Оценочные материалы. Актуальность проблемы. Проблема (выделить противоречие). Задачи (исследовательское действие)

4. Оценочные материалы

Задание 1. Составить перечень организационно-распорядительных документов, регламентирующих деятельность организации или подразделения, в котором проходит практика.

Форма отчетности: перечень документов, с которыми ознакомился практикант.

Задание 2. Составьте индивидуальный рабочий план-график, указав наименование работы и сроки ее реализации.

Форма отчетности: рабочий график (план) научно-исследовательской практики.

Шкала оценивания:

Критерии оценивания Отметка
1. План соответствует плану работы учреждения и психолога

«Отлично» – все критерии представлены в полном объеме.

 

«Хорошо» – все критерии представлены, но есть ошибки в распределении времени (2 критерий).

 

«Удовлетворительно» – содержание плана не соотносится с целями и содержанием практики (3 критерий).

 

«Неудовлетворительно» – план не соответствует критериям.

2. План соотносится с нормативами времени работы психолога
3. Содержание плана соотносится с целями и содержанием практики
4. План обсудили и утвердили и согласовали со смежными специалистами и руководством организации

 

Задание 3. Разработать план эмпирического исследования.

Форма отчетности: проект научно-исследовательского аппарата исследования, план эмпирического исследования.

 

Проект научно-исследовательского аппарата исследования

 

Тема исследования  

Актуальность проблемы

Социальная: Научная: Практическая:

Проблема (выделить противоречие)

 

Цель   Объект   Предмет  

Задачи (исследовательское действие)

1. 2. 3. 4. 5. Гипотеза   Методолого-теоретическая база   Методы исследования (группы)   Эмпирическая база  

 

План эмпирического исследования

Этап исследования (название) Решаемая эмпирическая задача Изучаемые переменные Применяемые методы исследования Методики исследования (название, автор, цель)
         

 

Шкала оценивания:

Критерии оценивания Отметка
1. Корректно сформулирована решаемая эмпирическая задача.

«Отлично» – работа соответствует всем показателям оценивания.

 

«Хорошо» – план соответствует всем критериям, но при наличии незначительных содержательных неточностей, а также трудностей, связанных с критерием 2.

 

«Удовлетворительно» – в работе студента есть грубые ошибки во всех 4 показателях.

 

«Неудовлетворительно» – работа не выполнена.

2. Проведена адекватная операционализация теоретических конструктов.
3. Четко сформулированы изучаемые переменные (диагностируемые показатели).
4. Адекватно подобраны и обоснованы методы и методики сбора и анализа данных.
5. Методы и методики соответствуют диагностируемым показателям.

 

Задание 4. Проведите анализ эмпирического исследования: первичный (описательный анализ): представьте первичные результаты исследования в таблицах, схемах, графиках, диаграммах, опишите их. Покажите расчет описательных статистик (меры центральной тенденции: мода, медиана, среднее арифметическое; меры изменчивости: дисперсия, стандартное отклонение; проверка распределения на нормальность распределения).

Форма отчетности: аналитическая справка, протоколы.

Шкала оценивания аналитической справки:

Критерии оценивания Отметка
1. Проводит корректное обоснование количественных методов, привлеченных для анализа полученных эмпирических данных

«Отлично» – все критерии представлены в полном объеме.

 

«Хорошо» – все критерии представлены, но есть ошибки в проведении интерпретации (7 критерий).

 

«Удовлетворительно» –отсутствует объяснение причин полученных результатов, их обусловленность какими-то факторами, условиями (6 критерий), ошибки в проведении интерпретации (7 критерий).

 

«Неудовлетворительно» – оформление аналитической справки не соответствует критериям.

2. Корректно и адекватно используется визуальная презентация данных (таблицы, графики, диаграммы и т.п.)
3. Даётся словесное описание числового содержания всех сводных таблиц. Описание предполагает констатацию выраженности диагностируемого признака, сопоставление выраженности разных показателей, характеризующих одно и то же психическое образование.
4. Анализ результатов содержит: – указание на степень соответствия полученных результатов поставленной в начале исследования цели; – указание на согласованность результатов полученных разными эмпирическими методами (наблюдения, беседы, тестирования и т.д.); – описание случаев несовпадения/совпадения полученных результатов с известными в литературе тенденциями; объяснение причин возникновения несоответствия; – выводы по результатам исследования (количество выводов не должно быть меньше количества решаемых задач).
5. Проводит корректное обоснование качественных методов, привлеченных для анализа полученных эмпирических данных.
6. Даётся объяснение причин полученных результатов, их обусловленность какими-то факторами, условиями (экспериментатор должен попытаться ответить на вопрос, например, «Почему у мальчиков более высокие результаты?», «Почему так ярко выражена шкала «физическая агрессия?», «Чем можно объяснить полученные результаты?» и т. д.).
7. Наличие интерпретации полученных результатов: полученных в исследовании результатов в рамках теоретического конструкта, выбранного в качестве рабочего.

 

Задание 5. Провести уточнение и корректировка гипотезы, плана, методического инструментария на основании результатов пилотажа.

Форма отчетности: проект научно-исследовательского аппарата исследования, план эмпирического исследования (скорректированные, см. Задание 3).

Шкала оценивания:

Критерии оценивания Отметка
1. Корректно сформулирована решаемая эмпирическая задача.

«Отлично» – работа соответствует всем показателям оценивания.

 

«Хорошо» – план соответствует всем критериям, но при наличии незначительных содержательных неточностей, а также трудностей, связанных с критерием 2.

 

«Удовлетворительно» – в работе студента есть грубые ошибки во всех 4 показателях.

 

«Неудовлетворительно» – работа не выполнена.

2. Проведена адекватная операционализация теоретических конструктов.
3. Четко сформулированы изучаемые переменные (диагностируемые показатели).
4. Адекватно подобраны и обоснованы методы и методики сбора и анализа данных.
5. Методы и методики соответствуют диагностируемым показателям.

 

Задание 6. Провести анализ и оформить результаты собственной учебной деятельности практикантом, подготовить индивидуальный отчет по практике, провести самооценку культуры практиканта-исследователя.

Правила заполнения отчета о прохождении практики:

Рабочий график (план) проведения практики заполняется обучающимся на консультации по организации практики, совместно с руководителями практик.

Индивидуальное задание выдается руководителем от кафедры на консультации по организации практики, заносится в отчет о прохождении практики, и согласуется с руководителем практики от организации. Выполненные задания систематически заносятся обучающимся в отчет о прохождении практики. Выводы обучающегося по итогам практики могут содержать: перечень выполняемых работ обучающегося на рабочем месте; самостоятельную работу обучающегося по выполнению индивидуального задания и его предложения.

Бланки самооценки культуры практиканта-исследователя представлен отчет по практике.

Форма отчетности: отчет по практике, бланк самооценки культуры практиканта-исследователя.

 

Самооценка культуры практиканта-исследователя (по Е.В. Макаровой)

 

Особенностью рекомендуемого теста является то, что он позволяет на основе самооценки знаний, умений и личностных качеств отрефлексировать и определить актуальный методологический уровень исследователя.

Инструкция: При ответах на вопросы теста оцените по 9-балльной шкале степень выраженности знаний, умений и личностных качеств. Все оценки, конечно же, довольно относительны. Тем не менее, тест позволит задуматься и сделать соответствующие выводы каждому испытуемому. Мысленно представьте себе высший (9 баллов) уровень развития соответствующего качества и очень низкий (1 балл), затем найдите место выраженности у Вас данного качества в 9-балльной шкале и отметьте выбранный балл в нудной колонке.

 

Вопросы теста

Балльная шкала

                 
1. В какой степени вы испытываете потребности в области психологии что-то исследовать?                  
2. Если у вас возникла научная идея (замысел), то в какой степени вы способны, предварительно теоретически ее обосновав, эмпирически/экспериментально ее проверить?                  
3. В какой степени вы способны четко сформулировать суть исследуемой проблемы, цель, объект, предмет, рабочую гипотезу, задачу исследования, спланировать эксперимент?                  
4. В какой степени вы владеете такими методами научного исследования как моделирование процессов?                  
5. Как высоко вы оцениваете свое умение разработать самостоятельно анкету, тест, диагностическую процедуру?                  
6. В какой степени в процессе и при обработке результатов эмпирики/эксперимента вы способны использовать методы математической статистики, компьютерную технику?                  
7. Если вы ранее участвовали в организации какого-либо научного эксперимента, то какова была ваша активность, ответственность, степень участия?                  
8. Способны ли вы назвать основные методологические принципы научного исследования, а главное, в какой степени вы способны их применить?                  
9. Способны ли вы и в какой степени, обобщив результаты научного эксперимента/исследования, написать статью, выступить на научном семинаре или конференции?                  
10. Как высоко вы оцениваете свои умения и способности вести научные дискуссии, отстаивать свою точку зрения по какому-либо спорному методологическому вопросу, научной проблеме?                  

 

Определите общий уровень вашей культуры исследователя по шкале:

Сумма баллов 10-18 19-27 28-36 37-45 46-54 55-63 64-72 73-81 82-90
Уровень Очень низки Низкий Ниже среднего Чуть ниже Средний Чуть выше Выше среднего Высокий Очень высоки

 

Проанализировав полученный результат, определите резерв вашего профессионального развития. Мне необходимо развивать: _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________   Предложите направления и мероприятия развития перечисленных выше качеств исследователя: _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________   Дата заполнения: «_____» _____________20_____г.  

 

Задание 8. Написать статью по результатам научно-исследовательской работы.

Форма отчетности: текст статьи с описанием результатов эмпирического исследования.

Шкала оценивания текста доклада на предварительную защиту диссертации:

Критерии оценивания Отметка
1. Обоснованность теоретической, практической, научной актуальности исследования.

«Отлично» – все критерии представлены в полном объеме.

 

«Хорошо» – все критерии представлены, но есть ошибки в представлении критериев 4, 5, 6.

 

«Удовлетворительно» – есть ошибки в представлении критериев 4, 5, 7, 8, 9, 10.

 

«Неудовлетворительно» – экспертное заключение не соответствует критериям.

2. Понятность и определенность формулировки исходных противоречий, проблемы исследования, цели, задач, предмета и объекта исследования.
3. Релевантность и репрезентативность обзора источников по теме исследования.
4. Адекватность использованной методологии, непротиворечивость теоретико-методологических оснований исследования.
5. Представленность теоретического конструкта исследуемого феномена.
6. Корректность определения основных понятий.
7. Валидность и надежность методов и методик исследования.
8. Представление результатов исследования в полном объеме, оценка их надежности.
9. Корректность и обоснованность выводов.
10. Наличие рекомендаций на перспективу исследований.

 

Студенты аттестуются на основании защиты подготовленного и оформленного отчета о практике. Оценка учитывает уровень сформированных и реализованных в ходе практики компетенций, предусмотренных программой подготовки.

 

Оценка Основные критерии выделения уровня
Удовлетворительно (пороговый уровень) Студент в основном выполнил все задания программы практики; нарушил сроки предоставления отчетных материалов; подготовил отчет, отвечающий требованиям, но формальный по содержанию. Студент ознакомился, но ещё не способен реализовывать сотрудничество с руководителем и психологом образовательной организации, не проявил самостоятельности в разработке диагностической программы, не может провести обоснование методов и методик, которые он применил на практике при защите отчета, может применять некоторые качественные и количественные методы анализа психолого-педагогической диагностики, отсутствует интерпретация полученных эмпирических данных, предложенные выводы не отражают связи с полученными результатами исследования, с трудом может применить знание основных психологических теорий и концепций. Низкий уровень рефлексивной культуры.
Хорошо (повышенный уровень) Студент выполнил все задания программы практики, незначительно (2-3 дня) нарушил сроки предоставления отчетных материалов, подготовил отчет, в целом отвечающий требованиям, но содержащий недостаточно глубокий самоанализ и рефлексию проведенной работы, интерпретацию полученных эмпирических данных. Студент в целом способен реализовывать сотрудничество с руководителем и психологом образовательной организации, проявил самостоятельную, но обоснованную позицию, в разработке диагностической программы, при защите отчета допускает некоторые неточности в использовании применяемых методов работы, может объяснить и обосновать применяемые методы и методики, готов применять основные качественные и количественные методы анализа психолого-педагогической диагностики, предложенные выводы сформулированы с учётом полученных результатов эмпирического исследования, может использовать знание основных психологических теорий и концепций, соблюдает положения этического кодекса психолога. Делает выводы на основании проведённой рефлексии собственной научно-исследовательской деятельности.
Отлично (продвинутый уровень) Студент выполнил все задания программы практики на высоком уровне, проявил выраженный интерес к выполняемой работе. Способен реализовывать сотрудничество с руководителем и психологом образовательной организации, проявил самостоятельность и критическую позицию в разработке диагностической программы, при защите отчета может обосновать применяемые методы и методики, готов применять основные качественные и количественные методы анализа психолого-педагогической диагностики, предложенные выводы сформулированы с учётом полученных результатов эмпирического исследования, может использовать знание основных психологических теорий и концепций, соблюдает положения этического кодекса психолога. Подготовил и успешно защитил отчет, полностью отвечающий требованиям и включающий качественный самоанализ и рефлексию проведенной работы, представлена интерпретация подученных эмпирических данных. Готов использовать знание различных психологических теорий и концепций. Высокий уровень рефлексивной культуры.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: