Техника и технологии эпохи Ренессанса

Техника и технологии эпохи Ренессанса

Мануфактура Ренессанса.

  В эпоху Возрождения цеховая организация исчерпала ресурсы для саморазвития. Разбогатевшие мастера и цехмистры, подмяв под свою власть подмастерьев и учеников, нещадно их эксплуатировали. Обострились отношения между цеховыми и не цеховыми ремесленниками, последних становилась все больше. Кроме того законы цеха которые ограничивали конкуренцию тормозили технический прогресс. Поэтому в эпоху возрождения ремесленный цех постепенно стал уступать место навой форме материального производства, а именно мануфактуре.

Мануфактура занимала промежуточное место между ремеслом и и крупной машинной индустрией. Она основывалась по ручном производстве ремесленного типа, но в то же время закладывала предпосылки для создания машинной техники. По своей социально-экономической природе мануфактура была переходной формой. Сначала она была в видом феодального производства (когда рабочие мануфактур вербовались из крестьян, которые отбывали на них барщину), позже в виде капиталистического производства (когда рабочие стали вольнонаѐмными).

Первые мануфактуры возникли ещѐ в Византии, они производили шѐлковые ткани. С помощью византийских ткачей они в 1130 – 1148 гг. были организованы в Палермо на Сицилии, откуда распространились по всей Италии, Швейцарии и других европейских странах. В Московской Руси они появились в XV – XVI веках, например пушечные избы, созданные при Иване III. Но эти мануфактуры были феодальным или полуфеодальными производствами, где основная масса рабочих, это частновладельческие или государственные крестьяне, отрабатывающие барщину.

Мануфактурное производство основанное, на применении наѐмного труда появилась в XIV в. городах государствах Италии: Венеции, Генуи (судостроение), Болоньи, Луке, Милане, Сиене, Флоренции (текстиль). Уже XIV в. из 125 тысяч жителей Флоренции 30 тысяч работали на текстильных мануфактурах.

Первоначально мануфактуры были рассеянными. Рассеянная мануфактура действовала так: организатор мануфактуры скупал у крестьян остриженную шерсть и развозил еѐ к ремесленникам чесальщикам, у чесальщиков он скупал чесаную шерсть и развозил еѐ прядильщикам, у прядильщиков скупал пряжу и вез еѐ к ткачам и так далее. То есть рассеянная мануфактура выросла из объединения и упорядочения сельских промыслов и отдельных ремесленных мастерских. Не смотря на то, что со временем рассеянные мануфактуры были заменены централизованными, они существовали довольно долго. Например, в окрестностях Руана (Франция) рассеянная суконная мануфактура существовала до начала XVIII в.

Централизованные мануфактуры характеризовалась компактностью всего производственного цикла. Предприятие размещалось в одном помещении, где работа велась под присмотром хозяина или управляющего.

Очень важным преимуществом мануфактурного производства от ремесленного была деление трудового процесса на операции. Например, на иголочной мануфактуре одни работники протягивали проволоку через волочильную доску, другие еѐ выравнивали, третьи резали, четвѐртые острили, пятые штамповали отверстие для игольных ушек, шестые полировали и так далее. Пока получалась готовая иголка, заготовка подвергалась 92 операциям, каждую из которых делали рабочие, которые специализировались только на этой операции. А в ремесленной мастерской мастер делал все эти операции сам. В результате иголочная мануфактура с описанным выше процессом производства могла произвести за день до 48 000 иголок (521 иголка на работника), в то время как ремесленник, который делал все эти операции самостоятельно, мог изготовить за день не более двух десятков.

Со временем простейшие операции, которые выполняли работники мануфактуры, постепенно перепоручались машинам, которые первоначально использовали для работы энергию ветра и воды, а потом и энергию пара, однако изобретение парового двигателя и внедрение его на промышленных предприятиях стала тем рубежом, когда мануфактурное производство сменилось фабричным.

В эпоху мануфактуры основной силовой установкой было водяное колесо, первоначально это было колесо нижнего боя, среднего боя, верхнего боя и наконец, водяное колесо с вертикальным валом ковшеподобными лопатками.

Гидроэнергетика современная эпохе возрождения оставила выдающиеся для того времени сооружения. Например, Лондонская водокачка, которая была введена в эксплуатацию в 1582 г. представляла собой устройство из пяти водяных колѐс, диаметром до 7 метров. Они приводили в действие насосы, которые подавали воду из Темзы в специальный резервуар, из которого та распределялась между потребителями.

Металлургия Ренессанса.

  В связи с ростом потребления металлов быстро развивается технология обогащения руды. В XVI веке, для еѐ дробления и промывки в Германии распространились дробильные устройства, работающие от водяного привода, а так же в практику вошло мокрое дробление, сита для сортирования, грохоты и другие приспособления, которые позволили делать сортировку руд по цвету, блеску, крупности, удельному весу и другим специфическим свойствам.

Гидроэнергетические системы в XV – XVI веках широко применялись в металлургии. Рост потребности в металлах требовал строительства более высоких плавильных печей, однако, высокие плавильные печи требовали совершенствования систем нагнетания в них воздуха. В 1494 г. Леонардо да Винчи изобрѐл ящичные меха, а в 1513 обеспечил их кожаным клапаном, такие меха применялись в Европе до XVIII века.

В 1620 году, изобретение да Винчи было усовершенствовано. На металлургических предприятиях в Гарце (Германия) впервые были установлены ящичные меха с приводом от водяного колеса, что стало настоящим прорывом в металлургическом производстве. Меха с водяным приводом увеличили подачу воздуха в домну в 15 раз. Это позволила строить домны высотой в 8,5 метров (в XVI веке их высота не превышала 4,5 метра).

Использование доменных печей дало возможность перейти от сыродутного способа плавки железа к двухстадийному, сначала выплавке чугуна в домнах затем чугун из домны перемещался в кричный горн, где после выжигания углерода превращался в крицу – губчатый ком раскаленного железа и шлаков. Для удаления шлаков и получения качественного железа из крицы, еѐ проковывали.

В XV веке идѐт процесс совершенствования металлообрабатывающего оборудования. Получили распространение большие кузницы для отковки металла с помощью механических рычажных молотов, которые приводились в действие водяными колѐсами. В конце XV века Леонардо да Винчи создал машину-ножницы для резки железа. Кроме того начинает применяться прокатка свинцовых листов между валиками для изготовления кровельного материала и труб.

В эпоху ренессанса на более высокий уровень поднялось литейное производство. Кованые и сварные пушки были заменены изготовленными с помощью литья. Особенно в этом производстве достигли успеха русские литейщики. В частности в 1586 г. Иван Чохов отлил Царь-пушку калибр еѐ составил 90 см а весит она 40 тонн.

Текстильная промышленность Ренессанса.

  Получило дальнейшее развитие и текстильное производство. В 1480 г. в Германии была разработана и внедрена самопрялка с ручным приводом, которая давала возможность одновременно крутить и наматывать нитки. В 1530 году немецкий мастер Юрген из Брауншвейга присоединил к ней ножной педальный механизм в результате правая рука прядильщика, которой он крутил колесо механизма освободилась. Теперь операцию кручения и наматывания пряжи можно было делать двумя руками, что значительно улучшило качество ткани.

Особенными успехами отмечено производство шѐлковых ленточек. В 70-е 80-е годы XVI в Данциге построили ленточную мельницу, на которой делали одновременно до 16 ленточек разных образцов. Машина настолько эффективной, что многие рабочие оказались лишними и потеряли заработок. В результате городской магистрат приказал уничтожить машину, а еѐ создатель был тайно убит. Такая же судьба была у аналогичного изобретения в Голландии, которое было сделано на рубеже XVI и XVII века. И здесь станок для изготовления ленточек трижды запрещался законом, поскольку его использование разоряло мастеров ремесленников. Только в XVIII веке в ряде стран были отменены законы, которые запрещали ленточные машины.

Крупнейшим техническим достижением стал сконструированный в 1589 г. англичанином Уильямом Ли вязальный станок, который позволял перейти к производству чулок машинной вязки. Эта сложная машина обеспечивала взаимодействие нескольких сотен спиц, которые находились в одновременном движении и делали за мгновение 10 петель за 1 раз. Как и в случае с ленточками, станок лишил заработка сотен вязальщиков, а королева Елизавета приказала уничтожить станок. Уильям Ли переселился во Францию и уже там организовал первое в мире чулочное производство и уже из Франции машинная вязка чулок распространилась по всей Европе.

Книгопечатание Ренессанса.

  После изобретения книгопечатания Иоганном Гуттенбергом в 1445 году в германии, книгопечатание стало быстро распространятся по Европе. В 1465 году книгопечатание было уже известно в Голландии и Италии. В Венеции были изготовлены шрифты для всех наиболее важных языков мира, в том числе для кириллицы. В Чехии первую книгу «Троянская хроника» неизвестный книгопечатник издал в 1468 г. Книги начали печатать и в других странах в 1470 г. – во Франции, в 1473 г. – в Бельгии, Испании, Венгрии, в 1474 г. – в Польше, – в 1476 в Англии. К концу XV века 246 городов Западной и Центральной Европы имели 1059 книгопечатных мастерских которые до начала XVI в. выпустили 40 000 книг общий тираж которых составил 12 миллионов штук. Каждое издание выходило в свет тиражом от 300 до 1000 экземпляров. Все эти книги раннего происхождения получили название «Инкунабулы» (от латинского in cunis bulla – печать в колыбели).

В Беларуси основателем книгопечатания стал Франциск Скорина (1490 – 1551). В 1506 г. он окончил философский факультет со степенью бакалавра, в 1512 г. он выдержал экзамен на доктора медицины в Падуанском университете. В 1517 г. в Праге Ф. Скорина напечатал 23 книги Библии со своими предисловиями и послесловиями гуманистического содержания. В Вильно 1522 г. он издает Малую подорожную книжицу, а в 1525 – Апостол.

В России самую раннюю книгу датируют 1553 годом. Однако ни место еѐ издания, ни имя печатника неизвестны. До 1564 г. в Москве издавались и другие книги однако основателем книгопечатания в России считается Иван Фѐдоров (1520– 1583) и Пѐтр Мстиславец (первая пол. XVI века– 1577). Их первая совместная печатная продукция – книга Апостол была издана 1 марта 1564 г. Еѐ полиграфическое оформление служило образцом для последующих изданий на протяжении столетия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: