МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Задание к семинару № 6
Различие памяти у людей
Феноменальная память
Типы памяти
Концепция С.Л. Рубенштейна
Есть мнение!!!!!
Концепция П.П. Блонского
П. П. Блонский. различает 4 генетические ступени памяти, а именно:
1) моторную,
2) аффективную,
3) образную (по преимуществу зрительную)
4) вербальную память - смысловую память, память мысли в вербальной (словесной) форме.
Блонский ошибочно рассматривает их как различные ступени, или уровни памяти.
Уровни памяти
1) Элементарные процессы, когда воспроизведенные данные прошлого опыта не осознаются в своем отношении к прошлому как их воспроизведение (эти процессы протекают как «стихийные», «самотеком», помимо всякого сознательного регулирования);
2) такое воспроизведение прошлого опыта, которое осознается как его воспроизведение. На основе такого осознания впервые становится возможным сознательное регулирование процессов памяти.
|
|
Сенсорная область служит наилучшей основой для воспроизведения.
1. Одни люди лучше запоминают зрительные,
2. Другие — слуховые,
3. Третьи — двигательные данные.
Чистые типы встречаются редко, а обычно наблюдаются смешанные:
А) зрительно-двигательный,
Б) двигательно-слуховой;
В) зрительно-слуховой типы памяти.
Известны случаи исключительной специальной памяти в какой-либо одной определенной области. Особое внимание привлекла совершенно феноменальная память людей-счетчиков Иноди, Диаманди, Арну и других. Иноди мог повторить 42 цифры после однократного прочтения и после трехчасового сеанса мог повторить все цифры чисел до 300, встречавшиеся в задачах, которые ему задавались. При этом у Иноди был ярко выраженный слуховой тип памяти. «Я слышу цифры, — говорил он о себе, — мое ухо улавливает их; я слышу, как они звучат около моего уха такими, какими я их произносил, и это внутреннее слышание остается у меня значительную часть дня. Зрение мне не помогает, я не вижу цифр.
Далее, память у людей различается:
1) по быстроте запоминания;
2) по его прочности или длительности;
3) по количеству или объему запоминаемого;
4) по точности.
1. Физиологическая основа Воображения;
2. Виды Воображения;
3. Роль Воображения в творческом процессе;
4. Формы процессов памяти;
5. Функции Памяти.
Литература
1. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. - М.: Знание, 1981. - 96 с.
2. Брушлинский А.В. Воображение и творчество // Научное творчество. - М.: Наука, 1969. - С. 341-346.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк: Кн. для учителя. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 94 с.
|
|
4. Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения // Вопросы психологии. - 1980. - №2. - С. 107-114.
5. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. - М., 1979.
6. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения // Хрестоматия по психологии. - М.: Просвещение, 1987. - С. 217-223.
7. Полуянов Ю.А. Воображение и способности. - М.: Знание, 1982. - 96 с.
8. Фарман И.П. Воображение в структуре познания. - М.: Изд-во РАН, 1994. - 215 с.
9. Эйдман Е.В., Иванников В.А. Воображение как средство волевой регуляции // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности. - Симферополь, 1986. - 159 с.
10. Н. А. Рыбников, Логическая и механическая память // Психология и неврология. 1923. № 3.
11. Зинченко П. И. Проблема непроизвольного запоминания // Научные записки Харьковского гос. пед. ин-та иностр. яз. 1939. Т. 1.
12. Смирнов А. А. О влиянии направленности и характера деятельности на запоминание. Экспериментальное исследование //Труды Института психологии АН ГССР. Тбилиси, 1945. Т. 3.
13. Шардаков М. Н. Усвоение и сохранение в обучении // Ученые записки кафедры психологии Гос. пед. ин-та им. А. И. Герцена. Л., 1941. Т. XXXV.
14. ЛеонтьевА. Н. Развитие памяти. М., 1931. С. 235-247.
Кафедра ЭФ-2 «Экономические информационные системы»
«УТВЕРЖДАЮ»
Заведующий кафедрой ЭФ-2
_________________Фролов Ю.Н.
«____»_____________200__г.
Для студентов 2 курса факультета ЭФ
специальности 080801
к.т.н., доц. каф ЭФ-2 Шилина Е. М. |