Человек как биосоциальный феномен
Основные этапы развития биосферы (биосферогенез):
• появление простейших клеток-прокариотов;
• появление значительно более высокоорганизованных клеток-эукариотов;
• объединение клеток-эукариотов с образованием многоклеточных организмов, функциональная дифференциация клеток в организмах;
• появление организмов с твердыми скелетами, открывшее путь к образованию высших животных;
• возникновение у высших животных развитой нервной системы и формирование мозга как центра сбора, переработки, хранения информации и управления на ее основе функционированием и поведением организмов;
• формирование разума как высшей формы деятельности мозга;
• образование социальной общности людей - носителей разума.
Вершиной направленного развития биосферы стало появление в ней человека, открывшего эру становления наЗемле разума. В историиЗемли был период чисто геологической эволюции, его сменил период геолого-биологической эволюции, а с появлением человека открылся период психогенеза - духовной эволюции. Рождение разума знаменует собой ни с чем не сравнимый, качественный переход к новой стадии развития мира.
|
|
200 лет назад биолог Ж.Б. Ламарк утверждал, что человек, ослепленный эгоизмом вследствие беззаботного отношения к себе подобным, сам способствует уничтожению средств самосохранения и, тем самым, истреблению своего вида. Можно считать, что назначение человека заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания.
В 20 в. уничтожено более половины лесов, 1/3 плодородных земель, сожжена 3-я часть органического вещества планеты. Потери биоты восполняются животными и искусственными растениями. Т. е. планета обрекает на себя на утверждение искусственной жизни.
По существующим прогнозам исчерпание природных ресурсов наступит:
нефти через 50 лет
Аl – 55 лет
Природного газа – 80 лет
Угля через 150 лет
Fe – через 143 год
Вместе со средой деградирует человек, теряя природные качества: генетические, физиологические, психические, физические. В наступление идут болезни цивилизации.
Глобальный экологический кризис - всеобъемлющий эпохальный кризис, пронизывающий все стороны человечества. Проблемы носят всеобъемлющий характер и охватывают все факторы жизнедеятельности человека: психологические, социальные, экономические.
Римский клуб сформулировал основные проблемы:
1. бесконтрольное распространение человека по планете;
2. неравенство и неоднородность общества;
3. социальная несправедливость;
4. широкое распространение бедности, голода;
|
|
5. безработица;
6. мания роста;
7. инфляция;
8. энергетический кризис;
9. существующий и потенциальный недостаток природных ресурсов;
10. распад международной торговой и финансовой системы;
11. протекционизм;
12. неграмотность и устаревшая система образования;
13. бунты среди молодежи;
14. отчуждение;
15. упадок городов;
16. преступность и наркомания;
17. взрыв насилия;
18. пытки и террор;
19. пренебрежение законом и порядком;
20. ядерное безумие;
21. политическая коррупция;
22. бюрократия;
23. деградация окружающей среды;
24. упадок моральных ценностей;
25. утрата веры;
26. ощущение нестабильности.
Существуют предельные состояния биосферы, переступать которые человечество не должно ни при каких обстоятельствах, т. к. последствия будут неотвратимыми. Выполнение императива требует жестких условий, наложенных на характер человеческой активности и поведение отдельных людей. Соотношение этого жесткого закона и свободы человека представляет сугубо практический интерес (проблема выживания).
Н.А. Бердяев разработал учение о долге человечества перед природой, смысл которого на основе свободы выбора возвратить себя к Богу.
Экологический императив (ЭИ) - один из способов реализации этой цели. Выполнение экологического императива - результат воспитания и обучения, в основу которых должно быть положено движение от антропоцентризма к биосфероцентризму. Экологическое сознание должно определять любое действие человека.
Человечество находится на грани экологической катастрофы, в основе которого лежит отсутствие осознания необходимости духовного и психического перерождения людей на Земле с целью не допущения такой катастрофы.
Как панацея от всех болезней предполагается в воспитательной, образовательной сфере и в культуре в целом в основу положить экологический императив, т. е. приоритетное освещение экологических вопросов.
В основе лежит осознанное того, что запас прочности природы, как условие выживания, жизнедеятельности человека и животных организмов в настоящем времени исчерпан.
Внедрение и разработка более чистых производственных технологий, вложение материальных средств в экологические программы могут лишь отодвинуть срок катастрофы, но не предотвратить ее.
Для предотвращения необходимы кардинальные меры – изменение мировоззрения человека. В системе образования это в первую очередь связано с раскрытием феномена человека, с познанием его биологических, энергоинформационных, интеллектуальных — эволюционных возможностей.
Ставя на 1-е место вопрос развития науки о человеке, академик Н.Н. Моисеев утверждает, что без развития науки о человеке, человечества может не стать.
Лидирующее место в культуре нашей эпохи принадлежит науке. В создавшейся ситуации очевидна необходимость привнесения в сферу науки нравственных, эстетических категорий, отражающих единение человека с природой, целостное видение мира на базе современных представлений естествознания, что может стать основой для формирования нового мировоззрения человека.
Человек - элемент биосферы, поэтому его надо рассматривать во взаимосвязи с биосферой. Жизнь на Земле, представленная громадным количеством организмов, произвела глубочайшие изменения в облике планеты, совершенствуясь и распространяясь живые организмы принимали все большее участие перераспределении веществ в биосфере.
Биосфера - область активной жизни, охватывающая нижнюю часть атмосферы и верхнюю гидросферы и литосферы.
Растения, ассимилируя углерод из СО2, привели к созданию атмосферы, содержащей свободный О2, который является не только активным химическим агентом, но и источником озона, преградившим путь к поверхности Земли ультрафиолетовым лучам.
|
|
Углерод, ассимилировавшийся в растениях, образовал запас органических соединений. Растительный покров изменил коэффициент отражения суши для различных участков солнечного спектра. Образование осадочных пород в мировом океане привело к изменению свойств земной коры. Все эти явления называются биосферой, где развертывались и продолжались жизненные явления. В биосфере живое вещество и среда обитания органически связаны, взаимодействуют друг с другом и образуют целостную систему.
Биосфера - активная оболочка Земли, в которой совокупная деятельность основных организмов проявляется как геохимический фактор планетарного масштаба излучения.
Определение Вернадского: биосфера — область активной жизни, охватывающая нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы.
В биосфере живые организмы (живое вещество и среда обитания органически связаны и взаимодействуют друг с другом). При этом образуется целостная система. Впервые термин использовался в 1911 г.
Докучаев первым стал рассматривать соотношение между живыми организмами, минералами и растениями, рассматривая процессы почвообразования и обращая внимание на взаимодействие абиогенных и биогенных факторов в этом процессе.
Вернадский выделил особенности биосферы:
она представляет собой оболочку жизни, область существования живого;
можно рассматривать, как область земной коры, занятая трансформаторами, преобразователями космического излучения в земную энергию, тепловую, химическую;
биосфера является ведущим фактором преобразования лика Земли, ускоряет химические реакции + преобразует окружающую среду
неравновесность (работа живого вещества и солнечной энергии).
Принцип Бауэра, об устойчивости неравновесности систем, действует в биосфере в целом (например, газовый состав атмосферы, солевой состав океана).
обводненность. В воде всегда существует жизнь; содержание воды в тканях организмов в 5 раз больше, чем во всех реках Земли, объем воды, содержащаяся в корнях обновляется за несколько минут (малый круговорот): круговорот воды определяется использованием воды растениями; на море весь объем воды фильтруется планктоном за пол года, верхний слой воды (0,5 км) обновляется за 20 дней.
|
|
неразрывная связь с космосом и Солнцем.
Основатель гелиобиологии А. Чижевский говорил: «Все, подчинено ритму Солнца: от массового размножения саранчи до средней успеваемости школьника»
- В настоящее время биосферой называют область распространения жизни на Земле. Она включает совокупность всех организмов и их остатков, а также части литосферы, гидросферы и атмосферы, как населенные ныне живущими организмами, так и преобразованные их прошлой деятельностью.
- Биосфера – есть оболочка Земли, состав, структура и энергетика которой определяется совокупной деятельностью живых организмов.
- Биосфера охватывает часть атмосферы до высоты озонового экрана (20-25 км), часть литосферы, особенно кору выветривания, и всю гидросферу. Нижняя граница опускается в среднем на 2-3 км на суше и на 1-2 км ниже дна океана.
- Биосфера (по И. Вернадскому) включает семь основных компонентов: живое вещество – совокупность живых организмов; биогенное вещество – создаваемое и перерабатываемое организмами (газы атмосферы, каменный уголь, битумы, известь и т.п.); косное вещество – образующее без участия организмов (продукты тектонической деятельности и пр.); биокосное вещество – результат совместной деятельности организмов и абиогенных процессов (вода, почва, кора выветривания); радиоактивное вещество; рассеянные атомы и вещество космического происхождения (метеориты, космическая пыль). В настоящее время вместо термина «живое вещество» употребляют другие выражения: «совокупность организмов», «живой покров Земли», «пленка жизни», «биомасса Земли», «биос», «биотический круговорот» и т.п. Вместо термина «косное вещество» говорят о «минеральных элементах», «абиогенном веществе», «неорганическом веществе» и т.п.
*Термин «биосфера» ввел австрийский геолог Э. Зюсс (1875 г.). Заслуга создания целостного учения о биосфере принадлежит В.И. Вернадскому (1863-1945 гг.)
Существенная особенность биосферы – биогенная миграция атомов химических элементов, вызванная лучистой энергией Солнца и выражающаяся в процессах обмена веществ, росте и размножении организмов. Биогенная миграция атомов подчиняется двум биогеохимическим принципам (В.И. Вернадский, 1940 г.): а) стремится к максимальному проявлению; б) приводит к выживанию организмов, увеличивающих биогенную миграцию атомов биосферы.
Биогеохимические функции биосферы:
- газовая, включающая биогенную миграцию газов в результате фотосинтеза и азот фиксации;
- концентрационная, состоящая в аккумуляции живыми организмами химических элементов, рассеянных во внешней среде;
- окислительно-восстановительная, в частности, превращение веществ, содержащих атомы с переменной валентностью (железо, марганец, и т.п.);
- биохимическая – процессы, протекающие в живых организмах.
Биохимические функции биосферы характеризуют ее как целостную систему.
Посредством этих функций осуществляется круговорот органического вещества на Земле.
В процессе жизнедеятельности растений за счет солнечной энергии и имеющихся у земной поверхности веществ ежегодно образуется около 180 млрд. тонн растительной биомассы (в сухо весе) и около 300 млрд. тонн всей воды, испаряющейся с поверхности суши. Весь кислород атмосферы оборачивается через организмы примерно за 2 тыс. лет, углекислота совершает полный цикл за 300 лет, а вся вода океанов, морей и рек разлагается и восстанавливается в биотическую круговороте за 2 млн. лет. За время эволюции жизни углекислота, кислород и вода прошли через живое вещество планеты не одну тысячу раз.