4. Оценочные материалы
Задание 1. Составить перечень организационно-распорядительных документов, регламентирующих деятельность организации или подразделения, в котором проходит практика.
Форма отчетности: перечень документов, с которыми ознакомился практикант.
Задание 2. Составьте индивидуальный рабочий план-график, указав наименование работы и сроки ее реализации.
Форма отчетности: рабочий график (план) научно-исследовательской практики.
Шкала оценивания:
Критерии оценивания | Отметка |
1. План соответствует плану работы учреждения и психолога | «Отлично» – все критерии представлены в полном объеме.
«Хорошо» – все критерии представлены, но есть ошибки в распределении времени (2 критерий).
«Удовлетворительно» – содержание плана не соотносится с целями и содержанием практики (3 критерий).
«Неудовлетворительно» – план не соответствует критериям. |
2. План соотносится с нормативами времени работы психолога | |
3. Содержание плана соотносится с целями и содержанием практики | |
4. План обсудили и утвердили и согласовали со смежными специалистами и руководством организации |
Задание 3. Разработать план эмпирического исследования.
Форма отчетности: проект научно-исследовательского аппарата исследования, план эмпирического исследования.
Проект научно-исследовательского аппарата исследования
Тема исследования | ||
Актуальность проблемы
Проблема (выделить противоречие)
Задачи (исследовательское действие)
План эмпирического исследования
Этап исследования (название) | Решаемая эмпирическая задача | Изучаемые переменные | Применяемые методы исследования | Методики исследования (название, автор, цель) |
Шкала оценивания:
Критерии оценивания | Отметка |
1. Корректно сформулирована решаемая эмпирическая задача. | «Отлично» – работа соответствует всем показателям оценивания.
«Хорошо» – план соответствует всем критериям, но при наличии незначительных содержательных неточностей, а также трудностей, связанных с критерием 2.
«Удовлетворительно» – в работе студента есть грубые ошибки во всех 4 показателях.
«Неудовлетворительно» – работа не выполнена. |
2. Проведена адекватная операционализация теоретических конструктов. | |
3. Четко сформулированы изучаемые переменные (диагностируемые показатели). | |
4. Адекватно подобраны и обоснованы методы и методики сбора и анализа данных. | |
5. Методы и методики соответствуют диагностируемым показателям. |
Задание 4. Проведите анализ эмпирического исследования: первичный (описательный анализ): представьте первичные результаты исследования в таблицах, схемах, графиках, диаграммах, опишите их. Покажите расчет описательных статистик (меры центральной тенденции: мода, медиана, среднее арифметическое; меры изменчивости: дисперсия, стандартное отклонение; проверка распределения на нормальность распределения).
Форма отчетности: аналитическая справка, протоколы.
Шкала оценивания аналитической справки:
Критерии оценивания | Отметка |
1. Проводит корректное обоснование количественных методов, привлеченных для анализа полученных эмпирических данных | «Отлично» – все критерии представлены в полном объеме.
«Хорошо» – все критерии представлены, но есть ошибки в проведении интерпретации (7 критерий).
«Удовлетворительно» –отсутствует объяснение причин полученных результатов, их обусловленность какими-то факторами, условиями (6 критерий), ошибки в проведении интерпретации (7 критерий).
«Неудовлетворительно» – оформление аналитической справки не соответствует критериям. |
2. Корректно и адекватно используется визуальная презентация данных (таблицы, графики, диаграммы и т.п.) | |
3. Даётся словесное описание числового содержания всех сводных таблиц. Описание предполагает констатацию выраженности диагностируемого признака, сопоставление выраженности разных показателей, характеризующих одно и то же психическое образование. | |
4. Анализ результатов содержит: – указание на степень соответствия полученных результатов поставленной в начале исследования цели; – указание на согласованность результатов полученных разными эмпирическими методами (наблюдения, беседы, тестирования и т.д.); – описание случаев несовпадения/совпадения полученных результатов с известными в литературе тенденциями; объяснение причин возникновения несоответствия; – выводы по результатам исследования (количество выводов не должно быть меньше количества решаемых задач). | |
5. Проводит корректное обоснование качественных методов, привлеченных для анализа полученных эмпирических данных. | |
6. Даётся объяснение причин полученных результатов, их обусловленность какими-то факторами, условиями (экспериментатор должен попытаться ответить на вопрос, например, «Почему у мальчиков более высокие результаты?», «Почему так ярко выражена шкала «физическая агрессия?», «Чем можно объяснить полученные результаты?» и т. д.). | |
7. Наличие интерпретации полученных результатов: полученных в исследовании результатов в рамках теоретического конструкта, выбранного в качестве рабочего. |
Задание 5. Провести уточнение и корректировка гипотезы, плана, методического инструментария на основании результатов пилотажа.
Форма отчетности: проект научно-исследовательского аппарата исследования, план эмпирического исследования (скорректированные, см. Задание 3).
Шкала оценивания:
Критерии оценивания | Отметка |
1. Корректно сформулирована решаемая эмпирическая задача. | «Отлично» – работа соответствует всем показателям оценивания.
«Хорошо» – план соответствует всем критериям, но при наличии незначительных содержательных неточностей, а также трудностей, связанных с критерием 2.
«Удовлетворительно» – в работе студента есть грубые ошибки во всех 4 показателях.
«Неудовлетворительно» – работа не выполнена. |
2. Проведена адекватная операционализация теоретических конструктов. | |
3. Четко сформулированы изучаемые переменные (диагностируемые показатели). | |
4. Адекватно подобраны и обоснованы методы и методики сбора и анализа данных. | |
5. Методы и методики соответствуют диагностируемым показателям. |
Задание 6. Провести анализ и оформить результаты собственной учебной деятельности практикантом, подготовить индивидуальный отчет по практике, провести самооценку культуры практиканта-исследователя.
Правила заполнения отчета о прохождении практики:
Рабочий график (план) проведения практики заполняется обучающимся на консультации по организации практики, совместно с руководителями практик.
Индивидуальное задание выдается руководителем от кафедры на консультации по организации практики, заносится в отчет о прохождении практики, и согласуется с руководителем практики от организации. Выполненные задания систематически заносятся обучающимся в отчет о прохождении практики. Выводы обучающегося по итогам практики могут содержать: перечень выполняемых работ обучающегося на рабочем месте; самостоятельную работу обучающегося по выполнению индивидуального задания и его предложения.
Бланки самооценки культуры практиканта-исследователя представлен отчет по практике.
Форма отчетности: отчет по практике, бланк самооценки культуры практиканта-исследователя.
Самооценка культуры практиканта-исследователя (по Е.В. Макаровой)
Особенностью рекомендуемого теста является то, что он позволяет на основе самооценки знаний, умений и личностных качеств отрефлексировать и определить актуальный методологический уровень исследователя.
Инструкция: При ответах на вопросы теста оцените по 9-балльной шкале степень выраженности знаний, умений и личностных качеств. Все оценки, конечно же, довольно относительны. Тем не менее, тест позволит задуматься и сделать соответствующие выводы каждому испытуемому. Мысленно представьте себе высший (9 баллов) уровень развития соответствующего качества и очень низкий (1 балл), затем найдите место выраженности у Вас данного качества в 9-балльной шкале и отметьте выбранный балл в нудной колонке.
Вопросы теста | Балльная шкала | ||||||||
1. В какой степени вы испытываете потребности в области психологии что-то исследовать? | |||||||||
2. Если у вас возникла научная идея (замысел), то в какой степени вы способны, предварительно теоретически ее обосновав, эмпирически/экспериментально ее проверить? | |||||||||
3. В какой степени вы способны четко сформулировать суть исследуемой проблемы, цель, объект, предмет, рабочую гипотезу, задачу исследования, спланировать эксперимент? | |||||||||
4. В какой степени вы владеете такими методами научного исследования как моделирование процессов? | |||||||||
5. Как высоко вы оцениваете свое умение разработать самостоятельно анкету, тест, диагностическую процедуру? | |||||||||
6. В какой степени в процессе и при обработке результатов эмпирики/эксперимента вы способны использовать методы математической статистики, компьютерную технику? | |||||||||
7. Если вы ранее участвовали в организации какого-либо научного эксперимента, то какова была ваша активность, ответственность, степень участия? | |||||||||
8. Способны ли вы назвать основные методологические принципы научного исследования, а главное, в какой степени вы способны их применить? | |||||||||
9. Способны ли вы и в какой степени, обобщив результаты научного эксперимента/исследования, написать статью, выступить на научном семинаре или конференции? | |||||||||
10. Как высоко вы оцениваете свои умения и способности вести научные дискуссии, отстаивать свою точку зрения по какому-либо спорному методологическому вопросу, научной проблеме? |
Определите общий уровень вашей культуры исследователя по шкале:
Сумма баллов | 10-18 | 19-27 | 28-36 | 37-45 | 46-54 | 55-63 | 64-72 | 73-81 | 82-90 |
Уровень | Очень низки | Низкий | Ниже среднего | Чуть ниже | Средний | Чуть выше | Выше среднего | Высокий | Очень высоки |
Проанализировав полученный результат, определите резерв вашего профессионального развития. Мне необходимо развивать: _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Предложите направления и мероприятия развития перечисленных выше качеств исследователя: _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Дата заполнения: «_____» _____________20_____г. |
Задание 8. Написать статью по результатам научно-исследовательской работы.
Форма отчетности: текст статьи с описанием результатов эмпирического исследования.
Шкала оценивания текста доклада на предварительную защиту диссертации:
Критерии оценивания | Отметка |
1. Обоснованность теоретической, практической, научной актуальности исследования. | «Отлично» – все критерии представлены в полном объеме.
«Хорошо» – все критерии представлены, но есть ошибки в представлении критериев 4, 5, 6.
«Удовлетворительно» – есть ошибки в представлении критериев 4, 5, 7, 8, 9, 10.
«Неудовлетворительно» – экспертное заключение не соответствует критериям. |
2. Понятность и определенность формулировки исходных противоречий, проблемы исследования, цели, задач, предмета и объекта исследования. | |
3. Релевантность и репрезентативность обзора источников по теме исследования. | |
4. Адекватность использованной методологии, непротиворечивость теоретико-методологических оснований исследования. | |
5. Представленность теоретического конструкта исследуемого феномена. | |
6. Корректность определения основных понятий. | |
7. Валидность и надежность методов и методик исследования. | |
8. Представление результатов исследования в полном объеме, оценка их надежности. | |
9. Корректность и обоснованность выводов. | |
10. Наличие рекомендаций на перспективу исследований. |
Студенты аттестуются на основании защиты подготовленного и оформленного отчета о практике. Оценка учитывает уровень сформированных и реализованных в ходе практики компетенций, предусмотренных программой подготовки.
Оценка | Основные критерии выделения уровня |
Удовлетворительно (пороговый уровень) | Студент в основном выполнил все задания программы практики; нарушил сроки предоставления отчетных материалов; подготовил отчет, отвечающий требованиям, но формальный по содержанию. Студент ознакомился, но ещё не способен реализовывать сотрудничество с руководителем и психологом образовательной организации, не проявил самостоятельности в разработке диагностической программы, не может провести обоснование методов и методик, которые он применил на практике при защите отчета, может применять некоторые качественные и количественные методы анализа психолого-педагогической диагностики, отсутствует интерпретация полученных эмпирических данных, предложенные выводы не отражают связи с полученными результатами исследования, с трудом может применить знание основных психологических теорий и концепций. Низкий уровень рефлексивной культуры. |
Хорошо (повышенный уровень) | Студент выполнил все задания программы практики, незначительно (2-3 дня) нарушил сроки предоставления отчетных материалов, подготовил отчет, в целом отвечающий требованиям, но содержащий недостаточно глубокий самоанализ и рефлексию проведенной работы, интерпретацию полученных эмпирических данных. Студент в целом способен реализовывать сотрудничество с руководителем и психологом образовательной организации, проявил самостоятельную, но обоснованную позицию, в разработке диагностической программы, при защите отчета допускает некоторые неточности в использовании применяемых методов работы, может объяснить и обосновать применяемые методы и методики, готов применять основные качественные и количественные методы анализа психолого-педагогической диагностики, предложенные выводы сформулированы с учётом полученных результатов эмпирического исследования, может использовать знание основных психологических теорий и концепций, соблюдает положения этического кодекса психолога. Делает выводы на основании проведённой рефлексии собственной научно-исследовательской деятельности. |
Отлично (продвинутый уровень) | Студент выполнил все задания программы практики на высоком уровне, проявил выраженный интерес к выполняемой работе. Способен реализовывать сотрудничество с руководителем и психологом образовательной организации, проявил самостоятельность и критическую позицию в разработке диагностической программы, при защите отчета может обосновать применяемые методы и методики, готов применять основные качественные и количественные методы анализа психолого-педагогической диагностики, предложенные выводы сформулированы с учётом полученных результатов эмпирического исследования, может использовать знание основных психологических теорий и концепций, соблюдает положения этического кодекса психолога. Подготовил и успешно защитил отчет, полностью отвечающий требованиям и включающий качественный самоанализ и рефлексию проведенной работы, представлена интерпретация подученных эмпирических данных. Готов использовать знание различных психологических теорий и концепций. Высокий уровень рефлексивной культуры. |