Некоторые вопросы методики проведения конкретно социологических исследований

Социологические исследование можно определить, как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью, получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе. Исследование социологическое включает в себя три этапа: подготовка исследования, сбор первичной социологической информации, подготовка собранной информации к обработке, и ее обработка, анализ обработанной информации, подготовка отчета по итогам исследования, выводы и рекомендации.

Виды социологических исследований. В зависимости от глубины анализа исследований масштабности и сложности задач разливают три вида: разведывательная, описательная аналитическая. Разведывательное исследование — пилотажное задание. Респондент — человек которого опрашивают в социологии. Наиболее простой вид социологического анализа, поскольку решает ограниченные по своему содержанию задачи. Оно охватывает, как правило небольшие обследуемые совокупности. Основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии. Инструментарий — методические документы с помощью которых осуществляет сбор первичной социологической информации. К ним относиться: бланк, анкета, опросной лист, карточки для наблюдения Примером исследования может служить экспресс опрос. Его цель — получить в данный момент особо интересующие сведения. Второй вид исследования: описательное — более сложный вид социологического анализа. Оно применяется для изучения ресонтедов на крупныъ предприятиях, для изучения населения области, города, региона. Третий вид: аналитическое исследование — оно включает в себя и разведывательное и описательное. И ставит своей целью не только описание структурных элементов, но и выяснение причин явлений и процессов общественной жизни.
Программа социологического исследования. Она состоит из двух частей: методологическая (или теоретическая) часть и методическая часть. Методологическая часть включает проблему исследования, если нет проблемы — нет исследования. Объект исследования. Основные характеристики: его расположение, взаимодействие с другими объектами, внутренняя структура, численность, социально-демографический состав. Предварительная выборка. Приемлемое время для проведения исследований.

Предмет исследования — отдельные стороны исследования. Цель исследования. Конечный результат. Из цели исследования вытекают задачи исследования, они бывают основные и дополнительные. Гипотеза исследования — научное предположение об изучаемом объекте, которые надо подтвердить или опровергнуть. Интерпретация понятий, уточнение.

Методическая часть. Определение обследуемой совокупности или выборка. Выборка — часть объекта, которая по своим социально-демографическим признакам похожа на объект. Генеральная совокупность — весь объект, выборочная совокупность — часть элемента объекта исследования.

Выборка Республика Беларусь. Она имеет две части: количественную и качественную. Выборка должна быть репрезентативной. Достаточно опросить 1000 респондентов от условных 10 миллионов. Опрашиваются 6 областей и город Минск. В Брестской области проживало 1,4 миллион. Объекты опрос: города Брест, Пинск. В городской местности проживает 78%, в сельской местности 22%. Предметы опроса. Пол: мужского 47%, женского 53%. Возраст: от 15 лет до здравого смысла. Выделяют категории: 15 – 17, 18 – 19, 20 – 29, 30 – 39, 40 – 49, 50 – 54. 55 – 59, 60+. Образование: неграмотные, начальное образование, неполное среднее образование, среднее образование, средне-специальное образование, высшее образование. Все в процентном отношении. Социальный статус: рабочие, сельскохозяйственные рабочие, служащие, служащие с высшим образованием, представители силовых структур, студенты, школьники, пенсионеры, предприниматели, фермеры, маргиналы. Религиозность: верующие (исламисты, православные, иудеи, униаты, католики, протестанты и другие), неверующие (атеист, неверующий). Национальность: белорусы, русские, украинцы, поляки, евреи. Социология допускает отклонение в 5%, это называется социологическая проблемность. Методы сбора социологической информации: социологический опрос, социологический анализ документа, социологическое наблюдение, социальный эксперимент. Он включает в себя анкетный опрос, интевьюирование, экспертный опрос, социометрический опрос, тестирование. Виды опросов: по способу контакта социолога с респондентом (раздаточный, прессовый, почтовый опрос, телетайпные, вопросы по сети Интернет, телефонный опрос); по количеству респондентов (сплошные, выборочные); по повторяемости (одноразовые, панельные/многоразовые, трендовые); клинический/монографический (фокусированные, миниопросы); по степени формализации (стандартизированные, свободные, комбинированные); по месту работы/учебы/отдыха/уличные. Анкетный опрос (очные и заочные опросы). Интервьюирование (свободное интервью, стандартизированное интервью, комбинированное интервью): по форме контакта (личные, телефонные не более 12 минут, данные берутся из ГТС; компьютерные; по способу фиксации (протоколируемое, не протоколируемое, скрытое). Эффект интервьюирование: на качество влияет возраст, пол, интервью должно быть «стерильным», время проведения опроса — утро. Виды вопросов в социологии: открытые (сколько вам лет), закрытые вопросы (трехзвенные и пятизвенные ответы); прямые вопросы (требует от респондента критического отношения к себе), косвенные вопросы, основные вопросы и дополнительные вопросы, вопросы-фильтры, вопросы на искренность. Инструкция на заполнение, название, год проведения, вопросы для «завязки» беседы, основные вопросы, концу уровень сложности уменьшается, «паспортичка» с сициально-демографическими данными, в конце обязательно благодарность респондента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: