Заключение. Да будет так. Аминь. Русская земля

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Эти заметки носят, конечно, предварительный характер постановки вопроса, который на теоретическом уровне будет разрешаться Институтом стратегических исследований “Православная экономика и христианские принципы хозяйствования”, создаваемом при Общероссийском общественном движении “Россия Православная”.

Практически на местах он уже решается в приходских хозяйствах, в больших монастырях, в отношениях между некоторыми православными предпринимателями. Но наша задача заключается в том, чтобы эти нравственные устои в экономике, которые во всей полноте и для всех случаев жизни содержатся в учении Православной Церкви, стали достоянием всей России. Мы убеждены, что тогда наше государство возродится и нравственно, и духовно, и социально.

Ибо подлинное возрождение России, придание российской экономике устойчивого характера возможно лишь на прочном основании православных принципов хозяйствования. Только в этом случае мы уподобимся мужу благоразумному, который построил дом свой на камне (Мф. 7, 24), только тогда хозяйственный дом наш не упадет от дождей и ветров.

 

Да будет так! Аминь.

февраль — июнь 1997 года от Р.Х.


Русская Земля

 

Русская Земля — это начало нашей истории. Эти два слова мы читаем в предисловии “Повести временных лет”: “...откуда есть пошла Русская Земля”. Здесь — и самоосознание древнерусским человеком своего народа “русским народом”, и своей страны “русским государством”. Но понятие “Русская Земля” больше и выше, чем историческое самоосознание нации и национального государства. Краткая летописная история “от Адама” описывает в “Повести” расселение народов по лицу земли после вавилонского стопотворения, после разделения на языки, то есть собственно народы. Наш народ и его первоначальная государственность изображены здесь по законам иконописи — в библейской обратной перспективе как родовое и пространственное наследие в “полунощных”, то есть в северных странах славянского поколения в колене сына Ноева Иафета.

Летописец видит это явление не как историческое, политическое завоевание группы восточно-славянских племен, но как наследие от Самого Бога, как дар Божий:

“Афетовы же сынове запад прияша и полунощныя страны”.

В древнем термине “прияша” и содержится смысл дара Божия, не имеющего ничего общего с завоеванием и экспансией. Вот духовный, исторический, политический и юридический фундамент, который определяет народное и государственное отношение к нашей земле.

Получив эту землю в священное наследие, наши предки через Церковь, через откровения отечественных святых познавали высшее предназначение Русской Земли, именуя ее не иначе как Святой Русью. Не случайно принятие при Великом Князе Владимире в 988 году веры Христовой традиционно называется не крещением русского народа или восточно-славянских племен, но — Крещением Руси. Этим духовным актом сознательно освящались не только люди, но и само пространство, весь Божественный удел наших предков. Славянское понятие “окр у га” было дополнено словом окрестность, то есть крещеная земля. И на самом деле сакрализация “среды обитания” у наших предков была столь высока, что современному, даже верующему человеку трудно понять, почему у нас есть молитва с обращением: О, Земле Русская!

Иной умник скажет: что за язычество! Ан нет... Русский человек изначально воспринимал землю, из которой он произошел, на которой он живет и в которую он пойдет после смерти, землю, отображающую в себе все Небесные энергии — как святую икону. Именно поэтому практически все господствующие над пространством высоты по примеру Апостола Андрея Первозванного, возвигшего кресты еще в I веке на киевских горах, в Грузино под Новгородом Великим и на Валааме, русские люди освящали поклонными крестами или хотя бы крестовыми затесями на растущем дереве, крестами на каменных межах. Особо торжественно освящались и все родники, истоки рек и ручьев. К этой святыне и обращались: о, Русская Земле!

О степени христианского усердия по христианизации своей земли свидетельствует такой факт. Летопись сообщает, что в начале XI века, еще при Святом Владимире в Киеве было более ПЯТИСОТ (!) церквей. Столько в Киеве больше никогда не было и в более поздние времена, когда он разросся если не до современных размеров, то хотя бы до размеров дореволюционного времени.

Характерна такая подробность в жизни наших пращуров — традиция принесенная из Византтии: русские миряне считали своим долгом свидетельствовать о вере Христовой еще и тем, что носили не только нательные кресты, но и наперсные кресты-энколпионы. Таким образом окружаещее пространство освещалось не только неподвижными “культовыми сооружениями” — часовнями, обетными крестами, межами, но и сами люди становились зримыми крестоносцами. Тогда еще не было обычая, чтобы духовенство носило наперсные кресты, этот обычай появился в России только в XIX веке. И он тоже символичен именно для России, когда миряне перестали так исповеднически собою освящать пространство, эта функция перешла на людей духовного сословия — священников.

Певый Митрополит Московский Святитель Петр, освящая закладку Успенского Собора в Кремле, впервые поименовал Москву и Россию Новым Иерусалимом, то есть прообразом Апокалипсического Небесного Иерусалима, нисходящего с Неба на землю.

Через шестьсот лет другой величайший праведник Руси Иоанн Кронштадтский с горечью говорил своим соплеменникам, что русские люди забыли что есть Русская Земля — подножие Божия Престола...

Наши предки, получив свое священное наследие, веками приумножали его — и воинской силой, и дипломатической мудростью, и доброй волей соседских племен и народов. Порой эти приобретения утрачивались на годы, десятилетия и даже столетия, но противник платил за это кровью дважды — когда отнимал у нас края наших земель, и когда уступал их нам вновь.

К сожалению, в нашу эпоху понимание Русской Земли как драгоценнейшей святыни еще дальше от истины. Нам необходимо возрождение на современном уровне всех общественно-политических идей, связанных с политическим, юридическим и духовным осмыслением этого мистического феномена.

Вслед за пращурами мы из поколения в поколение говорим: “Мать сыра земля”. Какие святыни мы почитаем как мать? Матерь Божию Пресвятую Богородицу. Мать родную, от которой мы произошли плотью и кровью. И Родину мать, Землю мать.

И эту святыню, этот дар Божий собираются сделать предметом купли-продажи, а точнее, предметом безудержной биржевой спекуляции, поскольку исчерпаны резервы по спекуляции с нашим промышленным наследием, право на которое изъяли у народа хитроумной операцией с ваучерами. Последствия этой операции всем нам сейчас ясны и понятны: останавливаются предприятия, закрываются шахты, замирают заводы — они становятся ненужными и становятся ненужными люди, которые трудятся там. Руководители российской современной экономики, упраздняя отечественное производство, превращают экономическое пространство Россию в рынок, базар, ярмарку для зарубежного производителя. Мы превращаемся из владельцев экономики в покупателей-потребителей. Но это только на время, пока остаются накопленные средства. Следующим этапом становится упразднение и неплатежеспособного покупателя.

Единственной препоной на этом пути остается только одно: мы по наследству от всех наших предков владеем нашей землей. Имена русских городов — Владимир, Владикавказ, Владивосток свидетельствуют о характере взаимоотношений с пространством России. Обычные формы юридической собственности — на средства производства, недвижимость, предметы, ценности, деньги — в каждом своем отдельном проявлении не являются непременным условием существования народа, в этой совокупности может что-то отсутствовать или быть в недостатке. Можно прожить какое-то время без денег и драгоценностей, можно выживать без работающих заводов и действующих шахт, но без Земли-Кормилицы выжить народу невозможно. Именно земля сейчас спасает миллионы наших сограждан, которые месяцами и даже годами не получают оплаты за свой труд.

Мир нас соблазняет: у вас нет никаких средств для цивилизованного похода на рынок — продайте свою землю, СДЕЛАЙТЕСЬ БОГАТЫМИ, накупите на мировом рынке, что душе угодно. И в самом деле — популярный нынче как денежная единица доллар так удобен для совершения разных сделок. В силу загадочных медународных договоренностей это одна из самых “надежных” валют, только среди громадного большинства людей мало кто знает, что кроме этих договоренностей уже несколько десятилетий он ничем необезпечен. Последним, кто попытался на государственном уровне обменять доллары, накопившиеся в результате американской интервенции в национальную экономику, на золото был президент Франции Шарль Де Голль. Результатом этой попытки стало то, что мужественный генерал через месяц вынужден был уйти в отставку с поста главы суверенного государства.

С той поры официально было заявлено — содержание Форта Нокс, где хранится золотой запас США, чисто символично — к доллару оно не имеет никакого отношения. И вот за такую денежную единицу, которых напечатают ровно столько, сколько нужно по ценнику, у нас и будут покупать нашу землю, соблазняя воможностью “покутить” на мировом рынке. Потом окажется, что качество земли не соответствует “экологическим стандартам”, климатические особенности уступают качествам Калифорнии и Оклахомы, цены первоначальной покупки будут астрономически занижены и потом начнется биржевая чехарда, которая избранным принесем миллиардные барыши, а окончательно обманутый наш народ лишится всего. И даже не “покутив”, народ, лишенный своей земли, прекратит свое существование.

Когда я вслушиваюсь в русское слово “земля”, как бы припадая ухом к самой матушке-земле, чтобы понять грядущее на нас, я слышу: “зем-ля” древние славянские звуки основы и лада. И созда Бог человека ВЗЕМ от земли праха (Быт. 2, 7), то есть — взяв праха единственной живой планеты во Вселенной. И повелел Создатель своему созданию — венцу Своего творения: да владычествуют они... над все землею... плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею  (Быт. 1, 26, 28)

Владеть, обладать, но не иметь: землю не должно продавать навсегда, ибо Моя земля: вы пришельцы и поселенцы у Меня; по всей земле владения вашего дозволяйте выкуп земли. Если брат твой обеднеет и продаст от владения своего, то придет близкий его родственник и выкупит проданное братом его (Лев. 25, 23-25).

Наша Земля — наш дом, наш хлеб, наша защитница и утешительница. Божие установления, основы нравственности под натиском идеологии современного антихристианства искажают саму основу, саму почву, саму землю смысла слов. По происхождению мы принадлежим земле и потому она наша, а нам внушают — заяви права собственности, имущества, присвой “по закону” и продавай, продавай, продавай!

О, Руская Земля, прости нас неразумных! Мы из тебя произошли и в тебя отыдем в ожиданнии Страшного Суда.

 

Москва, 1 июня 1998 года от Р.Х.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: