Икономия. Крестный Ход

Икономия

 

В среде политиков, особенно патриотически-настроенных, во всех этих бедах и несуразицах, во всей вопиющей безхозяйственности принято винить верховную гражданскую власть, руководство страны. Я не берусь заниматься оправданием существующих порядков, оправданием конкретных политиков. Не берусь и вершить суд. Время, история, жизнь все расставит на свои места, и следующее поколение вынесет свои вердикты о современной нам деятельности на вершинах государственной власти России.

Меня же больше интересуют основы этих вершин, фундамент современной жизни. Меня, как предпринимателя, то есть человека предприимчивого, интересует мера ответственности простого русского человека, современного христианина или хотя бы потомка православных христиан, интересует его воля обустроить окружающую жизнь, собственный быт, преобразовать существование ближних, соседей, деревни, города, государства. И здесь, по-моему, самую наглядную картину дает жизнь современного села.

По моему глубокому убеждению — низкое качество жизни простого современного крестьянина, моего согражданина, в значительной степени зависит от качества его труда, который лишен важного жизненного состава, и потому зачастую не только малопроизводителен, а просто непроизводителен, сиюминутен. Именно поэтому современный сельский труд в своем подавляющем отрицательном результате лишен предприимчивости, инициативы, обычной народной смекалки и задора. Свободные граждане свободной России живут хуже иных крепостных начала XIX века. Угасающая борьба за элементарное выживание приводит к замкнутому кругу непроизводительной траты жизненных сил. Круг этот невозможно разорвать в одиночку. Такая беда одолевается только мiром — испытанным дедовским способом. А мiр — это субстанция и материальная, и душевная, и, что главное, духовная.

Поймет это сельский руководитель, от которого очень и очень много зависит, и личным примером подтвердит верность пращурской традиции, признает неотъемлемость духовного содержания в сельском труде, он станет победителем в борьбе за возрождение полноценной, нормальной, органичной жизни в своем селе.

Сам я пришел к этому убеждению опытным путем. Практический, экономический опыт предпринимателя, руководителя акционерного общества в моей жизни в какой-то момент промыслительно соединился с личным опытом церковной духовной жизни. Все пришло через живой интерес к православной иконе. В иконе образно запечатлены все основополагающие принципы и идеалы исконной жизни Руси. Там они словно зашифрованы. Так и формулы биологической жизни зашифрованы в генах. Я это не из книжки вычитал, хотя и книги читать полезно, и церковную службу постигать. Я эту науку вынес, как говорится, на своем горбу.

Духовный опыт, даже самый малый, дает совершенно особое видение жизни, особое постижение ее причин и следствий. С ним приходит понимание откуда берется результат осмысленной деятельности, совершаемой по законам веры, по законам христианской нравственности. Вглядываясь в православную традицию, я понял именно духовную поэтику труда в этой традиции. По законам икономии, то есть по законам образа и подобия строилась вся русская жизнь, весь труд, все существование каждого человека от колыбели до погоста.

И моя вера в то, что именно такое понимание необходимо и сельскому руководителю, хозяйственнику, и самому рядовому труженику, заставляет меня отвлекаться от своих непосредственных дел, и через общественную деятельность передать личный опыт людям, с которыми я никак не могу связаться по линии своего "бизнеса".

Меня не устраивает то, чему учат простой народ политики, которые распинаются с трибун о своей любви к Отечеству, а на деле только накаляют атмосферу гражданской непримиримости. Я считаю, что сейчас пришло время другой политики — христианской, идущей от сердца к сердцу. Убежден пришло время политике, которой не требуется в первую очередь "эфирное время", симпатии "электората", разветвленный партийный аппарат, мощная "команда" и т.д. и т.п.

Пусть проводниками этой политики станут люди дела, так сказать, без отрыва от производства. Не имея никаких законодательных и исполнительных властных полномочий, гарантий, бюджетных вливаний, мы можем на деле, по жизни, осуществлять нашу политику. При одном условии — если поймем друг друга. Своя своих не познаша. Вот наша беда.

Может глава сельской администрации признать своего человека в сельском священнике? Может. Что для начала нужно?

 

Крестный Ход

 

Пусть батюшка по просьбе местного гражданского руководителя взбодрит для начала все село обще-сельским Крестным Ходом, освятит все гражданские постройки, все окрестности — пруд, речку, источники. Пусть будут поставлены, как положено было исстари на Руси, поклонные кресты на въезде-выезде села. Да и в каждой деревне по соседству они должны быть, как нательный крестик на нашей груди. Только ставить надо с умом, чтобы не отдавать потом святыню «псам» святотатствующим. Поставил крест — держись его, охраняй этот передовой пост сельского храма.

Пусть всякая крестьянская сезонная работа, будь то пахота, сев, косовица или уборка урожая, начнется и завершится общей крестьянской молитвой. При непогоде — летней засухе или проливных дождях — должны служиться соответствующие молебны "о благорастворении возд у хов".

К простому человеку станет возвращаться духовное понимание труда, собственной жизни. Само имя сословное — не деревенщина, а крестьянин, то есть христианин — станет ему ближе, станет предметом заслуженной славы.

В освященной речке даже забывший веру русский человек уже не станет смывать мазут со своего железного коня. В святую воду он не сольет нечистоты с животноводческой фермы. А если кто осквернит источник, то у другого сельчанина дрогнет сердце, усовестит соседа. Вот вам и традиционная православная экология.

В селе, где есть активная духовная жизнь не только по праздникам, приход укрепляется. При непосредственном покровительстве храма должна быть заведена для начала пусть небольшая хозяйственная деятельность.

Это, во-первых, хлебопекарня — она же просфорня, где пекут традиционный православный хлеб, освященный хлеб. В связи с реставрационными, просто ремонтными работами в церкви необходимо ремесленное предприятие — кузнечное, столярное, а то и кирпичный заводик. Церковный крестовый кирпич сотни лет служит. Спрос на него будет еще какой! Вот дело для мужских рук. Если объединились вышивальщицы — тут приложение сил и для женщин.

А где дело, там и средства к достойному существованию. Это ли не программа создания рабочих мест? Но не только. Это есть возрождение культурного своеобразия, восстановление естественной тысячелетней традиции сельского быта России. Задача администрации это поддержать.

Где сильный приход, там и храм красотой засияет, и улицы чище станут, и дома. О работе люди серьезнее начнут думать. Помощь со стороны придет. Потом и соседям будет чем помочь. Главное — будет Божия помощь, потому что там где церковная работа, она без молитвы не бывает, хоть самой краткой, самой простой: "Господи, благослови". А народ знает, что за Богом молитва не пропадет...

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: