Формирование избирательных комиссий

С позиций организации избирательного процесса чрезвычайно важным является вопрос о формировании корпуса организаторов выборов.

Российская Федерация. Формирование ЦИК России как федерального государственного органа, организующего подготовку и проведение выборов и референдума в Российской Федерации в соответствии с установленной в законодательстве компетенцией, происходит на основе соблюдения равенства основных политических сил и при учете федеративного устройства государства: в ее составе 15 членов, пять из которых назначаются Государственной Думой, пять – Советом Федерации, пять – Президентом Российской Федерации.

2 октября 2012 года Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон № 157-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Федеральный закон принят Государственной Думой в редакции согласительной комиссии и вступил в силу с 1 ноября 2012 года (за исключением изменений, вносимых в Федеральный закон «О политических партиях», вступающих в силу со дня официального опубликования указанного Федерального закона).

Среди внесенных изменений:

установлен переход к работе участковых избирательных комиссий на постоянной основе, то есть их формирование будет осуществляться территориальными избирательными комиссиями сроком на 5 лет на постоянно действующих избирательных участках, участках референдума не позднее 30 апреля 2013 года. В настоящее время формирование участковых избирательных комиссий осуществляется непосредственно вышестоящими избирательными комиссиями. В течение последующих 5 лет эти участковые комиссии будут проводить выборы всех уровней: на них возлагается огромная ответственность.

ЦИК России утверждает образец удостоверения для членов УИК с правом решающего голоса.

Предусматривается, что избирательной комиссией субъекта Российской Федерации (в порядке, установленном ЦИК России) формируется резерв из кандидатур, предложенных в состав участковой избирательной комиссии, но не назначенных членами комиссии. Назначение нового члена участковой избирательной комиссии вместо выбывшего будет производиться из этого резерва.

В зарубежных странах применяются несколько различных вариантов формирования органов, отвечающих за организацию и проведение выборов. В ряде государств эти функции возложены не на специально создаваемые для этой цели органы, а на систему органов внутренних дел, судебную систему, администрации различных уровней. Некоторые страны придерживаются только партийного подхода; также избирательные органы формируются либо на основе профессиональной принадлежности, либо представительства от различных ветвей власти или при комбинировании этих подходов.

Мировые тенденции. Сложность задач, связанных с организацией выборов, приводит к тому, что электоральная администрация постепенно «обособляется» даже в государствах, где функции по организации выборов традиционно лежали на системе органов внутренних дел и административной власти.

Например, в Великобритании, где основные усилия по организации выборов лежат на органах местного самоуправления и Министерстве внутренних дел, в 2000 году была учреждена Избирательная комиссия Великобритании. К ее компетенции отнесены такие вопросы, как регистрация политических партий, контроль за финансированием партий, экспертные заключения о необходимости изменений избирательного законодательства, правовое просвещение избирателей и некоторые иные вопросы. Полномочия комиссии постепенно расширяются.

Применяется следующий принцип комплектования: все члены Комиссии (их не менее пяти и не более десяти) назначаются Королевой по представлению Палаты общин на срок, не превышающий 10 лет. Члены комиссии не могут быть членами политических партий, являться их спонсорами, а также занимать выборные должности.

В США, где не существует единой общефедеральной избирательной системы, а организация и проведение выборов отнесены к компетенции отдельных штатов, к Федеральной комиссии по выборам, образованной в 1974 году, впоследствии, в 2003 году, добавилась специально созданная Комиссия по содействию выборам, которая является консультативным органом.

Все шесть членов Комиссии назначаются Президентом США по совету и с согласия Сената Конгресса США. При этом не более трех из них могут принадлежать к одной партии. На практике это означает, что в состав комиссии входит по 3 представителя от Демократической и Республиканской партий США. Кроме партийной принадлежности, на них накладывается ряд ограничений, связанных с предпринимательской и профессиональной деятельностью.

Комиссия по содействию выборам также формируется по партийному принципу. К одной партии могут принадлежать не более двух (из четырех) членов комиссии. Фактически это означает равное представительство двух ведущих партий – Демократической и Республиканской.

Многообразие подходов к формированию электоральной администрации можно продемонстрировать на примере стран, входящих в Ассоциацию Организаторов Выборов Стран Европы (АОВCЕ), институциональным членом которой является и Российская Федерация.

Во всех странах – институциональных членах АОВCЕ организация и проведение выборов возлагаются на специализированные избирательные органы. В Венгрии, помимо Национального избирательного комитета, функционирует Национальная служба выборов в составе Министерства внутренних дел Венгрии. Во всех государствах избирательные органы имеют независимый статус.

В подавляющем большинстве государств – институциональных членов АОВCЕ избирательные органы функционируют на постоянной основе. Только ЦИК Словакии – исключительно в период выборов. Кроме того, в Хорватии у избирательной комиссии есть как постоянный состав, в который входят только представители судебной системы, так и расширенный состав, куда входят также представители политических партий (правящей и оппозиции). В Румынии в период выборов помимо постоянно действующего избирательного органа функционирует Центральное бюро по выборам, куда входят члены постоянно действующего избирательного органа, а также представители судебной системы и политических партий.

В ряде стран (Хорватия, Польша, Турция) электоральная администрация формируется судебными органами. Представители судебной системы входят также в состав избирательных органов таких государств, как Албания, Армения, Латвия.

В большинстве государств формирование избирательной комиссии осуществляется высшим законодательным органом. При этом механизмы комплектования различны. В некоторых странах парламент формирует избирательный орган на основе кандидатур политических партий при обеспечении гарантий представительства для оппозиционных сил и независимых депутатов. В других – парламент утверждает кандидатуры, предложенные президентами этих государств или иными институтами.

В Армении по одному представителю назначает Президент Армении и судебная власть, а остальных – представленные в парламенте политические партии и объединения. В Азербайджане при формировании ЦИК Республики применяется исключительно партийный принцип: равное количество членов назначает правящая партия, оппозиционные силы и независимые депутаты. В Белоруссии половину членов комиссии назначает Президент Республики, а половину – верхняя палата парламента. В Боснии и Герцеговине ЦИК формируется парламентом.

В Грузии члены Комиссии назначаются парламентом по представлению Президента Грузии. В Казахстане членов ЦИК Казахстана назначает Президент Республики и каждая из палат парламента. В Латвии восемь членов Комиссии назначаются Сеймом, один – Верховным Судом Латвии. В Государственную избирательную комиссию Республики Польша назначение проводит Президент по представлениям судебных органов. В Румынии члены постоянного избирательного органа назначаются парламентом, Президентом и премьер-министром. ЦИК Республики Украина формируется Верховной Радой Украины по представлению Президента Республики.

Процедура отзыва члена избирательной комиссии в мире встречается достаточно редко. Например, подобная практика существует в Республике Украина. На Украине политические партии наделены правом назначать и отзывать членов участковых и территориальных избирательных комиссий.

В Канаде Председатель Центрального избирательного ведомства (не является коллегиальным органом) может быть отстранен за нарушение принципа «правильного поведения». Основаниями для применения данной нормы могут быть как нравственные характеристики Председателя Центрального избирательного ведомства, так и его профессиональные качества и действия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: