На селе. Сельский Мiр

На селе

 

Возьмем жизнь современного русского, чувашского или карельского — в общем православного в прошлом села. Главная беда — пьянство, безработица, нищета. Где эта беда, рядом жди другую — преступность, хулиганство. По селу "равняются" и окрестные деревеньки. Безысходность царит, дух отчаяния.

Одними целевыми инвестициями с положением дел не справиться. И умозрительными программами создания рабочих мест проблему не решишь. Без реальной власти, без единства действий этот дух не переломить.

Есть и сейчас на селе три главных человека.

Глава сельской администрации — роль незавидная. Одни тяготы для поддержания остатков сносной жизни чего стоят?! А уж хозяйственных дел видимо-невидимо.

Есть в селе полномочный представитель правоохранительных органов. Участковый милиционер, местный Анискин или, скажем, Серeжкин из "Хозяина Тайги". Образы добрые и типичные, близкие русскому сердцу. Тяжко нынче Анискиным и Сережкиным приходится: народ, особенно мужики, от рук отбивается. Воровство, хулиганство, кровопролитие и даже смертоубийство случается.

Если село — значит есть храм или хотя бы православная община на церковных руинах. Значит, есть священник. Или бывает наездами.

Это третье — главное на селе лицо, обладающее особой — духовной властью. Но основные прихожане — старики, бабки, бабы да малые дети, им самим нужна опора и защита, они — не опора. На них батюшка может влиять, их может утешать и наставлять, а дееспособное население, дай Бог, если на Пасху раз лоб перекрестит и вот все их уважение к вере предков.

Беда, если глава администрации или участковый — люди далекие от веры. Еще хуже если над верой, над священником посмеиваются. Но если они знают, что районный глава или тем более губернатор относятся к Православию с почтением и пониманием — это уже доброе основание.

Если каждый участковый по стране узнает, что в "святая святых" правоохранительных органов — в Академии МВД проводятся Рождественские чтения с участием Архиереев и священников, то поймет, что и местный батюшка — тоже чин, и повыше старшины...

Следующий шаг — если эти три главных на селе человека объединят свои усилия для совместной деятельности, для наведения властного порядка в душах односельчан, в их семьях, на главной площади, на улице, да и за околицами.

А это возможно и нужно. Каждый из этих трех главных людей может помочь друг другу.

По хозяйственным храмовым делам священнику и церковному старосте, конечно, приходится обращаться к местной власти, это понятно. Связь, так сказать односторонняя. А возможна ли другая — обратная связь? Не только возможна, а крайне необходима!

Именно с местным духовником рачительный хозяйственник, опытный администратор сможет переменить безысходное настроение в селе на другой лад.

Каким образом? Для этого нужно вынести церковную жизнь за стены храма в округу.

 

Сельский Мiр

 

В старину сельский мiр в народном духовном самосознании образно сопоставлялся с самой христианской Вселенной, понимался как бы ее малой иконой — самодостаточной и цельной. Жизненное пространство — от обеденного стола, скромной божницы, крестьянского дома, двора и до гумна, поля, опушек леса — многократно и по-разному освящалось. Вне храма на главной площади села, на улицах, у реки или пруда, в домах, на огородах и полях постоянно служились молебны — будь то начало сезонной работы или межевание.

На каждой каменной меже делалась крестовая насечка — "Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа". По краю леса всю округу обходил священник и на определенном расстоянии на заметных деревьях топориком делал затеси с той же молитвой Богу в Троице Единому. Поклонные Кресты ставились на въездах-выездах села, на перекрестках ближайших дорог. Как и всякая изба — на дверях и окнах освящалась крестиками свечкой от Двенадцати Евангелий в Чистый Четверг — так и земля в округе освящалась. Потому и называлась — окрестность, земля вокруг креста, то есть крещеная земля.

И отношение к ней было соответствующее, как к святыне — как к иконе, к образу. Труд крестьянский был делом веры, он одухотворялся ею, и животворил саму веру. И потому всякое безобразие в свете окружающей святости высвечивалось сразу же. Всем было ясно, где нарушение нравственного закона, обычая, порядка, где преступление против соседа, мiра, преступление против земли.

Всякое нарушения порядка, жизненного лада, всякое духовное и физическое осквернение жизни одолевалось в первую очередь средствами духовными, молитвой и крестьянским трудом, крестьянской совестью. Этот уклад складывался веками и потом воспитывался в каждом новом поколении. Фундамент наши предки заложили мощнейший.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: