Событие, безусловно, эпохальное и естественное, ибо оно — ответ на то, что мы переживаем с болью в сердце

"Событие, безусловно, эпохальное и естественное, ибо оно — ответ на то, что мы переживаем с болью в сердце. Рвутся живые исторические связи, расторгаются родственные узы по причине разрушения огромной великой страны. Великой в духовных взлетах, великой и в падениях.

И все же мы видим духовное величие государства Российского, тысячу лет рука об руку идущего со Святой Церковью, следуя единой цели — преображения жизни народной. И поэтому так тяжело мы переживаем разрывы, разрушения, которые внешне имеют благовидные объяснения.

Но все мы чувствовали, что злая воля работала в России на разрушение ее духовного организма. Сила же России — в единстве. Поэтому так естественна добрая воля двух Президентов, и Российского, и Белорусского, их воля развить исцеляющий процесс воссоединения. Как сказано в Евангелие: кесарево — кесарю, Божье — Богу.

Было важно не разорвать духовные связи. И они не прервались. При всей видимости разрыва главный духовный нерв не был разрушен.

Да он и не может быть разрушен, ибо он духовный. Он зарожден в Днепровской Купели Крещения. Именно благодаря ему возможно воссоединение и образование содружества или двух, или трех государств, возможно восстановление их экономических, культурных связей. И не в последнюю, а в первую очередь — духовных уз".

Что стоит за этими проникновенным словами Митрополита Филарета?

Тысячелетняя История.

В 1988 году праздновалось 1000-летие Крещения Руси. А четыре года спустя — тысячелетие образования Полоцкой Епархии — первой епархии на Белорусской земле. Сколько великих испытаний для православных народов России, Белой Руси и Украины содержат эти десять веков? Безчисленное множество. Сколько раз и Восток, Запад пытались разделить единство православных славян? Десятки раз. Но всегда у нас находились силы на воссоединение.

Чем отличается объединение от воссоединения? Механически вроде бы ничем. Но в свете тысячелетней исторической перспективы, в свете духовной геополитики Православной Руси — будь то Украина, Белорусия или Великороссия, именуемая нынче Российской Федерацией, нам видится огромная разница. Объединяться можно наново, с чистого листа. Воссоединение происходит там где было разделение некогда единого целого.

После Второй Мiровой войны сорок с лишним лет существовало два немецких государства — Федеративная Республика Германия, Германская Демократическая Республика и Западный Берлин как город, имевший особый статус. Вспомним, что Германская Империя, в приблизительных границах которой существует ныне воссоединенная Федеративная Республика Германия, была учреждена в 1871 году. Задолго до этого — в 962 году возникла Священная Римская империя Германской нации. После распада ее прошло несколько веков, в течение которых Германия существовала раздробленной на десятки лоскутных государств.

Сводить процесс сегодняшнего воссоединения Германии к одним современным политическим инстинктам немецкого народа или же проискам НАТО — значит упрощать его. Этот процесс имеет свою духовную природу, в которой и заключено стремление к единству. Это духовность иная, отличная от нашей, но это явление духовное — вот что важно.

Киевская Русь впервые объединила славянские земли от Белого до Черного моря на столетие раньше Германии. Через сто лет это единство было закреплено победами Великого Князя Святослава и затем его сыном Владимiром усилено Крещением Руси, ее обращением в веру Православную, которая стала подлинной судьбой для народов России.

В пору удельной раздробленности было разорвано это единство. Восточная Русь поплатилась за это татаро-монгольским нашествием, Белая Русь и Украина литовско-польским католическим господством. И только в пору усиления Москвы при Великом Князе Василии III и Царе Иоанне Грозном часть белорусских земель вновь воссоединилась с Великороссией. Полное же их воссоединение произошло в 1772-1795 годах. И с тех пор это единство никак не нарушалось, если не считать короткого периода в 1918-1922 годах.

Стремление к единству с Россией заложено в самой природе белорусского народа. Оно — неотъемлемая часть его национальной самобытности. Верное свидетельство тому — безпримерный жертвенный подвиг белорусского народа в годы Великой Отечественной войны. Тогда наши отцы и деды плечом к плечу отстаивали независимость нашего общего Отечества.

Оттого декабрьская трагедия 1991 года, а я не нахожу другого слова — именно трагедия наших братских народов — оставила страшную рану на теле нашего единства. Сейчас эта рана стала затягиваться, заживать.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: