Тема 4 Социализация личности. Тема 5. Социальная стратификация и мобильность

Тема 4 Социализация личности

Вопросы для самоконтроля

1. В чем различие понятий «человек», «индивид», «личность»?

2. Каковы структура личности?

3. Каковы функции личности? Что такое «социальный статус» и «социальная роль» личности? Как эти понятия связаны между собой?

4. Сформулируйте основные положения статусно-ролевой концепции личности.

5. В чем основные причины ролевого напряжения и ролевого конфликта? Чем отличаются эти понятия? В чем сущность ролевого конфликта?

6. Как Вы понимаете механизм воздействия общества на личность и личности на общество? Каковы взгляды Э. Дюркгейма, М. Вебера, К. Маркса по этой проблеме?

7. Какие факторы оказывают влияние на социализацию личности.

8. Какое значение для социализации личности имеют образование и воспитание? Роль в этом школы и учителя?

Литература

1. Смелзер Н. Социология: пер. с англ. – М.:Феникс, 1994. – 688 с.

2. Солодникова, И.В. Социализация личности: сущность и особенности на разных этапах жизни / И.В. Солодникова // Социс. – 2007. – № 2.

3. Социология: Курс лекций /А.А. Радугин, К.А. Радугин. – М.: Владос, 1995. – 192 с.

4. Социология. Наука об обществе. Учебное пособие /под ред. проф. В.П. Андрущенко, проф. Н.Н, Горлача. – Харьков: Институт востоковедения и международных отношений. Кафедра истории, философии и политических наук, 1996. – 688 с.

Тема 5. Социальная стратификация и мобильность

1. Понятие и теории социальной стратификации.

2. Исторические системы социальной стратификации.

3. Стратификация современного общества.

4. Понятие, типы, каналы социальной мобильности.

5. Подходы к определению понятия мобильности.

Вопросы для самоконтроля

1 Охарактеризуйте себя, ваших родственников как представителей определенных слоев социальной структуры общества. Подумайте, насколько глубока идентификация вас с тем или иным классом или социальным слоем. Например, вы можете быть отнесены к страте учащейся молодежи, к страте городских жителей, к страте любителей рок-музыки, к страте людей со средним уровнем жизни и т.д.

2 Определите тип мобильности, дайте полное описание:

научный работник перешел из одного НИИ в другой на такую же должность;

человек первоначально работал газоэлектросварщиком, потом стал водителем автобуса.

3 Считается, что богатые выполняют в обществе позитивные, прогрессивные функции - их деньги работают в экономике страны, их потребление подталкивает развитие экономики страны, их стандарты жизни выступают образцом для менее обеспеченных. Относится ли это к богатым в России?

4 Существуют понятия «относительная и абсолютная бедность». В чем их разница? Ученые доказали, что люди чувствуют себя ущербно с позиций именно относительной, а не абсолютной бедности. Почему?

5 Социальная политика во всех странах направлена на изменение «рельефа бедности», но не на ее устранение. Почему?

6 Обобщенный показатель уровня жизни - средняя продолжительность жизни населения. Почему именно она выбрана социологами в качестве интегрального измерителя? О чем свидетельствует резкое снижение продолжительности жизни в России?

7 Историк Михаил Гефтер высказал мнение: «Россия - маргинал всемирно-исторического процесса». Что дало возможность историку сделать такой вывод? Согласны ли вы с ним?

8 Современная цивилизация, по выражению А.Тойнби, – это цивилизация среднего класса; средний класс выполняет чрезвычайно важную роль в современном обществе. В чем состоит, по Вашему мнению, значимость среднего класса?

9 Какие типы стратификационных систем наиболее характерны для современного российского общества? Возможно ли одновременное существование всех стратификационных систем в одном обществе?

 

Литература

1. Андреев, А. Л. Ценностные и мировоззренческие аспекты социального неравенства / А.Л. Андреев // Социс. – 2007. - №9.

2. Арутюнян, Ю.В. О социальной структуре общества постсоветской России //Социс. – 2002. – №9.

3. Балабанов А.С., Балабанова Е.С. Социальное неравенство: факторы углубления депривации //Социс. – 2003. – №7.

4. Батуренко, С.А. Исследования социальной стратификации современного российского общества: методологические подходы, критерии, профили и динамика социальной трансформации / С.А. Батуренко // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. – 2007. - №3.

5. Беленький, В.Х. Российский высший класс: проблема идентификации / В.Х. Беленький // Социс. – 2007. - № 5.

6. Беляева, Л.А. И вновь о среднем классе России / Л.А. Беляева // Социс. – 2007. - № 5.

7. Горшков М.К., Тихонова Н.Е. Богатство и бедность в представлениях россиян //Социс. – 2004. – №3.

8. Давыдов А.А. К вопросу об определении понятия общества// Социс. – 2004. – №2

9. Давыдова Н.М., Седова Н.Н. Материально–имущественные характеристики и качество жизни богатых и бедных //Социс. – 2004. – №3.

10. Зравомыслов Г.А. Российский средний класс – проблема границ и численности //Социс. – 2001. – №5.

11. Иноземцев В.А. "Класс интеллектуалов" в постиндустриальном обществе //Социс. – 2000. – №6.

12. Иноземцев В.А. Классовый аспект бедности в постиндустриальных обществах //Социс. – 2000. – №8.

13. Култыгин В.П. Исследования социальной структуры в переходных обществах (Историко–методологический обзор) //Социс. – 2002. – №4.

14. Обыдённова Т.Б. Средний класс и его работа //Социс. – 2000. – №3.

15. Орлов С.Б. Интеллигенция как мифологический феномен. Историко–социологический анализ //Социс. – 2001. – №11.

16. Руткевич М.Н. Трансформация социальной структуры российского общества //Социс. – 1997. – №7.

17. Руткевич М.Н. Трансформация социальной структуры российского общества //Социс. – 2004. – №12.

18. Севастьянов, А.Н. Миф о среднем классе / А.Н. Севастьянов // Социс. – 2010. - №1.

19. Симонян, Р.Х. Средний класс: социальный мираж или реальность? / Р.Х. Симонян // Социс. – 2009. - № 1.

20. Социология: Курс лекций /А.А. Радугин, К.А. Радугин. – М.: Владос, 1995. – 192 с.

21.  Социология. Учебник для высших учебных заведений /Г.В. Осипов, А.В. Кабыща, М.Р. Тульчинский и др. – М.: Наука, 1995. – 374 с.

22.  Социология. Наука об обществе. Учебное пособие /Под ред. проф. В.П. Андрущенко, проф. Н.Н, Горлача. – Харьков: Институт востоковедения и международных отношений. Кафедра истории, философии и политических наук, 1996. – 688 с.

23. Тихонова Н.Е. Российский средний класс: особенности мировоззрения и факторы социальной мобильности //Социс. – 2000. – №3.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: