double arrow

Мореходство Ренессанса.

Мореходство Ренессанса.

  Зарождение капиталистического хозяйства во второй половине XV века вызвала потребность в деньгах, новых источниках сырья и рынках сбыта. Европейские морские державы – Голландия, Англия, Испания, Португалия стремились получить новые земельные приобретения в ещѐ неосвоенных частях земного шара. После взятия турками Константинополя в 1453 г. и падением Византийской империи Европа оказалась отрезанной от Востока, и поиск новых торговых путей стал одной из задач мореплавателей.

Возможность дальних плаваний открылась после того как в XV в. европейские кораблестроители создали новый тип скоростного и лѐгкого парусника – каравеллу. Существует несколько версий происхождения такого названия наиболее интересные из них это:

1. Слово португальского происхождения. Caravela, уменьшительное от caravo – небольшое парусное судно. Восходит к позднелатинскому carabus – плетеная лодка, обшитая кожами. Латинское слово в свою очередь происходит от греческого ραξαβνο. К этому же греческому слову восходит русское «корабль».

2. Итальянская версия происхождения слова «каравелла», связанная с красотой и изяществом судна – от итальянского cara bella – «милая красотка».

3. От названия технологии выполнения обшивки судна на английском carvel – значит выполнение обшивки судна «вгладь», до каравелл обшивку на судах выполняли клинкерным способом – clin er «внакрой».

Каравелла имела высокие прочные борта и вместительный трюм, наличие четырѐхугольных прямых и косых парусов позволяла ей идти не только с попутным ветром, но и перпендикулярно ветру и даже против него. Христофор Колумб 3 августа 1492 г. отправился в свое путешествие на кораблях«Санта Мария», «Нинья» и «Пинта» два из которых («Нинья» и «Пинта») были каравеллами. В 1519 г. Фернан Магеллан отправился в кругосветное путешествие на 5 судах 3 из которых были каравеллами.

В середине XVI в. в Испании, а затем в других странах появляется новый тип кораблей военные и торговые галеоны. Галеон –один из наиболее совершенных типов парусных судов, разработанных в XVI веке. Данный тип парусного корабля появился в ходе эволюции каравелл и каракк и был предназначен для дальних океанских путешествий. Снижение баковой надстройки и удлинение корпуса привело к увеличению устойчивости и снижению волнового сопротивления, в результате чего получился более быстрый, мореходный и маневренный корабль. Более прочные и лучше вооружѐнные, чем каракки и каравеллы, галеоны были, кроме того, дешевле в постройке. Первое упоминание о нѐм относится к 1535 году. В дальнейшем галеон становится основой флотов испанцев и англичан.

Но настоящей сенсацией в мореплавании и кораблестроении стало создание голландцами судна типа «флейт». Первый флейт сошѐл со стапелей в 1595 г. Это было трѐхмачтовое парусное судно, которое было способно идти поперѐк ветра и даже против него. В длину корабль был в 4 – 6 раз большим, чем в ширину, мел неглубокую осадку и округлые борта, что делало его вместительным и способным заходить в мелководные гавани. Впервые на флейтах стали применять составные мачты, а румпель впервые заменили штурвалом, который системой тросов и блоков соединялся с рулѐм, что значительно облегчало труд рулевого. Флейты обслуживались командой на 20 % меньшей чем на других судах того же тоннажа.

За свою универсальную трудоспособность флейты пользовались огромным спросом во всех странах. В скором времени этот тип судов доминировал на море, в 1669 голландцы имели 6000 таких судов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: