Экологический императив

Человек как биосоциальный феномен

Основные этапы развития биосферы (биосферогенез):

• появление простейших клеток-прокариотов;

• появление значительно более высокоорганизованных клеток-эукариотов;

• объединение клеток-эукариотов с образованием многоклеточных организмов, функциональная дифференциация клеток в организмах;

• появление организмов с твердыми скелетами, открывшее путь к образованию высших животных;

• возникновение у высших животных развитой нервной системы и формирование мозга как центра сбора, переработки, хранения информации и управления на ее основе функционированием и поведением организмов;

• формирование разума как высшей формы деятельности мозга;

• образование социальной общности людей - носителей разума.

Вершиной направленного развития биосферы стало появление в ней человека, открывшего эру становления наЗемле разума. В историиЗемли был период чисто геологической эволюции, его сменил период геолого-биологической эволюции, а с появлением человека открылся период психогенеза - духовной эволюции. Рождение разума знаменует собой ни с чем не сравнимый, качественный переход к новой стадии развития мира.

200 лет назад биолог Ж.Б. Ламарк утверждал, что человек, ослепленный эгоизмом вследствие беззаботного отношения к себе подобным, сам способствует уничтожению средств самосохранения и, тем самым, истреблению своего вида. Можно считать, что назначение человека заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания.

В 20 в. уничтожено более половины лесов, 1/3 плодородных земель, сожжена 3-я часть органического вещества планеты. Потери биоты восполняются животными и искусственными растениями. Т. е. планета обрекает на себя на утверждение искусственной жизни.

По существующим прогнозам исчерпание природных ресурсов наступит:

нефти через 50 лет

Аl – 55 лет

Природного газа – 80 лет

Угля через 150 лет

Fe – через 143 год

Вместе со средой деградирует человек, теряя природные качества: генетические, физиологические, психические, физические. В наступление идут болезни цивилизации.

Глобальный экологический кризис - всеобъемлющий эпохальный кризис, пронизывающий все стороны человечества. Проблемы носят всеобъемлющий характер и охватывают все факторы жизнедеятельности человека: психологические, социальные, экономические.

Римский клуб сформулировал основные проблемы:

1. бесконтрольное распространение человека по планете;

2. неравенство и неоднородность общества;

3. социальная несправедливость;

4. широкое распространение бедности, голода;

5. безработица;

6. мания роста;

7. инфляция;

8. энергетический кризис;

9. существующий и потенциальный недостаток природных ресурсов;

10. распад международной торговой и финансовой системы;

11. протекционизм;

12. неграмотность и устаревшая система образования;

13. бунты среди молодежи;

14. отчуждение;

15. упадок городов;

16. преступность и наркомания;

17. взрыв насилия;

18. пытки и террор;

19. пренебрежение законом и порядком;

20. ядерное безумие;

21. политическая коррупция;

22. бюрократия;

23. деградация окружающей среды;

24. упадок моральных ценностей;

25. утрата веры;

26. ощущение нестабильности.

Существуют предельные состояния биосферы, переступать которые человечество не должно ни при каких обстоятельствах, т. к. последствия будут неотвратимыми. Выполнение императива требует жестких условий, наложенных на характер человеческой активности и поведение отдельных людей. Соотношение этого жесткого закона и свободы человека представляет сугубо практический интерес (проблема выживания).

Н.А. Бердяев разработал учение о долге человечества перед природой, смысл которого на основе свободы выбора возвратить себя к Богу.

Экологический императив (ЭИ) - один из способов реализации этой цели. Выполнение экологического императива - результат воспитания и обучения, в основу которых должно быть положено движение от антропоцентризма к биосфероцентризму. Экологическое сознание должно определять любое действие человека.

Человечество находится на грани экологической катастрофы, в основе которого лежит отсутствие осознания необходимости духовного и психического перерождения людей на Земле с целью не допущения такой катастрофы.

Как панацея от всех болезней предполагается в воспитательной, образовательной сфере и в культуре в целом в основу положить экологический императив, т. е. приоритетное освещение экологических вопросов.

В основе лежит осознанное того, что запас прочности природы, как условие выживания, жизнедеятельности человека и животных организмов в настоящем времени исчерпан.

Внедрение и разработка более чистых производственных технологий, вложение материальных средств в экологические программы могут лишь отодвинуть срок катастрофы, но не предотвратить ее.

Для предотвращения необходимы кардинальные меры – изменение мировоззрения человека. В системе образования это в первую очередь связано с раскрытием феномена человека, с познанием его биологических, энергоинформационных, интеллектуальных — эволюционных возможностей.

Ставя на 1-е место вопрос развития науки о человеке, академик Н.Н. Моисеев утверждает, что без развития науки о человеке, человечества может не стать.

Лидирующее место в культуре нашей эпохи принадлежит науке. В создавшейся ситуации очевидна необходимость привнесения в сферу науки нравственных, эстетических категорий, отражающих единение человека с природой, целостное видение мира на базе современных представлений естествознания, что может стать основой для формирования нового мировоззрения человека.

Человек - элемент биосферы, поэтому его надо рассматривать во взаимосвязи с биосферой. Жизнь на Земле, представленная громадным количеством организмов, произвела глубочайшие изменения в облике планеты, совершенствуясь и распространяясь живые организмы принимали все большее участие перераспределении веществ в биосфере.

Биосфера - область активной жизни, охватывающая нижнюю часть атмосферы и верхнюю гидросферы и литосферы.

Растения, ассимилируя углерод из СО2, привели к созданию атмосферы, содержащей свободный О2, который является не только активным химическим агентом, но и источником озона, преградившим путь к поверхности Земли ультрафиолетовым лучам.

Углерод, ассимилировавшийся в растениях, образовал запас органических соединений. Растительный покров изменил коэффициент отражения суши для различных участков солнечного спектра. Образование осадочных пород в мировом океане привело к изменению свойств земной коры. Все эти явления называются биосферой, где развертывались и продолжались жизненные явления. В биосфере живое вещество и среда обитания органически связаны, взаимодействуют друг с другом и образуют целостную систему.

Биосфера - активная оболочка Земли, в которой совокупная деятельность основных организмов проявляется как геохимический фактор планетарного масштаба излучения.

Определение Вернадского: биосфера — область активной жизни, охватывающая нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы.

В биосфере живые организмы (живое вещество и среда обитания органически связаны и взаимодействуют друг с другом). При этом образуется целостная система. Впервые термин использовался в 1911 г.

Докучаев первым стал рассматривать соотношение между живыми организмами, минералами и растениями, рассматривая процессы почвообразования и обращая внимание на взаимодействие абиогенных и биогенных факторов в этом процессе.

Вернадский выделил особенности биосферы:

 она представляет собой оболочку жизни, область существования живого;

 можно рассматривать, как область земной коры, занятая трансформаторами, преобразователями космического излучения в земную энергию, тепловую, химическую;

 биосфера является ведущим фактором преобразования лика Земли, ускоряет химические реакции + преобразует окружающую среду

 неравновесность (работа живого вещества и солнечной энергии).

 Принцип Бауэра, об устойчивости неравновесности систем, действует в биосфере в целом (например, газовый состав атмосферы, солевой состав океана).

 обводненность. В воде всегда существует жизнь; содержание воды в тканях организмов в 5 раз больше, чем во всех реках Земли, объем воды, содержащаяся в корнях обновляется за несколько минут (малый круговорот): круговорот воды определяется использованием воды растениями; на море весь объем воды фильтруется планктоном за пол года, верхний слой воды (0,5 км) обновляется за 20 дней.

 неразрывная связь с космосом и Солнцем.

 Основатель гелиобиологии А. Чижевский говорил: «Все, подчинено ритму Солнца: от массового размножения саранчи до средней успеваемости школьника»

- В настоящее время биосферой называют область распространения жизни на Земле. Она включает совокупность всех организмов и их остатков, а также части литосферы, гидросферы и атмосферы, как населенные ныне живущими организмами, так и преобразованные их прошлой деятельностью.

- Биосфера – есть оболочка Земли, состав, структура и энергетика которой определяется совокупной деятельностью живых организмов.

- Биосфера охватывает часть атмосферы до высоты озонового экрана (20-25 км), часть литосферы, особенно кору выветривания, и всю гидросферу. Нижняя граница опускается в среднем на 2-3 км на суше и на 1-2 км ниже дна океана.

- Биосфера (по И. Вернадскому) включает семь основных компонентов: живое вещество – совокупность живых организмов; биогенное вещество – создаваемое и перерабатываемое организмами (газы атмосферы, каменный уголь, битумы, известь и т.п.); косное вещество – образующее без участия организмов (продукты тектонической деятельности и пр.); биокосное вещество – результат совместной деятельности организмов и абиогенных процессов (вода, почва, кора выветривания); радиоактивное вещество; рассеянные атомы и вещество космического происхождения (метеориты, космическая пыль). В настоящее время вместо термина «живое вещество» употребляют другие выражения: «совокупность организмов», «живой покров Земли», «пленка жизни», «биомасса Земли», «биос», «биотический круговорот» и т.п. Вместо термина «косное вещество» говорят о «минеральных элементах», «абиогенном веществе», «неорганическом веществе» и т.п.

*Термин «биосфера» ввел австрийский геолог Э. Зюсс (1875 г.). Заслуга создания целостного учения о биосфере принадлежит В.И. Вернадскому (1863-1945 гг.)

Существенная особенность биосферы – биогенная миграция атомов химических элементов, вызванная лучистой энергией Солнца и выражающаяся в процессах обмена веществ, росте и размножении организмов. Биогенная миграция атомов подчиняется двум биогеохимическим принципам (В.И. Вернадский, 1940 г.): а) стремится к максимальному проявлению; б) приводит к выживанию организмов, увеличивающих биогенную миграцию атомов биосферы.

Биогеохимические функции биосферы:

- газовая, включающая биогенную миграцию газов в результате фотосинтеза и азот фиксации;

- концентрационная, состоящая в аккумуляции живыми организмами химических элементов, рассеянных во внешней среде;

- окислительно-восстановительная, в частности, превращение веществ, содержащих атомы с переменной валентностью (железо, марганец, и т.п.);

- биохимическая – процессы, протекающие в живых организмах.

Биохимические функции биосферы характеризуют ее как целостную систему.

Посредством этих функций осуществляется круговорот органического вещества на Земле.

В процессе жизнедеятельности растений за счет солнечной энергии и имеющихся у земной поверхности веществ ежегодно образуется около 180 млрд. тонн растительной биомассы (в сухо весе) и около 300 млрд. тонн всей воды, испаряющейся с поверхности суши. Весь кислород атмосферы оборачивается через организмы примерно за 2 тыс. лет, углекислота совершает полный цикл за 300 лет, а вся вода океанов, морей и рек разлагается и восстанавливается в биотическую круговороте за 2 млн. лет. За время эволюции жизни углекислота, кислород и вода прошли через живое вещество планеты не одну тысячу раз.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: