Свт. Иоанн Златоуст, свт. Кирилл Александрийский и др.
То, что мы сказали о Григории Богослове, характерно и для других восточных епископов. Все они творили достаточно много, но в церковный обиход вошли буквально крохи, и то что им сейчас приписывается - сомнительно.
Так свт. Иоанну Златоусту приписываются какие-то “Тропари для всенощной”, которые он сочинил впротивовес арианам, в конце IV века уже запрещённым и собиравшимся тайно по ночам (арх. Филарет Гумилевский “Исторический обзор песнопевцев и песнопения Греческой Церкви” Св. Серг. Лавра, 1995г., стр. 150).
Историческому противнику Златоуста - свт. Кириллу Александрийскому (†444) приписывается знаменитая песнь “ Богородице Дево, радуйся! Благадатная Марие, Господь с Тобою...” (там же, стр. 156). Составленная на основе Ангельского приветствия “Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою...” (Лк. I, 28, 42), она действительно могла быть противопоставлена свт. Кириллом ереси Нестория, но никаких подтверждений тому нет.
Более того, литургисты отмечают, что западный вариант этой песни - “Ave Maria” - появляется чрезвычайно поздно (не ранее XI века). Впрочем, это также ничего не доказывает, потому что западный вариант “ Радуйся, Мария благодатная! Господь с Тобою...” ближе к евангельскому тексту и не содержит никакой анти-несторианской направленности (это естественно: ересь Нестория никогда не была актуальной на Западе).
|
|
Воспитанником свт. Кирилла Александрийского был свт. Анатолий (†458) - вначале апокрисиарий, а с 449г. патриарх Константинопольский. Ему приписываются те воскресные стихиры, которые в “Октоихе” обозначены как “Восточны” (по греч. anatolika - т.е. буквально Анатолиево!). Арх. Филарет (Гумилевский) Справедливо замечает, что “ название этих стихир восточными не объясняет содержания их. В славянском переводе эти стихиры то называются восточными, то надписываются как “творение Анатолиево” или же, как видим в рукописях, “Творение Анатолия патриарха Константинограда.” (там же, стр. 163 - 164).
Если эта интуиция верна, то именно свт. Анатолий был создателем древнейшего жанра византийской гимнографии - “стихиры”. Но современные исследователи склонны приписывать это нововведение его современнику - прп. Авксентию. О нём мы будем говорить уже в другой лекции, посвящённой собственно византийской гимнографии.
Как мы уже говорили, основателем Западной гимнографии считается свт. Иларий Пинтавийский (†366), т.е. епископ Пуатье, лидер Галльских епископов в период борьбы с арианством, которого называют “Афанасием Запада”. Известно, что он не только разработал латинскую тринитарную терминологию, но и пытался ввести в церковный обиход соответствующие литургические гимны. Но сделать это ему не удалось, потому что они были очень сложны и даже изощрённы (судя по дошедшим фрагментам, принадлежность которых его перу, однако, не всегда бесспорна), а его галльская паства была ещё на очень примитивном уровне.
|
|
Но то, что не удалось сделать свт. Иларию, блестяще осуществил свт. Амвросий Медиоланский (†397).
Он был избран на Миланскую кафедру после того, как ею почти 20 лет владел арианский еп. Авксентий (т.е. в 374г.). И сразу же замыслил широкую литургическую реформу. Он заимствует из Антиохии духовную музыку (в основе которой лежали тогда 4 лада: дорийский, фригийский, лидийский и миксолидийский). Он составляет первый антифонарий и вводит антифонное пение псалмов - попеременно на двух клиросах. И, хорошо понимая, что сухие поучения (он называл их “violentiora praecepta” - т.е. букв. “принудительные наставления”) ненадолго задержатся в простых умах, он сочиняет доходчивые гимны.
Он был одарённый энтузиаст своего дела и быстро достиг такого успеха, что даже Августин Блаженный по собственному признанию, проливал слёзы, слушая его песнопения (“Исповедь” X, 33). Кстати, при своём крещении у свт. Амвросия оба они воспели у источника “Те Deum laudamus”. Следовательно, в 387г. (когда крестился Августин) этот гимн уже был. Он до сих пор живёт в Католической Церкви и исполняется в самых торжественных случаях.
Ученик Амвросия, а впоследствии папа Целестин I, открывая Римский Собор 430г. против ереси Нестория, вспоминал: “ Я помню как в день Рождества Господа нашего Иисуса Христа блаженной памяти Амвросий учил народ петь в унисон: «Прииди, Искупитель рода человеческого, яви Деву рождающей, и все веки тому изумятся: ибо сие рождение подобает только Богу»” (Liber Pontificalis, 53, 289).
Здесь явно упомянут неизвестный нам рождественский гимн Амвросия “Veni redemptor gentium.”
Магнус Кассиадор упоминает ещё два лично ему известных гимна: “Orabo mente Dominum” и “Jlluminans Altessimus.” Всего таким образом можно насчитать ок. 12 гимнов. Самые популярные из них это:
утренний гимн “Aeternum rerum conditor”: “ Боже, Творец всего сущего от века. Ты правишь днем и ночью... Ты посылаешь нам свет... Светоносная звезда, пробуждаемая криком петуха, прогоняет небесную мглу, и все отродье злых духов перестает строить козни... При пении его даже камень, на котором основана Церковь, оплакивает свой грех. Восстанем же полные сил!.. О Иисусе, воззри на нас, если мы колеблемся, и укрепи нас своим взором!.. Будь светом, сияющим нашему глазу, разгони сон нашей души, да восславят наши уста имя Твое и да вознесется к Тебе наша песнь!” (отметим здесь причудливое многоцветье народных образов: “плачущий камень”, “Отродье злых духов”).
Вечерний гимн “Deus creator omnium”: “ О Боже, Творец всяческих... По завершении дня, с наступлением ночи, этой песнью мы благодарим Тебя и молим, чтобы Ты помог нам, грешным... И когда ночная мгла, сгущаясь, угасит всякий свет, да не познает тьмы наша вера и да осветит эту ночь. Не допусти, Господи, чтобы заснула душа, пусть спит только грех... А сердце наше, свободное от нечистых помыслов, пусть грезит о Тебе. Помолимся Христу и Отцу, и Духу Отца и Сына. О Троица, Боже единый и всемогущий, обогрей и защити нас, молящихся Тебе!” (Перевод по книге А. Пареди “Св. Амвросий Медиоланский и его время”, Бергамо, 1991г., стр. 233).
Гимн, посвящённый мц. Агнессе считается поэтическим шедевром Амвросия. С ним перекликается гимн целомудрию. Наконец, перу Амвросия принадлежит 21 дистих.
Современник Амвросия, папа Дамас (366 - 384) тоже писал гимны и дистихи, но они были гораздо суше и скучнее и не приобрели такой популярности.
Другой папа, Целестин I (422 - 432), бывший в юности учеником Амвросия, по образцу его Миланской Церкви ввёл антифонное пение у себя в Риме.
|
|
В это время в Риме особенно прославился христианский поэт Аврелий Пруденций (ок. 350 - 410 гг.) родом из Испании. Он начал свою карьеру юристом, затем работал на высших государственных должностях. Но на 57-м году жизни удалился в монастырь, где и умер в 410г. В этот последний год своей жизни он и написал все свои замечательные поэтические произведения.
Главное его произведение - “Liber cathemerinon” - собрание гимнов для повседневной молитвы. Здесь произошло воцерковление эпических и лирических форм римской классической поэзии. Современники ставили его в один ряд с Горацием.
Т.о. в отношении к IV - V вв. мы можем констатировать известный парадокс: поэтическое творчество восточных епископов было очень углублённым и объёмным, но в церковное употребление вошла лишь незначительная часть его (причём - спустя века или через заимствования). Западные гимнографы были менее производительны, но ближе к народу и то, что они составляли, сразу становилось богослужебным пением, притом очень популярным.