ТЕМА 1 Драма творческой одаренной личности в повести А. П. Чехова «Черный монах»

ТЕМА 2. Назовите несколько произведений современной прозы за последние 10 лет и проанализируйте одно из них.

Анализируя произведение, придерживайтесь следующего плана:

1. Краткие сведения об авторе;

2. Основные произведения об авторе;

3. Место данного произведения в творчестве писателя и в современной литературе;

4. Проблематика произведения;

5. Основной конфликт;

6. Композиция произведения;

7. Система образов;

8. Художественные достоинства произведения;

9. Авторская позиция.

 


ВАРИАНТ № 7

ТЕМА 1 Драма творческой одаренной личности в повести А.П. Чехова «Черный монах».

Повесть «Черный монах» называют самым загадочным произведением Чехова, и разгадать его тайну возможно только в контексте всего творчества писателя. Поэтому рекомендуем, прежде чем приступить к анализу произведения, внимательно прочесть повесть «Скучная история», рассказы «На пути», «Рассказ неизвестного человека», «Архиерей».

Кардинальная проблема в творчестве писателя – поиск «общей идеи», веры, которые придали бы направление всей жизни, определили ее смысл и содержание («Скучная история», «На пути», «Рассказ неизвестного человека»).

Проблема «обыкновенного человека» также является важнейшей в произведениях Чехова («Скучная история», «Попрыгунья», «Архиерей»). Николай Степанович, герой повести «Скучная история», убежден в том, что важно видеть «не фирму, не ярлык, а обыкновенного человека». Героиня рассказа «Попрыгунья» погубила жизнь мужа, доктора Дымова, в поисках «необыкновенного человека». Архиерей в одноименном рассказе тяготится тем, что даже мать видит в нем человека, облеченного высоким саном, и только в предсмертном видении испытывает радость от ощущения себя обыкновенным человеком.

Причину многих жизненных драм Чехов видит в неспособности людей понять друг друга, что часто происходит от привычки мыслить и оценивать других по сложившимся штампам и стереотипам, от узости мышления. Драма непонимания – важнейшая чеховская тема.

Все эти проблемы заложены в повести «Черный монах».

Сочинение следует начать с истории создания произведения, замысла писателя, который считал, что написал медицинский рассказ. Но содержание произведения оказывается шире художественного замысла писателя.

Далее необходимо изложить историю Андрея Коврина, раскрывая при этом роль семьи Песоцких, их прекрасного сада в жизни героя.

Важно, анализируя повесть, раскрыть содержание образа черного монаха, открывающего тайники сознания Коврина. Обратите внимание на поэтические образы, сопутствующие появлению черного монаха (пейзаж, легенда о черном монахе, музыка, серенада Брага).

Не менее важное значение для понимания драмы Коврина имеет образ сада Песоцких. Сад в произведениях Чехова – образ-символ. Не случайно и последнюю пьесу он назвал «Вишневый сад».

Раскройте содержание этого образа. И, наконец, особенно подробно следует остановиться на финале повести, объяснить, почему в последние мгновения жизни является герою черный монах, почему зовет он Таню и зеленый сад.

Работая над текстом повести, продумайте следующие вопросы:

1. Кто внушил Коврину, что он необыкновенный человек?

2. Чем черный монах был дорог Коврину?

3. Почему в последнем письме Таня отрекается от Коврина, любви к нему?

4. В чем причина превращения Коврина в заурядную личность?

5. Что обрел и что потерял Коврин с появлением черного монаха?

6. Где истоки драмы творческой, одаренной личности?

7. Можно ли назвать историю Коврина драмой потерянной веры?

8. Как соотнесены в повести образы черного монаха и зеленого сада?

9. Какой смысл вкладывает Чехов в понятие «обыкновенный человек»?

10. Почему возможно многовариантное прочтение произведения?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: