Этнос межнациональные отношения

1. Верны ли следующие суждения о национальной политике?

 

А. Национальная политика подлежит изучению как теоретическая проблема современного общества.

Б. Национальная политика относится к актуальным практическим проблемам современности.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

2.Верны ли следующие суждения о нации?

 

А. Важным фактором образования и развития нации является государство.

Б. Особую роль среди признаков нации играет общность экономической жизни.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

3.Верны ли следующие суждения об этнической общности (этносе)?

 

А. Естественная предпосылка формирования того или иного этноса — общность территории.

Б. Отдельные части сформировавшегося этноса могут сохранить этническую идентичность в случае разделения политико-государственными границами.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

4. Верны ли следующие суждения об этнических общностях?

 

А. На основе усиления межплеменных связей складываются народности.

Б. Люди, принадлежащие к одной нации, говорят на одном языке, объединены общностью исторических и культурных традиций.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

5. Верны ли следующие суждения об этносах?

 

А. Ведущим признаком этноса можно считать общность исторического опыта, культурных и ментальных традиций, языка.

Б. Представители одного этноса могут проживать на территории многих государств.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

6. Верны ли следующие суждения об этносе?

 

А. Естественная предпосылка формирования того или иного этноса - общность территории.

Б. Отдельные части сформировавшегося этноса сохраняют этническую идентичность в случае разделения политико-государственными границами.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

7.Верны ли следующие суждения об этнических общностях?

 

А. На основе усиления межплеменных связей складываются народности.

Б. Люди, принадлежащие к одному этносу, говорят на одном языке, объединены общностью исторических и культурных традиций.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

8. Верны ли сле­ду­ю­щие суждения о меж­на­ци­о­наль­ных отношениях?

 

Межнациональные от­но­ше­ния в со­вре­мен­ном обществе

А. стро­ят­ся на ос­но­ве взаимного уважения, толерантности, диа­ло­га культур.

Б. отличаются пол­ным отсутствием конфликтов, пре­одо­ле­ни­ем национальной нетерпимости, меж­на­ци­о­наль­ной розни.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

9. Верны ли сле­ду­ю­щие суждения о де­мо­кра­ти­че­ских основах меж­на­ци­о­наль­ных отношений? Де­мо­кра­ти­че­ские основы меж­на­ци­о­наль­ных отношений вклю­ча­ют в себя

 

А. воз­мож­ность граждан са­мо­сто­я­тель­но определять свою на­ци­о­наль­ную принадлежность.

Б. за­прет на про­па­ган­ду национальной розни, национализма, экстремизма.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

10. Верны ли сле­ду­ю­щие суждения о меж­на­ци­о­наль­ных отношениях?

 

А. Одной из при­чин межнациональных кон­флик­тов являются тер­ри­то­ри­аль­ные споры.

Б. Способом пре­одо­ле­ния противоречий в меж­на­ци­о­наль­ных отношениях яв­ля­ет­ся расширение куль­тур­ных связей.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

11. Верны ли сле­ду­ю­щие суждения о меж­на­ци­о­наль­ных отношениях?

 

Объективной тен­ден­ци­ей развития меж­на­ци­о­наль­ных отношений в со­вре­мен­ном мире является

А. стремление к со­хра­не­нию национального своеобразия

Б. расширение вза­и­мо­свя­зей во всех сфе­рах общественной жизни.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

12. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о сути гу­ма­ни­сти­че­ско­го под­хо­да к ре­ше­нию на­ци­о­наль­ных проблем?

 

А. Суть гу­ма­ни­сти­че­ско­го под­хо­да к ре­ше­нию на­ци­о­наль­ных про­блем про­яв­ля­ет­ся в от­ка­зе от на­си­лия во всех его формах.

Б. Суть гу­ма­ни­сти­че­ско­го под­хо­да к ре­ше­нию на­ци­о­наль­ных про­блем про­яв­ля­ет­ся во все­сто­рон­нем раз­ви­тии демократии, пра­во­вых начал в жизни общества.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

13.А. Ме­ж­эт­ни­че­ские кон­флик­ты по­рож­да­ют­ся по­ли­ти­че­ски­ми и со­ци­аль­ны­ми условиями, в ко­то­рых живут и раз­ви­ва­ют­ся народы.

Б. Ин­те­гра­ция на­ци­о­наль­ных об­ра­зо­ва­ний в пре­де­лах стра­ны пред­став­ля­ет опас­ность для це­лост­но­сти эт­ни­че­ской общности.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

 

14. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 

Социальная группа, первичная группа, неформальная группа, этническая общность, общественный класс.

15. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 

Поощрение, санкция, наказание, премирование, увольнение.

 

16. Найдите понятие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 

Пле­мен­ной союз, народность, этнос, нация, племя.

 

17. Найдите понятие, ко­то­рое является обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных понятий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 

Моральные нормы, позитивные санкции, социальный контроль, правовые нормы, негативные санкции.

 

18. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.

 

Род, народность, этнос, нация, племя.

 

19. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «этническая общность».

 

1) народность

2) племя

3) нация

4) род

5) каста

6) государство

20. Ниже приведён пе­ре­чень терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, ха­рак­те­ри­зу­ют понятие «этнос».

 

1) пер­вич­ная группа

2) ис­то­ри­че­ская память

3) монархия

4) территория

5) народность

6) язык

21. Ниже приведён пе­ре­чень терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к по­ня­тию «девиантное поведение».

 

1) правонарушение

2) отклонение

3) социальный статус

4) проступок

5) мобильность

6) преступление

22. Студент ра­бо­та­ет над ре­фе­ра­том о вер­ти­каль­ной социальной мобильности. Какие при­ме­ры из пе­ре­чис­лен­ных ниже он может рас­смот­реть в своей работе? Запишите цифры, под ко­то­ры­ми эти при­ме­ры указаны.

 

1) переход че­ло­ве­ка с долж­но­сти рядового школь­но­го учителя на долж­ность директора школы

2) переход че­ло­ве­ка из ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных рабочих («синих воротничков») в пред­ста­ви­те­ли среднего клас­са («белые воротнички»)

3) смена про­фес­сии отца на дру­гую профессию

4) отток ра­бо­чей силы из про­из­вод­ства в сферу обслуживания

5) рост числа людей, ра­бо­та­ю­щих в не­сколь­ких местах

6) достижение че­ло­ве­ком высокого по­ло­же­ния в об­ще­стве благодаря служ­бе в армии

 

23. Аналитик коммерческого банка А. уехал из Москвы в Париж на двухлетнюю стажировку в известной французской финансовой компании. А. будет во Франции работать в той же должности, что и в Москве, получать примерно такую же зарплату. Выберите в приведённом ниже списке характеристики социальной мобильности, относящиеся к данному примеру, и запишите эти цифры, под которыми они указаны.

 

1) индивидуальная

2) восходящая

3) миграция

4) горизонтальная

5) нисходящая

6) межпоколенная

24. Найдите в приведённом ниже списке исторические формы этноса и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) семья

2) племя

3) народность

4) община

5) государство

25. Найдите в спис­ке этнические общ­но­сти и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) племена

2) провинциалы

3) народности

4) нации

5) творческие союзы

6) граждане

26. Найдите в приведённом ниже спис­ке социальные роли, ко­то­рые может вы­пол­нять гражданин РФ 18-20-летнего возраста. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) член не­фор­маль­ной молодёжной группы

2) во­ен­но­слу­жа­щий срочной службы

3) губернатор

4) Пре­зи­дент РФ

5) избиратель

6) ми­ро­вой судья

27. Найдите в приведённом спис­ке эт­ни­че­ские общности, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) молодёжь

2) россияне

3) трудящиеся

4) украинцы

5) парижане

6) русские

 

28. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

 

«Семья — это основанная на ___________ (А) и/или кровном родстве малая ___________ (Б), члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными ___________ (В) по отношению друг к другу. Также семьей называется социальный ___________ (Г), т. е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей, т. е. сексуальные отношения, деторождение и первичная ___________ (Д) детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к ___________ (Е) и лицам пожилого возраста».

 

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

 

1) дети 2) брак 3) социализация
4) коллектив 5) обязанности 6) институт
7) отношения 8) группа 9) любовь

 

29. Раскройте смысл понятия «нация» в рамках каждого из трёх рассматриваемых в тексте подходов: политико-правового, социокультурного, биологического.

 

Национальные отношения, т.е. отношения людей в общности, называемой нацией, или другие этнонациональные отношения, не существуют отдельно от государства или параллельно с ним. Национальные и этнонациональные отношения так или иначе опосредуются государством и образуют единое политическое целое.

 

Распространены три основных подхода к пониманию нации: политико-правовой, социокультурный и биологический. При политико-правовом подходе под нацией понимается согражданство, т.е. сообщество граждан того или иного государства. В международном праве, когда говорят о нациях, имеют в виду именно политические, нации, которые на международной арене выступают как «национальные» государства.

 

При социокультурном подходе упор делается на общности языка, культуры, религии, традиций, обычаев большой группы людей, образующих нацию. Это позволяет рассматривать нацию как общность людей, для которых характерны общность духовной культуры, исторического развития, поведенческих стереотипов, бытового образа жизни. Следует иметь в виду, что нация представляет собой также и субъективный феномен сознания и самосознания. <…>

 

Э. Геллнер, известный исследователь феномена нации, отмечал: «Два человека принадлежат к одной нации, если и только если они признают принадлежность друг друга к этой нации. Иными словами, нации создаёт человек; нации – это продукт человеческих убеждений, пристрастий и наклонностей».

 

Большинство стран мира понимание нации основывают на первых двух подходах. При всем их различии у них есть общее – отрицание кровного родства как определяющего нациообразующего принципа.

 

Третий подход к пониманию нации, биологический, как раз и основан на признании кровной общности главной доминантой нации.

 

30. Каких подходов к пониманию нации придерживается большинство стран мира? Что, по мнению автора, объединяет эти подходы, а что различает? (С опорой на текст, укажите одно любое различие и одно сходство между ними). Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «межэтнические отношения».

 

31. Автор отмечает, что нация является также феноменом сознания и самосознания. Опираясь на обществоведческие и исторические знания, приведите три примера, которые могут служить проявлениями национального самосознания.

 

32. В тексте говорится о влиянии государства на этнонациональные отношения. Приведите любые три направления политики демократического государства в межнациональных отношениях.

 

33. Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «национальная политика»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию об одном из основных принципов национальной политики РФ;

− одно предложение, раскрывающее сущность дезинтегративной национальной политики.

 

33. Назовите две тенденции в развитии современных межнациональных отношений и проиллюстрируйте примером каждую из них. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: