5—7%.

Косвенный лизинг представляет собой передачу имуще­ства только через посредника. Это может быть схема классичес­кой трехсторонней сделки (поставщик — лизингодатель — ли­зингополучатель) либо при крупных сложных сделках — много­сторонняя схема с большим числом участников. Лизинг с участи­ем множества сторон (более трех) распространен как форма фи­нансирования сложных крупномасштабных объектов. В их числе:

поставки комплектного оборудования предприятий, авиатехники, судов, железнодорожного оборудования и подвижного состава, бу­ровых платформ и вышек. Подобный многосторонний лизинг ква­лифицируют еще как групповой либо акционерный лизинг с учас­тием одновременно нескольких компаний в роли арендодателя при привлечении ими заемных средств в крупных объемах.

2. По типу имущества идентифицируется:

-лизинг движимого имущества (в частности, машин­но-технический лизинг);

- лизинг недвижимости

3. По степени окупаемости имущества выделяют:

• лизинг с полной окупаемостью, при котором в тече­ние срока действия одного первоначально заключенного догово­ра реализуется полная выплата лизингодателю покупной сто­имости арендуемого имущества;

• лизинг с неполной окупаемостью, когда в течение сро­ка действия одного первичного договора окупается только часть стоимости арендуемого имущества.

4. В зависимости от условий амортизации различают:

• лизинг с полной амортизацией и соответственно с пол­ной выплатой покупной стоимости объекта лизинга;

• лизинг с неполной амортизацией и соответственно с частичной (долевой) выплатой стоимости.

5. В соответствии с двумя установленными выше призна­ками классификации идентифицируют финансовый и оператив­ный лизинг.

6. По объему и условиям технического обслуживания пе­ редаваемого в лизинг имущества (оборудования) выделяют:

- чистый лизинг, когда все обслуживание передаваемо­го имущества полностью (в полном объеме) берет на себя лизин­гополучатель. Свое название чистый лизинг (net leasing) получил в силу того, что в лизинговые платежи в данном случае не вклю­чаются дополнительные расходы и издержки лизингодателя; это «чистые» платежи, платежи «нетто» по лизинговому договору;

• лизинг с полным набором услуг («мокрый» лизинг (wet leasing)), когда полное обслу­живание имущества возлагается на лизингодателя. По своей стоимости это обычно один из самых дорогих видов лизинга в его современ­ных модификациях. В комплекс услуг наряду с техническим обслуживанием, ремонтом, страхованием могут также включать­ся поставки необходимого для работы дополнительного обору­дования, сырья, подготовка квалифицированного персонала, мар­кетинг и реклама готовой продукции, снабжение топливом;

• лизинг с частичным набором услуг, когда на лизин­годателя возлагаются лишь отдельные специально оговоренные функции по обслуживанию имущества.

7. В зависимости от сектора рынка, где реализуются ли­зинговые операции, идентифицируют:

• внутренний лизинг, когда все участники сделки яв­ляются валютными резидентами одной страны;

• внешний (международный) лизинг. К внешнему ли­зингу относятся сделки, в которых хотя бы одна из сторон либо все стороны одновременно являются резидентами разных стран. Этот вид лизинга включает и сделки, проводимые лизингодате­лем и лизингополучателем одной страны, если хотя бы одна из сторон осуществляет свою операционную деятельность и имеет подписной капитал совместно с иностранной фирмой, например, является смешанным по капиталу совместным предприятием с долевым участием иностранных акционеров и инвесторов.

Вне­шний лизинг в свою очередь подразделяется на экспортный и импортный лизинг, иногда выделяют специально транзитный лизинг.

Экспортный лизинг — лизинг, при котором поставщик

и лизинговая компания находятся в одной стране, а лизингопо­лучатель — иностранная компания за границей. Экспортным лизингом данная сделка квалифицируется в силу того, что в отношении своего однонационального участника (поставщика) лизинговая фирма фактически выполняет функции по стимули­рованию и поощрению национального экспорта.

Импортный лизинг — лизинг, при котором лизинго­вая компания находится в стране лизингополучатель, а постав­щик — иностранная компания за границей. Импортным лизин­гом данная сделка считается в силу того, что в отношении свое­го однонационального участника (лизингополучателя) лизинго­вая фирма выполняет функции по стимулированию и опосредствованию импорта в страну.

Транзитный лизинг — сделка, все участники которой постоянно взаимодействуют и находятся в разных странах. Это наиболее сложная операция для лизинговых компаний, так как требует безусловных знаний правовых, налоговых, внешнеторго­вых и таможенных особенностей, а также валютного законодатель­ства и валютного регулирования, свойственных одновременно ми­нимум двум различным иностранным государствам (рынкам).

8.В соответствии с применением налоговых и амортиза­ционных льгот (преференций), различают

- фиктивный лизинг, если сделка носит чисто оборот­ный спекулятивный характер и заключается с целью извлече­ния наибольшей прибыли за счет получения необоснованных дополнительных налоговых и амортизационных льгот по срав­нению с обычной традиционной внешнеторговой поставкой;

• действительный лизинг, если при проведении сдел­ки цель получения дополнительных налоговых и амортизаци­онных льгот не является основной и определяющей лизинговый договор.

9.По характеру реализации лизинговых платежей (в по­гашение задолженности) выделяют:

• лизинг с денежным платежом, если все платежи про­изводятся в налично-денежной форме;

• лизинг с компенсационным платежом (поставщика­ми), когда платежи осуществляются в форме поставки товаров, произведенных на данном оборудовании, или в форме реализа­ции встречной поставки (предоставление услуги);

- лизинг со смешанным платежом, когда сочетаются в различных формах перечисленные в первых двух случаях виды оплаты лизинговой поставки.

10. В зависимости от условий амортизации и степени окупаемости различают

финансовый и оператив­ный лизинг.

Оперативный лизинг (производственный) (operating leasing) характеризуется небольшим сроком контракта (3-5 лет) и неполной амортизацией оборудования за время аренды.

Для оперативного (эксплуатационного) лизинга харак­терны следующие основные признаки.

1. Лизингодатель не может возместить все свои сово­купные затраты за счет поступления лизинговых платежей от одного лизингополучателя и от однократного договора аренды.

2. Лизинговый контракт заключается, как правило, сроком на 2—5 лет, что объективно значительно меньше срока фактического физического износа современного оборудования. Кроме того, этот контракт и соответственно договор аренды мо­жет быть расторгнут лизингополучателем в любой момент по его собственному усмотрению.

3. Риск порчи и потери объекта лежит обычно полностью на лизингодателе. В лизинговом договоре, однако, может быть предусмотрена выплата некоторой компенсации лизинго­получателем за порчу оборудования, но ее размер всегда существнно меньше первоначально установленной цены имущества.

4. Ставка лизинговых платежей в основном всегда выше, чем при банковском кредите и финансовом лизинге. Это обус­ловлено тем, что лизингодатель, не имея полной гарантии окупаемости затрат, вынужден учитывать различные коммерчес­кие риски путем включаемых в цену лизингового контракта и повышения стоимости услуг.

5. Объектами сделок выступают различные виды машин и оборудования, произведенные по современной технологии,

6. При оперативном лизинге лизинговая компания обыч­но приобретает оборудование заранее, не зная при покупке кон­кретного арендатора.

7. По окончании срока первоначально заключенного лизингового договора лизингополучатель имеет право: продлить срок лизинга на более выгодных для себя условиях, вернуть оборудование лизингодателю, купить оборудование у лизинго­дателя при наличии соглашения (опциона — опционного кон­тракта) на покупку этого оборудования по рыночной стоимости с учетом первоначального износа.

При оперативном лизинге арендные ставки, как правило, выше, чем при финансовом, так как арендодатель не имеет гарантий полной окупаемости затрат. Арендаторы предпочитают оперативный лизинг в следующих случаях, когда:

- предполагаемые доходы от использования арендуемого оборудования не окупают его первоначальной цены;

- арендуемое оборудование требуется на небольшой срок (например, сезонные работы или разовое использование);

- арендуемое оборудование требует специального технического обслуживания;

- арендуется новое, непроверенное оборудование.

Оперативный лизинг используется в сельском хозяйстве, строительстве, горнодобывающей промышленности, на транспорте, процессах электронной обработки информации в различных сферах и, как правило, является прямым. (типичным примером является одноразовое или сезонное пользование самолетами, судами, строительной техникой).

Финансовый лизинг (financial lease) — это соглашение, предусматривающее в течение периода своего действия выплату лизинговых платежей, покрывающих полную стоимость амор­тизации оборудования или его значительную часть, а также возникающие дополнительные издержки и обеспечивающее получение необходимой прибыли арендодателем.

Для финансового лизинга характерны некоторые специфические черты.

1. Обязательное участие третьей стороны (поставщика-посредника либо производителя объекта сделки).

2. Невозможность расторжения договора в течение периода так называемого основного срока аренды, т. е. срока, необходимого для возмещения расходов арендодателя, включающих капитальные затраты на приобретение оборудования, выплату процента и другие издержки арендодателя. Таким образом, финансовый лизинг предусматривает выплату в течение периода соглашения суммы, покрывающей полную стоимость амортизации оборудования, а также прибыль арендодателя. При этом в большинстве случаев обязанность уплаты налогов, расходов по страхованию, техобслуживанию и эксплуатации оборудования лежит на арендаторе.

Между тем на практике подобного рода договоры (контракты) могут расторгаться. Подобная потенциальная возможность расторжения контракта может быть отражена в лизинговом договоре, но в этом случае общая стоимость лизин­говой операции существенно возрастает.

3. Более продолжительный по сравнению с оператив­ным лизингом срок соглашения (обычно близкий к допустимо­му сроку службы объекта).

4. Обычно относительно более высокая общая стоимость объекта лизинговой сделки.

По истечении срока контракта, как и при оперативном лизинге, лизингополучатель может купить объект сделки по остаточной рыночной стоимости, заключить новый договор на несколько меньший срок и по более льготной ставке, вернуть объект лизингодателю.

Финансовый лизинг по экономическим признакам во многом схож с долгосрочным банковским инвестиционным кре­дитованием капитальных вложений. Закономерно поэтому, что основное место на рынке предложения финансового лизинга ныне занимают банки.

Финансовый лизинг имеет различные модифицирован­ные формы:

1. Договор типа «стандарт» (standard financial lease) при­меняется в том случае, когда собственник объекта лизинга не становится в дальнейшем лизингодателем. В подобной ситуа­ции в операции аренды принимают участие как минимум три стороны и лизинговая операция обычно состоит из следующих друг за другом этапов: покупка оборудования, сдача предмета лизинга в аренду, опцион на продажу (опционный контракт).

2. Договор типа «возвратный лизинг» (lease-back) пре­дусматривает, что собственник (поставщик) предмета договора лизинга продает его лизингодателю (как правило, специализи­рованной лизинговой компании) на условиях контракта купли-продажи и одновременно вновь сам приобретает это же оборудо­вание, но только на условиях финансового лизинга. Подобный механизм лизинговой сделки может позволить первоначальному собственнику (владельцу) оборудования несколько улучшить свое текущее финансовое положение на определенном этапе, с одной стороны, с другой, — сохранить за собой полное право пользова­ния указанным имуществом в течение всего срока действия ли­зингового соглашения. При наличии в лизинговом соглашении условия опциона в пользу лизингополучателя бывший базисный собственник может возвратить ранее принадлежавшее ему обору­дование лизинговой компании (лизингодателю).

3. Договор типа «поставщик» (deliver) обусловливает, что предмет лизинга (оборудование) передается сначала собственни­ком лизингодателю и одновременно вновь закупается первона­чальным собственником, но уже на условиях финансового ли­зинга. Однако конечным пользователем в данной схеме высту­пает, в отличие от договора типа «возвратный лизинг», уже тре­тье лицо — конечный лизингополучатель. К особенностям со­глашения типа «поставщик» относятся следующие базисные мо­менты: лизингодатель (лизинговая компания) покупает предмет лизинга у первоначального собственника; бывший собственник объекта лизинга сдает полученный им по лизинговому соглаше­нию № 1 предмет лизинга третьему лицу (конечному пользовате­лю) на основании последующего лизингового соглашения № 2.

В результате операция лизинга этого типа реализуется обычно в несколько последовательных этапов.

На практике используются следующие модифицированные формы базисных лизинговых- соглашений:

«Сухой лизинг» — лизингополучатель самостоятельно обеспечивает полученное по договору аренды имущество (маши­ны, транспортные средства, станки и т.п.).

«Возобновляемый лизинг» — в лизинговом соглашении обусловлена обязательная периодическая замена лизингодате­лем лизингового оборудования арендатора на более совершен­ные образцы.

«Лизинг с привлечением средств» предусматривает по­лучение лизингодателем долгосрочного займа у одного или од­новременно у нескольких кредиторов (банков) на сумму до 80% рыночной стоимости сдаваемых им в аренду активов (под их ипотечный залог).

«Групповой (акционерный) лизинг» — при сдаче в аренду крупномас­штабных объектов высокой стоимости (самолеты, суда, буровые платформы, вышки) в роли лизингодателя одновременно высту­пают несколько компаний.

«Контрактный найм» — специальная форма лизинга, на базе которого лизингополучателю предоставляются в аренду

Рассмотрим особенности и преимущества лизинга для трех организаций: для предприятия-арендатора, для предприятия-изготовителя и для лизинговой компании (посреднической фирме):

1. Для предприятия-арендатора:

- не требуется никаких собственных средств;

- лизинг позволяет экономить средства самофинансирования, собственные наличные средства, сокращая свои потребности в них;

- лизинг позволяет предприятиям избежать потерь, связанных с моральным старением машин, оборудования, так как по окончании срока контракта предприятие может заключить соглашение об аренде более современной техники;

- предприятие может гибко реагировать на изменение конъюнктуры, оперативно обновлять основной капитал, не производя крупных разовых инвестиций;

- дает возможность мелким производителям, не имеющим наличных средств, использовать необходимое им оборудование, не приобретая его в собственность;

- освобождает арендатора от процедур и расходов, связанных с владением имуществом, так как юридически собственником является арендодатель.

2. Для предприятия-изготовителя:

- производители с помощью лизинга предлагают клиентам не только оборудование, но и свой способ финансирования, то есть присоединяют к коммерческому предложению соответствующее финансирование; - расширение круга банковских операций и рост числа клиентов; - снижение риска потерь от неплатежеспособности арендатора; - собственность на лизинговое имущество сохраняется за арендодателем (банком); - арендодатель (банк) начисляет амортизацию, которая не облагается налогом и направляется на увеличение фонда новых закупок банка.

3. Для посреднической организации (лизинговой фирмы):

- выгодная цена получается от процентов при продаже контрактов по сдаче в наем;

- владелец имущества (отдающий в наем) лучше застрахован от неплатежей своего съемщика.

Преимущества лизинга перед обычной ссудой:

1. Лизинг предполагает стопроцентное кредитование и не требует немедленного начала платежей. При использовании обычного кредита для покупки имущества предприятие должно было бы оплатить около 15% стоимости покупки за счет собственных средств. При лизинге контракт заключается на полную стоимость имущества.

2. Проще получить контракт по лизингу, чем ссуду, особенно это относится к мелким и средним предприятиям.

3. Лизинговое соглашение более гибко, чем ссуда. Ссуда всегда предполагает ограниченные сроки и размеры погашения. При лизинге арендатор может рассчитывать поступление своих доходов и выработать с арендодателем удобную для него схему финансирования. Платежи могут быть ежемесячными, ежеквартальными и т.д., суммы платежей могут отличаться друг от друга.

4. Риск устаревания оборудования целиком ложится на арендодателя, но он имеет возможность постоянно обновлять парк оборудования.

5. В случае лизинга арендатор может использовать сразу гораздо больше производственных мощностей, чем при покупке.

6. Так как лизинг долгое время служит средством реализации продукции и развития производства, то государственная политика, как правило, направлена на поощрение и расширение лизинговых операций.

7. Международный валютный фонд не учитывает сумму лизинговых сделок в подсчете национальной задолженности (т.е. существует возможность превысить лимиты кредитной задолженности, устанавливаемые фондом по отдельным странам).

Следует отметить, что лизинг обладает и рядом недостатков:

- арендатор не выигрывает на повышении остаточной стоимости оборудования (в частности, из-за инфляции);

- при финансовом лизинге арендные платежи не прекращаются до окончания срока контракта даже, если вследствие научно-технического прогресса оборудование устаревает;

- считается, что стоимость лизинга больше, чем ссуды. Однако, нельзя забывать, что риск устаревания оборудования ложится на арендодателя, и поэтому он берет большую комиссию для компенсации;

- сложность организации лизинга.

Участники и операторы мирового рынка лизинга, особенности его функционирования в 90-е годы, прогнозные сценарии развития

Существенную роль в формировании международного рынка лизинговых услуг сыграла деятельность многонациональных лизинговых объединений типа Orion Leasing Group (ОЛГ), которые осуществляют операции одновременно во многих странах мира как с предприятиями государственного сектора, так и с частными компаниями. Объединение ОЛГ рас­полагает ныне диверсифицированной сетью филиалов в разных государствах и предоставляет в аренду самые различные про­мышленные объекты — от самолетов до комплексных промыш­ленных предприятий.

Кроме того, несомненно, что первостепенная роль в международных лизинговых операциях в индустриально раз­витых странах принадлежит так называемым лизинговым клу­бам. Их деятельность основана на посредничестве в осуществ­лении внешних поставок по лизингу из одной страны в дру­гую. Так, если клиент из одной страны обратился к фирме — участнице клуба из другой страны с просьбой о поставке из этой страны оборудования на условиях лизинга, то данная фир­ма предлагает клиента фирме — участнице клуба непосредствен­но из его страны. Фирма, предложившая такого клиента, в свою очередь получает комиссионные за посредничество, но никаких обязательств на себя не берет и дальнейший ход ли­зинговой операции от нее обычно не зависит. Лизинговые клу­бы получили распространение прежде всего в Западной Евро­пе. Ассоциация Intel-lease объединяет лизинговые фирмы Бельгии, Великобритании, Дании, Италии, Испании, Нидерландов, Норвегии, Франции, Германии, Швейцарии и Швеции; в ассо­циацию Lease-club на правах равных участников входят лизин­говые фирмы из 10 стран Европы, а также Австралии. Ряд объе­динений создан по территориальному признаку и в других реги­онах, например Eptalease в Азии.

Среди международных лизинговых компаний продол­жают лидировать американские. Но если раньше безусловными лидерами были самостоятельные лизинговые фирмы, такие, как United States Leasing Corp., PATS, ITEL, то ныне их сменили дочерние лизинговые подразделения транснациональных банков США, таких, как City Corp., Bank America Corp., Chemical Bank, Manufacturers Hannover Trust Corp. и другие. С середины 80-х годов с американскими компаниями, сохранившими в целом крайне прочные позиции на рынке, вступают на равных в серь­езную конкуренцию западноевропейские, прежде всего англий­ские, фирмы, относящиеся по капиталу к «большой четверке» английских клиринговых банков: Barklays Bank, Lloyds Bank, National Westminster Bank, Midland Bank.

В странах тихоокеанского бассейна прочные позиции неизменно занимают японские компании во главе с Orient Leasing и General Leasing, представляющие по своему капиталу мощ­ную финансовую группу Японии Sumitomo.

Лидирующее положение по масштабам экспортных ли­зинговых операций, равно как по объемам оборота внутренне­го лизинга, занимают США (около 8—10 млрд дол. США в год), Япония (3—4 млрд дол.), Великобритания (0,5—1,5 млрд дол. в год). Эти цифры выглядят достаточно скромно по срав­нению с показателями совокупного экспорта машин и оборудо­вания указанных стран: в США 8—11% стоимости экспорта вывозимых машин и оборудования, в Японии — 2—4%, в Ве­ликобритании — 1,5—4,5%, а в целом в индустриально разви­тых странах — 3—4,5%.

Несмотря на свое динамичное развитие, международ­ный внешний лизинг пока не стал доминирующей формой ли­зинговых операций. Его доля в совокупном объеме глобального мирового рынка лизинговых услуг составляет, по экспертным оценкам, не более 15—17%.

Это еще одна форма внешнеэкономической деятельности. Она возникает при установлении регулярных взаимных поставок товаров, комплектующих изделий и подрядных услуг. В результате этого образуется устойчивая промышленная кооперация. Этому способствуют, также, разрушительные последствия конкуренции независимых товаропроизводителей современного дорогостоящего оборудования. Соперничающие фирмы предпочитают договариваться о разделении производственных программ, специализации на тех или иных готовых изделиях, агрегатах, деталях. Распространенной практикой являются соглашения о производстве товаров одной фирмой из материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий другой фирмы (т.е., на давальческой основе). Углубление специализации производственных программ, как правило, сопровождается расширением объемов кооперационных связей: фирмы интенсивно обмениваются результатами научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), техническими нормами и стандартами, лицензиями и патентами, технической документацией и ценными бумагами.

Наиболее распространенными видами производственной кооперации являются:

- подрядное кооперирование;

- договорная специализация производства или разделение производственных программ;

- совместное производство.

Самый старый вид производственных связей - подрядное кооперирование. Одна из сторон соглашения (заказчик) поручает другой стороне (исполнителю) выполнение определенной работы в соответствии с заранее обусловленными требованиями к ее выполнению (ассортимент, объемы, сроки, коммерческие условия). Заказчик может заключить соглашение с одним контрагентом, который организует участие в работах других фирм - субподрядчиков, либо - с несколькими контрагентами на различные виды работ. Предметом подряда обычно являются геологоразведочные работы, реконструкция и модернизация промышленных и иных объектов, работы в области инженерно-консультационной деятельности. Конкретными объектами производственного подряда могут быть: выполнение технологических операций по поручению заказчика с целью превращения полуфабрикатов в готовые комплектующие изделия; выпуск компонентов по чертежам и спецификациям заказчика; сборка узлов и агрегатов из компонентов, производимых подрядчиком (заказчиком) или его субподрядчиками и др. В случае необходимости экспортер (заказчик) может передать партнеру технологию, оборудование и материалы для обработки полуфабрикатов или производства компонентов.

Следующий вид производственной кооперации - договорная специализация производства. Она предполагает постоянный обмен результатами НИОКР, разграничение выполнения отдельных частей и этапов производственных программ, осуществление в случае необходимости перераспределения капитальных вложений и т.д. Договорная специализация может выступать как подетальная и технологическая. При создании сложных видов продукции получило распространение совместное производство, при котором партнеры на всех этапах (НИОКР- освоение- производство- исследование рынков- сбыт- сервисное обслуживание) тесно взаимодействуют для достижения намеченного конечного результата.

Такое сотрудничество часто оформляется в виде консорциума - временного договорного объединения фирм для осуществления конкретного экономического проекта. Стороны консорциума остаются юридически самостоятельными партнерами, совместно финансирующими производство и сбыт изделий.

Установление кооперационных связей оформляется в виде контракта, хозяйственного договора, протокола об осуществлении производственных и научно-технических связей. Хозяйственные договоры охватывают все виды деятельности партнеров и содержат следующее: определение сторон; объем взаимных поставок; обязательства сторон по выпуску конкретных видов изделий (группы, виды: типоразмеры и т.д.); цены на кооперируемую продукцию; сроки поставки; взаимные платежи; проведение совместных научных исследований и разработок; взаимные обязательства о невозобновлении производства продукции, переданной партнеру; оговорки об использовании товарных знаков фирмы-продавца; обязательства фирм соблюдать технологию производства, качество и технические параметры изделий; согласование технических норм и стандартов, обмен лицензиями и технической документацией; совместные капиталовложения; согласование сторонами региона сбыта готовой продукции сторонами; штрафные санкции; организационные формы управления кооперацией; подготовка и повышение квалификации кадров; соблюдение секретности и передача информации третьим лицам; обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор); рассмотрение споров (арбитраж); условия расторжения договора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: