Приборостроения и информатики

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Задание к семинару № 6

Различие памяти у людей

Феноменальная память

Типы памяти

Концепция С.Л. Рубенштейна

Есть мнение!!!!!

Концепция П.П. Блонского

П. П. Блонский. различает 4 генетические ступени памяти, а именно:

1) моторную,

2) аффективную,

3) образную (по преимуществу зрительную)

4) вербальную память - смысловую память, память мысли в вербальной (словесной) форме.

Блонский ошибочно рассматривает их как различные ступени, или уровни памяти.

Уровни памяти

1) Элементарные процессы, когда воспроизведенные данные прошлого опыта не осознаются в своем отношении к прошлому как их воспроизведение (эти процессы протекают как «стихийные», «самотеком», помимо всякого сознательного регулирования);

2) такое воспроизведение прошлого опыта, которое осознается как его воспроизведение. На основе такого осознания впервые становится возможным сознательное регулирование процессов памяти.

Сенсорная область служит наилучшей основой для воспроизведения.

1. Одни люди лучше запоминают зрительные,

2. Другие — слуховые,

3. Третьи — двигательные данные.

Чистые типы встречаются редко, а обычно наблюдаются смешанные:

А) зрительно-двигательный,

Б) двигательно-слуховой;

В) зрительно-слуховой типы памяти.

Известны случаи исключительной специальной памяти в какой-либо одной определенной области. Особое внимание привлекла совершенно феноменальная память людей-счетчиков Иноди, Диаманди, Арну и других. Иноди мог повторить 42 цифры после однократного прочтения и после трехчасового сеанса мог повторить все цифры чисел до 300, встречавшиеся в задачах, которые ему задавались. При этом у Иноди был ярко выраженный слуховой тип памяти. «Я слышу цифры, — говорил он о себе, — мое ухо улавливает их; я слышу, как они звучат около моего уха такими, какими я их произносил, и это внутреннее слышание остается у меня значительную часть дня. Зрение мне не помогает, я не вижу цифр.

Далее, память у людей различается:

1) по быстроте запоминания;

2) по его прочности или длительности;

3) по количеству или объему запоминаемого;

4) по точности.

1. Физиологическая основа Воображения;

2. Виды Воображения;

3. Роль Воображения в творческом процессе;

4. Формы процессов памяти;

5. Функции Памяти.

Литература

1. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. - М.: Знание, 1981. - 96 с.

2. Брушлинский А.В. Воображение и творчество // Научное творчество. - М.: Наука, 1969. - С. 341-346.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк: Кн. для учителя. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 94 с.

4. Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения // Вопросы психологии. - 1980. - №2. - С. 107-114.

5. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. - М., 1979.

6. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения // Хрестоматия по психологии. - М.: Просвещение, 1987. - С. 217-223.

7. Полуянов Ю.А. Воображение и способности. - М.: Знание, 1982. - 96 с.

8. Фарман И.П. Воображение в структуре познания. - М.: Изд-во РАН, 1994. - 215 с.

9. Эйдман Е.В., Иванников В.А. Воображение как средство волевой регуляции // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности. - Симферополь, 1986. - 159 с.

10. Н. А. Рыбников, Логическая и механическая память // Психология и неврология. 1923. № 3.

11. Зинченко П. И. Проблема непроизвольного запоминания // Научные записки Харьковского гос. пед. ин-та иностр. яз. 1939. Т. 1.

12. Смирнов А. А. О влиянии направленности и характера деятельности на запоминание. Экспериментальное исследование //Труды Института психологии АН ГССР. Тбилиси, 1945. Т. 3.

13. Шардаков М. Н. Усвоение и сохранение в обучении // Ученые записки кафедры психологии Гос. пед. ин-та им. А. И. Герцена. Л., 1941. Т. XXXV.

14. ЛеонтьевА. Н. Развитие памяти. М., 1931. С. 235-247.

Кафедра ЭФ-2 «Экономические информационные системы»

«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующий кафедрой ЭФ-2

_________________Фролов Ю.Н.

«____»_____________200__г.

Для студентов 2 курса факультета ЭФ

специальности 080801

к.т.н., доц. каф ЭФ-2 Шилина Е. М.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: