Стр. 12 (презентация)
Стр. 11 (презентация)
Стр. 10 (презентация)
В годы правления Ярослава Мудрого (1019-1054 годы)
В годы правления Владимира I (980-1015 годы)
Ø завершается объединение славянских племен;
Ø создается государственный аппарат управления;
Ø обеспечивается защита русских земель от набегов кочевников (половцев);
Ø принимается единая государственная религия (христианство) – 988 год
Ø расширяются границы государства;
Ø Киевская Русь получает широкое международное признание (заключаются династические браки с европейскими династиями);
Ø принимается первый русский свод законов – «Русская правда».
III. Начало территориально-политической раздробленности (XI – начало XII века), когда древнерусское государство разделяется на несколько независимых княжеств.
Политическая структура Киевской Руси (конец X – начало XI веков)
По форме правления Киевская Русь представляла собой раннефеодальную монархию. Это форма монархии, при которой власть правителя не являетсяабсолютной, а сельское население – юридически свободным.
Политическая структура Киевской Руси включала в себя три элемента:
Ø Монархический элемент был представлен великим князем, который был не самодержавным правителем, а «первым среди равных». Великий князь выполнял функции военачальника и верховного судьи.
Ø Аристократический элемент был представлен боярской думой, которую составляла местная знать. Дума являлась совещательным органом при князе и решала вопросы об избрании князя, обладала дипломатическими функциями и занималась изданием законов.
Ø Демократический элемент проявился в существовании в каждом городе народного веча, в состав которого входили все взрослые горожане мужского пола. Вече формировало из своего состава народное ополчение.
Социальная структура Киевской Руси (X – начало XI века)
Древнерусское общество разделялось на несколько социальных групп:
Ø Высшая группа была представлена князьями, боярами и богатыми купцами
Ø Средняя группа была представлена небогатыми купцами и городскими ремесленниками
Ø Низшая группа представлена сельскими ремесленниками и свободными земледельцами (смердами)
Между этими группами не было непреодолимых барьеров, существовала возможность выйти из одной группы и перейти в другую.
В Киевской Руси существовало рабство, как временное, так и постоянное. Но оно не имело широкого распространения.
Религиозная жизнь Киевской Руси была напрямую связана с развитием древнерусской государственности. До конца 10 века восточные славяне были язычниками. Каждый племенной союз поклонялся своему богу. Объединение древнерусских земель потребовало введение единой государственной религии. В 980 году князь Владимир I попытался ввести единобожие на основе культа языческого бога Перуна. Но реформа завершилась провалом.
После этого Владимир обратился к мировым религиям: христианству, исламу и иудаизму. Иудаизм не привлек его, в частности, потому, что его исповедовал Хазарский каганат, стремившийся покорить Русь. Ислам был еще молодой формирующейся религией. В итоге Владимир выбрал христианство.
В 988 году государственной религией Киевской Руси становится христианство. Впоследствии после разделения христианства на католичество и православие, Русь принимает православный вариант, заимствованный из Византийской империи.
Принятие христианства имело следующие последствия:
1. способствовало политическому и духовному единению Киевской Руси с Византией
2. привело к укреплению государственной власти и политического единства Киевской Руси.
3. повысило престиж Руси в системе международных отношений.
Незначительное влияние формирование древнерусской государственности в этот период оказывал ислам. Его влияние усилилось с 13-14 века, когда Русь оказалась под игом Золотой Орды, государственной религией которой ислам стал с 1312 года.