Хлопок. Площадь посева. Сбор хлопка. Какая реформа нужна России. Ответ на поставленный в заголовке вопрос для православного человека очевиден

Хлопок

площадь посева

1894 г. 150 тыс. дес. 1914 г. 675 тыс. дес. на 350%

сбор хлопка

1894 г. 3,2 млн. пуд. 1914 г. 15,6 млн. пуд. на 388%

 

 

Мы часто слышим призывы доброжелателей не идеализировать наше прошлое, нашу историю. С этим можно согласиться только в одном случае — прошлое своего государства надо знать многосторонне и фактически. Тогда всяческие рассуждения об “отсталости” России сами уйдут на второй план. И еще. Даже восторгаясь достижениями наших предков, мы должны никогда не забывать на основе чего они осуществлялись.

Без осмысления духовной природы любого материального достатка, благосостояния, богатства, которые никогда не существуют сами по себе, невозможно понять социальные корни государственной жизнедеятельности. Материальные: экономические блага даются человеку, обществу народу, государству для достижения более высоких целей, чем простое физическое, физиологическое или политическое существование. Это дар Божий, те самые таланты из Евангельской притчи, которые можно обернуть во благо человека и человечества, а можно употребить и на устроение земного ада.

Сейчас Россия находится в мучительном поиске своего пути в грядущее. Без восстановления самобытной экономики, основанной на традиционных религиозных принципах, нам из этого бездорожья не выбраться. А выбираться надо...

 

 

КАКАЯ РЕФОРМА НУЖНА РОССИИ?

Ответ на поставленный в заголовке вопрос для православного человека очевиден. России нужна, в России может быть успешной только такая реформа, которая будет основываться на религиозном хозяйственном духе русского народа, которая в Истине преобразит нашу жизнь. Любой другой путь ведет либо к социальному взрыву, либо к постепенному уничтожению тысячелетней российской цивилизации.

 

Безбожный коммунистический эксперимент длился в России так долго не только потому, что власть проводила его жесточайшими методами, следуя ленинской формуле — “нравственно то, что служит делу революции”. Экономические успехи социалистических преобразований обязаны прежде всего безпощадной эксплуатации большевиками традиционных духовно-хозяйственных свойств русского народа: трудолюбия, нестяжательства, коллективизма.

Какие же принципы должны быть положены в основание русской экономики, чтобы она соответствовала представлениям нашего народа о должном и справедливом, стимулировала хозяйственную активность, помогала, в конце концов каждому человеку в скоротечной жизни сей спасать, а не губить свою душу? Попытки дать ответ на подобного рода вопрос уже встречались в отечественной литературе. Следует упомянуть весьма интересные статьи экономистов О.А.Платонова80, А.Глаголева81, Э.Афанасьева82. Что же представляют собой эти принципы, которые мы находим в Святом Писании, творениях Отцов Церкви, работах православных экономистов, исследовавших особенности русского типа хозяйствования?

1. Труд есть добродетель и нравственный долг каждого человека. Апостольская формула: нетрудящийся да не ест (очищенная, разумеется, от привнесенного коммунизмом уничижительного отношения к умственному труду) должна быть принята как непреложное нравственное требование. Труд — не есть способ увеличения капитала, но обязанность человека перед Богом и ближними. Нужно возродить еще незабытую нынешним поколением хорошую советскую традицию — уважение к человеку труда, разумеется без всякой благоглупости “пролетарского гегемонизма” и прочих атрибутов марксистской идеологии. Почетен и достоин уважения всякий труд, на всяком месте, куда кого Бог поставил. Постыдна и достойна всяческого осуждения праздность и лень, ибо они порождают пороки.

2. Материальный достаток, благосостояние сами по себе не порочны. Порочно лишь богатство, нажитое неправедным способом и используемое для роскоши. Обладание материальными ценностями может вести к внешне противоположным, но одинаково опасным и вредным порокам: скупости и расточительности. А может вести — к милосердию и благотворительности. От крайности большевистского неприятия достатка, органично связанного с человеческим достоинством, мы шарахнулись в крайность либерального культа золотого тельца, в суете пробежав мимо христианского понимания богатства, как состояния души.

3. Собственность есть дар Божий человеку, а потому она священна. Причем, священна любая собственность — не только частная, личная, но и коллективная, и государственная. Жить без мiрских имущественных забот могут лишь монашествующие, посвящающие свою жизнь духовному подвигу. Поскольку превратить все общество в монастырь невозможно, все попытки ликвидировать частную собственность обречены на провал.

В то же время, Св. Отцы учат, что собственность есть результат труда, или, как выражается один ученый “функция труда, а не капитала”83. Следовательно, государство должно поставить заслон паразитическому ростовщическому капиталу. Если вовсе изгнать из хозяйственной практики дачу ссуд под процент не удастся, то следует хотя бы ограничить разумный максимальный размер процента, выше которого брать запрещено по закону, как сделал в свое время Великий Князь Владимiр Мономах. Но в сфере идеологии и пропаганды расставить акценты необходимо: ростовщичество — постыдное, душевредное дело.

4. Православный тип хозяйствования в основе своей имеет природоохранительный характер. Православному человеку чуждо варварское отношение к природе. Это проявлялось в хозяйственной деятельности не только монастырей, но и крестьянских хозяйств. Ориентированная на потребительскую экспансию, техногенная цивилизация Запада привела человечество на грань экологической катастрофы. Бережное отношение к природе, как к творению Божьему, стремление не “преобразовать” природу, а создать благоприятную и устойчивую среду обитания всегда отличало православный тип хозяйствования. Следовательно, восстановление экономики, основанной на православных принципах, имеет общечеловеческое значение.

5. Православие поощряет коллективные, соборные формы трудовой деятельности. В силу психологических особенностей такие формы организации особенно прижились у русского народа. В общине и артели воплотился соборный дух народа. Популярность и устойчивость этих форм организации производственного процесса (в советское время: колхоз, бригада) — яркое свидетельство присущего нашему народу стремления к хозяйственной демократии.

6. Хозяйственная самодостаточность при опоре на собственные силы. Россия провела большую часть своей истории в оборонительных войнах с захватчиками, в которых вынуждена была рассчитывать только на свои собственные силы. Наученный горьким опытом истории, Император-Миротворец Александр III как-то сказал:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: