Мостова схеми вимірювання ТО

Задания к выполнению СРС и проведению СРСП

Тематика рефератов эссе презентаций кейсов по курсу

  1. Теоретические аспекты установления цены и ее роль в рыночной экономике
  2. Значение и сущность стоимости и цены товара.
  3. Современные теории ценообразования.
  4. Формирование цен в рыночных условиях
  5. Уровень конкурентности рынка как фактор ценообразования.
  6. Формирования розничной цены.
  7. Взаимосвязь установления цены с исследованиями маркетинга
  8. Особенности ценообразования на различных типах рынках
  9. Установление цен на монопольных рынках.
  10. Ценовая дискриминация. Виды ценовой дискриминации.
  11. Значение налогов в ценообразовании
  12. Значение наценок и надбавок в ценообразовании
  13. Метод расчета цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли.
  14. Метод установления цены на основе анализа рентабельности инвестиций.
  15. Информация об участниках рынка ценообразования
  16. Цена в условиях рыночной экономики
  17. Ценовая политика государства
  18. Особенности ценовой политики предприятия
  19. Значение скидок при формировании финансовой политики.
  20. Ценовая война.
  21. Справедливое ценообразование.
  22. Государственное регулирование рынка и цен.
  23. Прямое вмешательство государства в процесс ценообразования.
  24. Таможенная стоимость и методы их определения.
  25. Трансфертные цены.
  26. Общие закономерности при регулировании и реформировании ценообразования в зарубежных странах
  27. Регулирование и контроль цен в странах с развитой рыночной экономикой
  28. Основные принципы реформирования ценообразования в Казахстане

Контрольные вопросы

1. Теоретические основы цены: трудовая теория стоимости, теория предельной полезности, закон спроса и предложения. Цена и полезность товара. Понятие о «цене потребления».

2. Место и роль цены в рыночном хозяйстве. Рынок и цена как категории, обусловленные товарным производством.

3. Ключевая роль цены в рыночном хозяйстве. Законы спроса и предложения как важнейшие факторы, оказывающие влияние на формирование цен и их взаимодействие.

4. Факторы, определяющие динамику цен. Стратегический и тактический факторы и их содержание. Конкуренция и цены.

5. Экономические функции цены. Учетная, стимулирующая, распределительная функции и их характеристика.

6. Функция цены по сбалансированию спроса и предложения и ее особая роль в условиях рынка.

7. Функция цены как критерия рационального размещения производства. Взаимосвязь функций цены.

8. Методология ценообразования. Методы и принципы ценообразования как важнейшие элементы методологии, их характеристика. Методики ценообразования.

9. Формирование нормативно-законодательной базы рыночного ценообразования в Казахстане.

10. Регулирование цен в рыночном хозяйстве. Содержание и формы государственного контроля.

11. Органы, осуществляющие мониторинг цен. Санкции за нарушение государственной дисциплины цен.

12. Понятие и сущность цены.

13. Принципиальные отличия формирования цен в условиях рынка и в плановой экономике.

14. Рынок как основная форма проявления товарно – денежных отношений и стоимостных категорий.

15. Стратегические (изменение стоимости) и тактические (конъюнктура рынка) факторы формирования цен.

16. Функции цен. Система цен.

17. Виды цен и их классификация по группам.

18. Определение системы цен. Взаимосвязь и взаимозависимость различных видов цен (оптовых, закупочных, розничных, тарифов транспорта).

19. Виды цен и их классификация. Виды цен в зависимости от обслуживаемой сферы товарного обращения (оптовые, закупочные, розничные), их роль и назначение.

20. Оптовые (отпускные) цены предприятия (цены изготовителя продукции) и оптовые цены промышленности, розничные цены.

21. Понятие о составе и структуре цены.

22. Виды цен в зависимости от вида рынка (цены товарных аукционов, биржевые котировки, цены торгов). Внутрифирменные цены (трансфертные цены). Рыночная цена.

23. Виды цен в зависимости от степени новизны товара, методы формирования цен на новые товары: цены «снятия сливок», престижные цены, цены «проникновения на рынок», цены следования за лидером и др.

24. Цены на товары, реализуемые на рынке относительно длительное время (падающая, долговременная, потребительского сегмента рынка, гибкая).

25. Классификация цен по способу установления, фиксации (в договоре, контракте).

26. Характеристика твердых, подвижных, скользящих цен. Распределение риска потерь от инфляции.

27. Расчет скользящих цен. Период скольжения, лимит скольжения.

28. Виды цен в зависимости от учета в них транспортных расходов на доставку продукции до места потребления (франко-станция отправления, франко-станция назначения).

29. Виды цен в зависимости от степени участия государства в их формировании. Их характеристика. Регулируемые и фиксированные цены. Сфера применения регулируемых цен. Понятие свободных рыночных цен.

30. Классификация цен по способу получения информации об уровне цены. Публикуемые цены. Виды справочных цен, сфера их применения, отражение фактических цен сделок

31. Классификация цен по способу отражения фактора времени. Цены текущие, средние, сопоставимые. Способы расчета средних цен. Приведение цен в сопоставимый вид. Индекс инфляции. Индексы цен. Относительные цены.

32. Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот. Особенности формирования цен на экспортируемые и импортируемые товары. Контрактные цены. Таможенные пошлины.

33. Рыночный спрос и факторы, его определяющие. Взаимодействие цены и спроса. Характеристика объема спроса и функции спроса. Кривая спроса. Неценовые факторы, оказывающие влияние на изменение спроса.

34. Взаимосвязь цены и предложения. Характеристика объема предложения и функции предложения. Кривая предложения. Неценовые факторы, влияющие на изменение предложения.

35. Виды равновесия спроса и предложения. Определение равновесной цены и ее динамика.

36. Эластичность спроса от цены, методы ее определения и учет в ценообразовании. Классификация товаров по степени эластичности спроса. Расчет коэффициентов эластичности: прямых, перекрестных, по доходу. Факторы, влияющие на эластичность спроса. Практическое применение коэффициента прямой эластичности по цене.

37. Состояние финансово-кредитной сферы и ее воздействие на уровень и динамику цен. Влияние потребителей на уровень цен.

38. Государственное регулирование экономики и его воздействие на цены. Влияние участников каналов товародвижения на цены. Конкуренция и ее воздействие на уровень цен.

39. Воздействие издержек на уровень и динамику цен.

40. Особенности ценообразования на различных типах рынков.

41. Влияние конкуренции на процесс обоснования цен. Ценообразование на рынке совершенной (чистой) конкуренции.

42. Специфика формирования цен на рынке монополистической конкуренции. Формирование цен на рынке олигополистической конкуренции. Особенности ценообразования на рынке чистой монополии.

43. Порядок ценообразования. Этапы процесса ценообразования: выбор цели, определение спроса, анализ издержек и цен конкурентов, выбор метода ценообразования, установление окончательной цены.

44. Ценовая информация и ее роль в принятии решения по ценам. Виды информации. Данные и информация.

45. Направления и перечень вопросов, по которым требуется качественная информация. Задачи, решаемые с помощью информации.

46. Характеристика альтернативных подходов к ценообразованию: противоречия затратного и ценностного ценообразования.

47. Сущность затратного ценообразования. Метод, основанный на определении полных издержек, его достоинства и недостатки.

48. Метод, ориентирующийся на прямые затраты (предельное или маржинальное ценообразование). Расчет цен на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли.

49. Рыночные методы ценообразования. Метод текущей цены и сфера его применения. Метод «запечатанного конверта» или тендерное ценообразование.

50. Метод определения цен, ориентированный на нахождение равновесия между издержками производства и состоянием рынка.

51. Методы ценностного ценообразования. Условия и предпосылки применения ценностных (маркетинговых) методов ценообразования.

52. Характеристика метода удельных показателей Удельное ценообразование: параметрический ряд, удельная цена, расчет удельных цен.

53. Экспертные методы ценообразования. Формирование экспертной группы.

54. Стратегии конкурентного ценообразования: стратегия ценового прорыва, стратегия премиального ценообразования, стратегия нейтрального ценообразования. Факторы, обеспечивающие успешное применение стратегий конкурентного ценообразования. Препятствия в использовании стратегий конкурентного ценообразования.

55. Стратегии дифференцированного ценообразования. Основной и вторичный рынок. Способы дифференциации. Условия успешного применения стратегий дифференцированного ценообразования.

56. Ценовые факторы выбора конкурентной стратегии и условия эффективной политики снижения цен (эффект масштаба; политика снижения цен для узкой группы покупателей; политика снижения цен на «убыточного лидера продаж»; снижение цен на стагнирующем рынке).

57. Разработка ценовой политики предприятия в соответствии с выработанной стратегией ценообразования. Цели ценовой политики. Условия возможных отклонений цен организации от принятой ею ценовой политики.

58. Элементы тактики ценообразования. Скидки. Типы и виды скидок. Оптовые скидки: скидки за объем разовой закупки, ступенчатые скидки, кумулятивные скидки. Механизм расчета фактических цен сделок. Использование надбавок к цене в коммерческой деятельности организации.

59. Стадии «жизненного цикла» товара (ЖЦТ) и их взаимосвязь с ценой.

60. Страхование цены. Оговорки, включаемые в договоры купли-продажи: а) о возможности повышения или снижения издержек; б) о колебаниях цены.

61. Взаимодействие цен и налогов. Налоговая составляющая в цене, ее влияние на уровень, структуру и динамику цен. Виды налоговых платежей и их отражение в себестоимости и структуре цен. Влияние НДС и акцизов на уровень и динамику цен. Налог на прибыль в составе цены и его роль в формировании ее уровня.

62. Взаимосвязь цен и денежного обращения. Зависимость уровня цен от изменения массы денег в обращении и количества товаров, предложенных на рынке. Формула выражения этой зависимости. Эмиссия денег и цены.

63. Динамика цен и развитие кредитных отношений. Удорожание кредита как один из факторов усиления инфляции. Воздействие роста цен на объем предоставляемого кредита. Отражение в себестоимости и ценах процентных ставок за кредит и их влияние на уровень и динамику цен. Инфляционные ожидания и динамика процентных ставок за кредит.

64. Взаимосвязь уровня цен и массы денег в обращении и инфляция. Уровень государственных расходов и их влияние на динамику цен. Дефицит государственного бюджета, эмиссия денег и инфляционный рост цен. Взаимосвязь государственного долга и инфляционного роста цен.

65. Влияние цен в добывающих отраслях промышленности на динамику цен в других отраслях экономики. Рост цен на продукцию базовых отраслей, как генератор инфляции и повышения цен в экономике.

66. Стадии инфляции и динамика цен. Неравномерный и резкий рост цен в условиях гиперинфляции и его влияние на экономику.

67. Избыточный спрос, рост цен и «инфляция спроса». Монополизм производителей, опережающий рост цен на потребляемые ресурсы и «инфляция издержек». Инфляционный рост цен и повышение ставки процента за кредит. Инфляционные ожидания и динамика цен.

68. Меры антиинфляционного регулирования: ограничение роста денежной эмиссии, проведение режима жесткой бюджетной экономии, использование специальных форм регулирования цен на продукцию базовых отраслей экономики и др.

Тестовые вопросы по курсу «Рынок и ценообразование»

1. Чем определяется цена товара в рыночной экономике?

а) суммой денежных средств, затраченных на его покупку.

б) стоимостью товара.

в) полезностью товара.

г) спросом и предложением товара на рынке.

2. Закон предложения гласит

а) существует обратная зависимость между ценой товара и объемом предложения.

б) существует прямая зависимость между ценой товара и объемом предложения.

в) эластичность спроса по цене всегда меньше, чем эластичность предложения по цене при данном уровне цен.

3. В чем различие изменения спроса и изменения объема спроса?

а) изменение спроса состоит из суммы изменений объема спроса.

б) изменение спроса – это сдвиг кривой спроса, а изменение объема спроса – это движение по кривой спроса.

в) изменение объема спроса происходит вследствие изменения неценовых факторов.

г) изменение спроса – это движение по кривой спроса, а изменение объема спроса – это сдвиг кривой спроса.

4. Предприятие должно снизить цены при наличии на рынке

а) избыточного спроса.

б) латентного (скрытого) спроса.

в) непостоянного спроса.

г) все ответы верны.

д) нет правильного ответа.

5. Какая конкурентная структура рынка позволяет производителю ослабить ценовое соперничество?

а) рынок монополистической конкуренции.

б) рынок чистой конкуренции.

в) рынок покупателя

г) мировой рынок

6. Спрос можно считать эластичным

а) при несущественном снижении цены значительно увеличивается спрос.

б) при существенном снижении цены спрос повышается незначительно

в) при изменении цены спрос не меняется.

г) спрос меняется независимо от цены.

д) нет правильного ответа.

7. При каком условии эластичность спроса равна единицы?

а) когда изменения цены сопровождаются незначительным изменением количества проданных товаров.

б) когда процентное изменение цены сопровождается точно таким же процентным изменением количества проданных товаров.

в) когда небольшие изменения цены приводят к значительным изменениям количества проданных товаров

8. Какие из перечисленных видов цен наиболее адекватны условиям рыночной экономики?

а) регулируемые цены.

б) свободные цены.

в) фиксированные цены.

9. Какая из функций цены в наибольшей степени связана с законом стоимости?

а) стимулирующая.

б) распределительная.

в) учетная.

г) по сбалансированию спроса и предложения.

10. Какая функция цены в наибольшей мере реализуется с помощью НДС и акцизов?

а) учетная.

б) стимулирующая.

в) распределительная.

г) по сбалансированию спроса и предложения.

11. Какая из перечисленных функций цены играет наиболее важную роль в рыночных условиях?

а) стимулирующая.

б) учетная.

в) распределительная.

г) по сбалансированию спроса и предложения.

12. Какое из следующих утверждений в наибольшей степени соответствует рыночной экономике?

а) цены определяются государством.

б) цены определяются соотношением спроса и предложения.

в) цены контролируются государством.

13. Какой вид налоговых платежей непосредственно связан с оптовой ценой промышленности?

а) налог на землю.

б) налог на имущество.

в) налог на добавленную стоимость.

г) единый социальный налог.

14. Точка безубыточности – это

а) цена, при которой предприятие начинает получать прибыль.

б) объем производства, при котором производитель работает без убытков.

в) уровень затрат необходимый для производства продукции.

г) все ответы верны.

д) нет правильного ответа.

15. Какие факторы влияют на ценовую стратегию предприятия?

а) платежеспособность спроса.

б) задачи бизнеса.

в) конкурентная ситуация на рынке.

г) издержки производства.

д) нет правильного ответа.

16. Какие формы государственного ценообразования могут быть использованы для регионального рынка?

а) фиксирование цен.

б) косвенное изменение издержек с помощью налогов, дотаций и других выплат.

в) приватизация.

г) национализация.

д) целевая дискриминация.

17. Производитель обычно поднимает свои цены если

а) имеет незанятые производственные мощности.

б) не может выполнить все заказы.

в) стремится увеличить объем заказов.

г) считает спрос эластичным.

д) нет правильного ответа.

18. Сокращение предложения товара ведет к увеличению

а) спроса на товар.

б) общей выручки продавца.

в) спроса на взаимозаменяемые товары.

г) спроса на взаимодополняемые товары

д) нет правильного ответа.

19. Чем отличается стратегия ценообразования направленная на продажу товаров по низким ценам, от распродажи.

а) длительностью действия.

б) величиной цены, по которой продается товар.

в) ничем не отличается.

г) все ответы верны.

д) нет правильного ответа.

20. В чем заключается ценовая дискриминация?

а) в государственном ценообразовании.

б) в предоставлении товаров с одинаковыми характеристиками по различным ценам.

в) в использовании системы скидок.

г) в необходимости соответствовать ценам конкурентов.

д) в контроле большей доли рынка производителем.

21. Высокие цены соответствуют цели

а) максимизации прибыли.

б) расширение доли рынка.

в) ориентация на конкурентов.

г) стабильного положения на рынке.

22. Основное отличие рыночной системы ценообразования от плановой состоит в

а) в отсутствии какого-либо регулирования.

б) в отсутствии монопольного влияния на цены.

в) естественной гибкости.

г) многоступенчатой системы согласования цен.

23. Цены, установленные ниже издержек производства называются

а) демпинговые.

б) распродажи.

в) равновесные.

г) комиссионные.

24. Какая черта отличает монополистическую конкуренцию от совершенной (чистой) конкуренции?

а) имеются серьезные препятствия для вступления в рынок монополистической конкуренции.

б) конкурирующие фирмы продают разнородный (дифференцированный) товар, а не однородный.

в) конкурирующие фирмы продают уникальные товары.

25. Оптовая (отпускная) цена предприятия стимулирует а) производство товара.

б) потребление товара.

в) реализацию товара.

26. Какие методы регулирования цен характерны для отечественной экономики?

а) прямые.

б) косвенные.

в) смешанные.

г) все ответы верны.

д) нет правильного ответа.

27. Полная себестоимость продукции включает в себя

а) амортизацию.

б) акциз.

в) торговую надбавку.

г) налог на добавленную стоимость.

д) всё вышеперечисленное.

28. Какой из перечисленных методов относится к параметрическим методам?

а) метод удельных показателей.

б) балловый.

в) агрегатный.

г) все предыдущие ответы верны.

д) нет правильного ответа.

29. В какой европейской стране в течение 30 лет поддерживалась политика государственного регулирования цен «дирижизм»?

а) Италия.

б) Испания.

в) Дания.

г) Греция.

д) Франция.

30. Олигополия – это такая рыночная структура, при которой:

а) в отрасли незначительное количество производителей, которые могут согласовать свои действия.

б) товар однороден, входные барьеры отсутствуют, имеется один продавец и много покупателей.

в) товар однороден, имеется много продавцов и один покупатель.

г) в отрасли один производитель и несколько покупателей, товар однороден.

Основная литература

1. Алшынбай А.М. «Рынок и Ценообразование». Алматы, Экономика, 2008

2. Цены и ценообразование / Под ред В.Е. Есипова: Учебник для вузов. 3-е изд. СПБ «Питер», 2008

3. «Цены и ценообразование» Баздникин А.С. Учебное пособие.-М.:Юрайт-Издат, 2007.

4. «Тультаев К.А., Ондасынова А.И. Ценообразование в условиях перехода к рыночной экономике: Учебное пособие - Алматы: Экономика, 2006.

5. Куликов А.Л. «Цены и ценообразование»: Учебное пособие - М.:ТК «ВЕЛБИ», Проспект, 2005.

6. Липсиц И.В. «Ценообразование»: Управление ценообразованием.: Учебник.-М.: Экономистъ, 2005.

7. Тактарова Г.А. Ценообразование: Учебное пособие.-М.: Финансы и статистика,2007.

Дополнительная литература.

  1. Конституция РК. Алматы,1995.
  2. Гражданский кодекс РК. Общая часть, Алматы.,1995.
  3. Положение о фонде поддержки предпринимательства и развития конкуренции РК. «Советы Казахстана», 1992. 17 мая.
  4. Назарбаев Н.А. Стратегия Казахстана 2050. декабрь 2012 г.

 
 

Розглянемо схему, складену з чотирьох опорів Rt,R2,R3 i R4, джерела живлення Б і гальванометра Г, який служить нуль-індикатором. Така схема одержала назву мостової. Ділянки ac, cb, ad і db називаються «плечі моста», а ділянки ab і cd - «діагоналі моста». Якщо опори всіх резисторів відомі і задано напругу на ділянці ab, можна, застосовуючи закони Кірхгофа, розрахувати струми, які протікають через кожен опір. Коли струм в діагоналі cd дорівнює нулю стан моста називають «​​збалансований».

Струм І1 проходить по опорах Rt i R2, а струм І2 по опорах R3 i R4. Умовою рівноваги цієї схеми, тобто відсутності потенціалів між точками б і г буде слідуюча тотожність:

Тобто напруга на вимірювальній діагоналі (між точками c і d) може бути рівна нулю тільки тоді, коли напруга U в точці c ділиться опорами R1 i R2 так само, як і опорами R3 i R4. в точці d.

Розділивши рівняння, отримаємо

Або

Якщо ця рівність витримується, то між точками c і d різниця потенціалів буде = 0 і стрілка гальванометра не відклонятиметься. Якщо величина одного з резисторів змінюється, то ця рівність порушується і потенціали точок c і d стають різними, стрілка гальванометра відхиляється від нульової відмітки шкали.

Вимірювання ТО проводять таким чином:

Вимірюваний опір підключають замість , і вибирають однакової величини. Замість підключають магазин опорів. Тоді із співвідношення рівноваги моста

Підібравши на магазині опорів потрібну величину опору, яка врівноважить міст, тобто поверне стрілку гальванометра на 0 ми отримаємо величину опору = .


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: