Тема 2 Семья и брак в структуре общества

Раздел 1. Семья и брак как объект научного исследования

Лекции

АУДИТОРНАЯ РАБОТА

Раздел 1. Семья и брак как объект научного исследования

Лекции

АУДИТОРНАЯ РАБОТА

Тема 1 Семья как объект научного знания

1. Развитие общественной мысли и становление науки о семье.

2. Психология семьи как область научного знания, ее связь с другими науками.

3. Место и значение курса в подготовке социальных педагогов.

1 вопрос

Систематическое исследование семьи было начато в конце 19 в. До этого времени на представления о семье сильно влияли мифология, религия, философия. Семья рассматривалась как изначальная и по своей сути моногамная ячейка общества. Поэтому философов и ученых античности, средневековья и отчасти Нового времени интересовала не столько сама семья как специфический социальный институт, сколько ее отношение к общим социальным порядкам и, прежде всего, к государству.

Платон сущность семьи определяет в соответствие с концепцией, изложенной в «Идеальном государстве»: семья – неизменная, исходная общественная ячейка. Государства возникают в результате объединения семей. Каждый брак должен быть полезен государству. Сплоченность государства м.б. достигнута ч/з введение общности жен, детей и имущества.

Аристотель, критикуя проекты идеального государства, развивает идею о патриархальной семье как исходной и основной ячейке общества. Семьи образуют селения, селения – государства.

Ж.-Ж. Руссо:«Самое древнее из всех обществ и единственно естественное – это семья… это прообраз политических обществ, правитель – отца, народ – детей.»

В эпоху Просвещения было положено начало изучению нравственно-правовых аспектов семьи.

Т. Гоббсопровергал точку зрения на брак как нечто нечистое, говоря о его духовной ценности.

И.Кант, И.Фихтерассматривали проблемы брака и семьи, исходя из теории естественного права, неравенства мужчины и женщины. Брак – нравсвенно-правовой институт, половое влечение облагорожено исключительностью и должно регулироваться законами.

Гегель:правовые отношения, юридическое регулирование чужды семейному союзу. Они противоречат духовно-нравственному единству семьи.

Начало изучению истории семьи было положено швейцарским ученым И. Баховеном. В книге «Материнское право» выдвигается тезис об универсально-историческом развитии первобытного человека от первоначально беспорядочного общения полов («гетеризма») к материнскому, затем - к отцовскому праву.

Л.Г. Морган в книге «Древнее общество» обосновал универсальность материнского рода, опровергнув патриархальную теорию. Согласно его схеме брачно-семейные отношения прошли путь от промискуитета ч/з групповой брак к моногамии. Морган установил многообразие типов брачно-семейных отношений и их зависимомть от конкретных исторических условий.

Книга Моргана стала поводом для создания произведения Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884). Где доказывается взаимосвязь производства, средств жизни и семьи.

Систематизацию научных знаний и оформление теории семьи относят к середине 20 в.

Большое значение в этом процессе имела книга Э. Берджеса и Х. Локка «Семья от института к содружеству».Ученые пытались доказать, что изменения в жизни семьи происходят, потому что она естественно утрачивает все признаки социального института и превращается в содружество – в свободную ассоциацию лиц, которые взаимодействуют ради своих личных желаний и потребностей. Прочность брак зависит главным образом от психологических усилий супругов.

В этот период происходит оформление таких важных для теории семьи проблем, как формирование семьи, совместимость супругов, удовлетворенность браком, стабильность брака. Данные проблемы наряду с экономическими, социологическими исследованиями требовали и психологического осмысления.

Актуализация данных проблем и проблематики семьи в целом в данный период была не случайна. Она определялась началом процесса дестабилизации семьи и брака. В основе этого процесса в ведущих капиталистических странах лежали быстрые экономические и социальные изменения на рубеже 19-20 вв. и связанные с ними явления урбанизации, индустриализации, развивающееся феминистическое движение. Семья становится объектом изучения многих научных дисциплин.

Т.о., становление научного знания о семье определялось условиями общественного развития.

В настоящее время проблемами семь и семейных отношений большое внимание уделяется не только в теории, но и на практике. В работах Ю.И. Алешиной, В.Н. Дружинина, С.В. Ковалева, А.С. Спиваковской идр. Подчеркивается, что семья прямо или косвенно подчеркивает все изменения, происходящие в обществе, хотя и обладает относительной самостоятельностью и устойчивостью. Несмотря на все изменения и потрясения семья как социальный институт устояла. Но в последние годы ее связи с обществом ослабли, что отрицательно повлияло и на семью, и на общество. В связи с этим на данный момент актуально не только теоретическое изучение тенденций и процессов развития и функционирования семьи, но и организации практической помощи.

2 вопрос

Семья изучается и в социальной психологии, и в социологии, и в психологии личности. Детско-родительские отношения, стили воспитания, развитие ребенка в семье являю предметом пристального изучения в возрастной и педагогической психологии. Семейные конфликты тщательно классифицированы и разработаны в конфликтологии. Нарушения семейного функционирования, роль семьи как источника психической травмы, патологизация сем. ролей привлекает внимание клинических психологов и психотерапевтов. В результате на междисциплинарной основ возникает учение, имеющее теоретико-прикладной характер, - семьеведение.

Стержневым предметом нашего курса является психология. Нисколько не умаляя значимости исследования аспектов жизнедеятельности семьи, которые изучаются др. научными дисциплинами, следует отметить, что так и ли иначе они преломляются ч/з призму межличностных отношений членов семьи. Именно психологические факторы оказывают определяющее влияние на прочность брака, удовлетворенность семейной жизнью и т.д.

Психология семьи – система знаний, включающая психологию семейных отношений, а так же систему методов решения внутрисемейных психологических проблем.

Проблемы психологии семьи: проблемы супружеских, детско-родительских отношений, взаимоотношений со старшими поколениями в семье, диагностика этих проблем, семейное консультирование, коррекция отношений.

Объект: семья как общественная группа с особой ролью и функциями в системе общественных и межличностных отношений.

Предмет: закономерности межличностных отношений в семье, внутрисемейных отношений с позиции их влияния на развитие личности ее членов.

3 вопрос

В мировой теории и практике семейный социум рассматривается как приоритетная сфера соц. работы. Семья представляет собой важнейший социальный институт, поэтому от своевременности понимания причин сем. Трудностей, от верности принятых в отношении их преодоления решений зависит как семейное и личное благополучие отдельного человека, так и благополучие общества.

Глубокое изучение проблем современной семьи, в частности их психологических аспектов, обеспечит соц. педагогу основу для формирования конкретных навыков, позволяющих оказывать необходимую помощь семье и ее членам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, совершенствовать соц. работу с семьей.

Литература:

1. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М., 2004.

2. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования. М., 2007.

3. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Под ред. Силяевой Е.Г. М., 2002

1. Сущность понятий «семья» и «брак», исторические формы семейно-брачных отношений.

2. Специфика семьи как малой социальной группы, ее признаки.

3. Динамика семьи.

1 вопрос

Семья - сложное социальное образование, сочетающее в себе черты социального института и малой социальной группы.

Семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства, осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержку членов семьи.

Основными историческими формами бр.-сем. отношений являются:

Промискуитет - неупорядоченные половые отношения, характерные для ранних ступеней общественного развития.

Групповой брак - возник с появлением родов и был направлен на регуляцию отношений м/у мужчиной и женщиной. Группы мужчин и женщин жили рядом и состояли в «коммунальном браке» - каждый мужчина считал себя мужем всех женщин.

Эндогамия - первая форма группового брака, предполагающая свободные связи внутри рода.

Экзогамия - абсолютное запрещение половых отношений внутри своего рода и необходимость вступать в такие отношения с представителями др. родов.

Кровно-родственная семья представляла собой брачные группы, разделенные по поколениям. В результате половая связь м/у родителями и детьми была исключена.

Пуналуальная семья – брачная группа братьев с их женами или сестер с их мужьями. В такой семье исключалась половая связь м/у братьями и сестрами.

Полигамия - многобрачие, брачный союз м/у одним индивидом и несколькими представителями противоположного пола: полиандрия – многомужество; полигиния – многоженство.

Моногамия - парный брак.

2 вопрос

Являясь малой социальной группой, семья обладает всеми ее признаками, основными из которых являются:

-наличие интегральных психологических характеристик (общественное мнение, психологический климат, семейные интересы и т.д.);

-основные параметры семьи-группы как единого целого (композиция и структура, групповые процессы, групповые нормы и санкции).

Композиция - совокупность характеристик членов семьи, важных с точки зрения ее анализа как целого (численность семьи, ее возрастной и половой состав, национальность и социальное положение ее членов).

Структура семьи - система отношений родства, а также совокупность духовных, нравственных, психологических отношений, внутрисемейные установки и отношения власти и авторитета.

Структурные компоненты семьи: количество членов семьи; родственные связи; наличие подсистем в семье; границы семейных взаимоотношений; взаимоотношения м/у семьей как системой и ближайшим окружением.

В зависимости от количества членов семьи и родственных связей выделяется 2 структурных типа семьи: нуклеарная, простая; расширенная, сложная.

С наличием подсистем в семье связывают понятие «семейная роль» - один из видов ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе: супружеские (жена-муж); родительские (мать-отец); детские (сын-дочь); межпоколенные и внутрипоколенные (дед-бабка, старший-младший).

Выполняя те и или иные роли, каждый из членов семьи вступает в ролевое взаимодействие - совокупность норм и образцов поведения одних членов семьи по отношению к другим.

С понятиями «семейная роль» и «ролевые отношения» связана проблема лидерства в семье. Характером распределения семейных ролей определяется тип властной структуры семьи.

Традиционным является такое распределение семейных ролей, при котором женщина ведет домашнее хозяйство, рожает и воспитывает детей, а мужчина является часто единоличным собственником имущества и обеспечивает экономическую самостоятельность семьи. Тип семьи – патриархальный. Его противоположность - матриархальная семейная система, когда семейная власть по праву принадлежит жене и матери. Сегодня наиболее распространенным является эгалитарное распределение семейных ролей и биархатный тип семьи, т.к. основой современной семьи являются не экономические, или статусные отношения, а эмоциональные.

Групповые процессы - динамические показатели социального процесса отношений в семье. Особое значение имеют психологические и организационные процессы сплочения, уровень развития семьи как социального единства, процесс группового давления, процесс изменения отношений:

- способность членов семьи к согласованным действиям;

- действие группового давления;

- установление определенных отношений м/у членами семьи;

Специфические признаки семьи как малой социальной группы:

- нормативность;

- полифункциональность;

- гетерогенность состава;

- закрытость;

- частичная общность целей;

- совместный быт.

3 вопрос

Термин «цикл развития семьи» был впервые использован Э. Дювалль и Р. Хиллом в 1948 г. Рассмотрение динамики раз­вития семьи основывалось на идее Э. Эриксона о специфичности задач, ре­шаемых личностью на каждом этапе развития семьи. Каждой стадии ее жиз­ненного цикла соответствуют специфические задачи развития.

Жизненный цикл развития семьи определяется объективными событи­ями (рождение, смерть) и осуществляется в контексте возрастных измене­ний всех членов семьи. Возрастно-психологические изменения, касающиеся личности каждого члена семьи, коренным образом преобразуют жизнь последней: изменяются система потребностей и мотивов личности, спосо­бы ее поведения и деятельности, социальный статус членов семьи, а, следо­вательно, стиль общения и характер функционирования семьи в целом.

Стадия 1. Добрачный период (молодой взрослый вне брачного сою­за), или «время монады».

Цель: достижение эмоциональной и экономической самостоятельности личности, принятие ответственности за себя и свою судьбу.

Задачи:

•эмоциональная дифференциация Я от семьи родителей, автономизация личности, приобретение независимости;

•развитие интимности межличностных отношений, способности любить и быть любимым в межличностных отношениях с про­тивоположным полом, поиск брачного партнера;

• становление Я личности через приобретение профессии и достижение экономической независимости.

Стадия 2. Заключение брака, образование новой семейной пары, или

«время диады».

Цель: формирование новой семейной системы на основе заключения брака.

Задачи:

• выработка и согласование общих семейных ценностей и семейного уклада;

•решение вопросов главенства и установление лидерства;

•распределение ролей, принятие ответственности супругов за их вы­полнение;

•определение финансово-экономического статуса семьи, организация семейного бюджета, решение территориальной проблемы семьи (пробле­мы проживания);

• организация досуга;

• брачно-семейная адаптация супругов как приспособление к жизни в семье;
•формирование семейного самосознания «Мы», выработка общей позиции в отношении будущего семьи, планирование основных жизненных целей;

•установление отношений с расширенной семьей (родителями и родст­венниками каждого из супругов).

Стадия 3. Семья с маленькими детьми (до подросткового возраста).

Цель: начало реализации функции воспитания детей, расширение се­мейной системы с включением в нее новых членов.

Задачи:

•изменение структурно-функционального строения семьи с формированием супружеской и родительско-детской подсистем;

формирование родительской позиции матери и отца;

•адаптация семейной системы к включению детей;

•выработка стратегии, тактики и методов воспитания, их реализация;

•установление новых отношений с расширенной семьей с включением
для прародителей ролей бабушек и дедушек.

Стадия 4. Семья с детьми подросткового возраста.

Цель: развитие семейной системы с учетом растущей независимости де­тей и включение заботы о старшем поколении (прародителях).

Задачи:

•пересмотр системы детско-родительских отношений в направлении признания права подростков на взрослость и предоставление им необходи­мой и возможной степени независимости и самостоятельности;

•забота о старшем поколении семьи (прародителях);

•изменение «весовой категории» поколений, принятие поколением су­пругов полной меры ответственности за благополучие расширенной семьи и изменение характера отношений между старшей и средней генерацией: признание старшим поколением роли лидера за средним поколением;

•решение задач возрастного развития, перефокусирование личности на преодоление кризиса середины жизни, успешное разрешение задач личност­ного развития и самоактуализации, профессионального и карьерного роста.

Стадия 5. Период отделения детей, приобретающих взрослый статус (семья со взрослыми детьми).

Цель: формирование гибкой семейной системы с открытыми границами.

Задачи:

•реконструкция семейной системы как диады;

•формирование новой системы отношений между родителями и деть­
ми по типу «взрослый—взрослый»;

•включение в семейную систему новых членов (жены сына или мужа
дочери, внуков);

•освоение новых семейных ролей — бабушки и дедушки;

•повышенная забота о старшем поколении, принятие недееспособности
и возможной смерти родителей.

Стадия 6. Семья после отделения детей (стадия пожилого возраста и старости).

Цель: перестройка системы отношений поколений в рамках расширен­ной семьи с учетом реалий возрастных изменений.

Задачи:

· сохранение прежних индивидуальных интересов, видов активности и форм взаимодействия и функционирования в супружеских парах вопреки физиологическому старению и утрате физических сил и возможностей;

· изучение новых возможностей выполнения социальных и семейных ролей (бабушки и дедушки);

· поддержка центральной роли среднего поколения;

· приобретение мудрости и опыта старости в разумном функционирова­нии;

· переживание утраты супруга, близких людей, друзей, ровесников;

· построение модели жизнедеятельности после утраты супруга;

· «пересмотр» итогов жизни, принятие неизбежности собственной
смерти, решение проблемы личностной интеграции перед угрозой распада.

Литература:

1. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М., 2004.

2. Основы психологии семьи и семейного консультирования /Под ред. Н.Н. Посысоева. М., 2004

3. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования. М., 2007.

4. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Под ред. Силяевой Е.Г. М., 2002


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: