ТЕМА 2. Назовите несколько произведений современной прозы за последние 10 лет и проанализируйте одно из них.
Анализируя произведение, придерживайтесь следующего плана:
1. Краткие сведения об авторе;
2. Основные произведения об авторе;
3. Место данного произведения в творчестве писателя и в современной литературе;
4. Проблематика произведения;
5. Основной конфликт;
6. Композиция произведения;
7. Система образов;
8. Художественные достоинства произведения;
9. Авторская позиция.
ВАРИАНТ № 5
ТЕМА 1 Дядя и племянник Адуевы в романе И.А. Гончарова «Обыкновенная история».
Важно помнить о том, что у Гончарова был свой, излюбленный тип героя – артистическая натура, идеалист высшего типа, то есть неисправимый романтик, полным воплощением которого стал Обломов в одноименном романе. Но черты героя подобного типа присутствуют и в Александре Адуеве (Обыкновенная история»), в Райском («Обрыв»).
Романы Гончарова отличает универсальное содержание. В условиях современной действительности, подробно изображенной писателем, его герои пытаются найти ответы на вопросы об отношении к жизни, о своем предназначении, о месте в этом быстро меняющемся мире, переживая крушение своих юношеских иллюзий. И роман «Обыкновенная история» прочитывается как история духовного становления личности.
|
|
Во вступлении к сочинению сформулируйте проблемы романа и его основной конфликт. За внешним конфликтом (противостояние дяди и племянника) развернут внутренний конфликт, глубоко переживаемый Александром Адуевым, превращающимся из восторженного мечтателя в практического человека. Далее раскройте смысл противостояния дяди и племянника, которое закончится взаимопониманием и сближением.
Петр Иванович, пережив увлечения юности и романтическую любовь, превращается в практического человека. Но «трижды романтику» Александру Адуеву потребовалось около 10 лет, прежде чем он назовет себя достойным учеником дяди, в отличие от которого он уважает свой юношеский идеализм. Молодой Адуев переживает глубокий внутренний конфликт в попытках понять, что такое жизнь и зачем она. Этот конфликт и становится главным в романе.
Работая над текстом, особенно внимательно прочтите письмо другу Александру Поспелову, которое дядя диктует племяннику, письмо Александра Петру Ивановичу и его жене накануне возвращения в Петербург.
Работая с текстом романа, продумайте вопросы:
1. Как Гончаров в статье «Лучше поздно, чем никогда» объяснил суть противостояния дяди и племянника Адуевых?
2. Как редактор оценил рукопись молодого Адуева и современное молодое поколение?
|
|
3. Почему Белинский назвал Александра Адуева трижды романтиком?
4. Какие жизненные уроки дает дядя племяннику?
5. Чем отличается их отношение к жизни и что сближает героев?
6. Какую роль в романе играют три любовные истории?
7. Каково влияние провинции и столицы на духовное становление Александра Адуева?
8. Что обретает и что теряет Александр Адуев, достигнув зрелого возраста?
9. Почему терпит поражение Петр Иванович, сделавший блестящую карьеру?
10. Каков смысл финала романа?