Вывод!
Цель исследования формулируется в соответствии с темой работы и с рассматриваемой проблемой, заданными картиной реальности, представленной в науке. Оперативными средствами достижения цели исследования являются задачи, уточняющие цель. Направление решения задач диктуется выдвинутой гипотезой. Тип гипотезы определяет цель и ее уточнение посредством задач. При этом, логика экспликации остается практически неизменной, меняются лишь средства решения задач. Экспликация цели в задачи исследования – методологическая задача автора, выполнение которой гарантирует общую непротиворечивую логику, основательность и полноту исследования. Эта экспликация предполагает разработку новых профессиональных языков описания, функциональных для науки, техники и технологий, процесс стандартизации и нормирования, позволяющий избежать побочных негативных эффектов, связанных с созданием нового.
Инхетвен Р. Эвристика и аналогии в технических науках
Философия техники в ФРГ. М., 1989. С. 354 – 37
http://platonanet.org.ua/load/knigi_po_filosofii/filosofija_nauki_tekhniki/filosofija_tekhniki_v_frg_sbornik/30-1-0-2844
|
|
Слова «рациональный», «рациональность», «рационализм» и многие другие, производные от латинского «ratio» (разум), сегодня используются чрезвычайно широко. В такой ситуации вы не должны ожидать от меня «рациональной дефиниции рациональности». Тем не менее надеюсь, что мы придем к соглашению относительно того минимума свойств рациональности, когда речь идет о технике и науке. Я предлагаю начать с узкого понимания слова «рациональный», которое, конечно, впоследствии может быть расширено. По крайней мере, для технических наук представляется адекватным описание их деятельности как вклада в решение специальных проблем. Эта идея может быть перенесена на физику, химию и другие науки, хотя мы должны ожидать от них решения проблем иного типа.
Итак, позвольте мне прежде всего сказать о том, что делает проблему технической. Технические проблемы в принципе происходят из нашего желания надежно расширить богатство способов, которыми мы можем действовать,— насколько естественные пределы детерминируют наши возможности. Таким образом, решение технической проблемы состоит в деятельности, руководствующейся правилом типа: «Чтобы одолеть проблему Р в ситуации типа S, сделай следующее:..!» Под словами: «делай следующее:..!» имеется в виду, что артефакт производится и применяется так же, как в случае стратегий комбинирования новым способом известных типов действий.
Решения технических проблем — это наши первые кандидаты на звание «рациональных». Вообще говоря, упомянутые правила будут называться «рациональными», если они соответствуют критериям, которые гарантируют успех следования этим правилам. В случае конструирования артефактов «надежное решение очевидно требует, чтобы эти артефакты были воспроизводимыми. Этого можно достичь, ориентируясь на стандартные модели или прототипы, которые, в свою очередь, приводят к развитию качественных и количественных характеристик этих прототипов. Таким образом, чтобы обеспечить воспроизводимость, еще до выработки специальных языков должно быть создано искусство измерения.
|
|
Не стану вдаваться здесь в детали, но хочу обратить внимание на то, что (минимальная) концепция рациональности, предложенная выше, является формальной: само существование определенного вида критериев представляет собой концептуальное ядро технической рациональности. Содержание критериев может зависеть — и действительно зависит — от исторических обстоятельств и изменяется вместе с ними. Вот почему история техники есть история одного и того же предмета, начиная от создания доисторического оружия и кончая управляемыми компьютером межконтинентальными ракетами.
Давайте теперь окинем взглядом ситуацию в науках. Знание, производимое ими, может быть связано с человеческими действиями, но не должно быть так непосредственно привязано к ним, как это было в случае с техническим знанием. Напротив, начиная с самого возникновения науки в древней Греции и до наших дней, объявлялось, что конечная цель науки заключалась в нахождении истины, изучении и обнаружении космического порядка и места человека в нем. Выражаясь более скромно, задачей науки было и является описание и объяснение естественных и искусственных событий и дедуцирование этих объяснений в рамках научных теорий.
Руководствуясь таким подходом к рациональности, мы должны сказать, что научная рациональность устанавливается наличием критериев адекватности описаний, обоснованности объяснений и правильности дедукций.
Условия, которым должен соответствовать эксперимент, чтобы называться хорошим и важным, включают репродуцируемость в качестве conditio sine qua non (непременного условия). В результате мы можем поэтому сказать, что в этом смысле техническая рациональность предшествовала современной научной рациональности.
Если мы спросим у различных специалистов, что требуется, чтобы быть способным осуществить успешное исследование, то ответ будет зависеть, например, от профессии. Так, студенты могут ответить, что они собираются узнать это на примерах, специалисты по социологии науки могут аргументировать социальными факторами; историки науки, соответственно, оперировать соединением известных фактов с факторами технической оснащенности и одаренности исследователей, тогда как психологи могут дать простой совет попытаться обклеить вашу рабочую комнату обоями зеленого цвета. Думаю, что есть весьма веские основания для поиска более систематического ответа.
Метапроблема, как взяться за решение данной проблемы, становится все более важной. От решения этой проблемы зависит не только развитие так назывемых экспертных систем исусственного интеллекта, но также выработка многих решений теми, кто делает научную политику. К тому же это сделало бы историков техники и науки способными написать не только приводящие в восхищение, но и действительно необходимые книги. Наконец, из того самого факта, что и студенты проводят успешные (конечно лишь в известной степени) эксперименты, следует, что существует нечто, подобное скрытой учебной программе, имеющей отношение к нашей проблеме, которая в конечном счете выиграет, если эту программу сделать явной.
Аргумент используется эвристически, если он применяется для «оправдания» следующего шага в ситуации, в которой этот последующий шаг определяется не только знанием того, что другой выбор привел бы к неудаче. Аргументы, которые могут быть использованы эвристически в более чем одном специальном случае, считаются принадлежащими к эвристическим. Такие аргументы снова могут быть преобразованы в правила. Но, в противоположность правилам рациональности, правила эвристики не гарантируют успеха, а дают лишь основание для ожиданий.
|
|
Аналогии можно рассмотреть внутри или, возможно, вне эвристики. Исходя из того факта, что я именно теперь начинаю говорить об аналогиях, вы можете заключить, что в эвристике действительно существует место, где расположены аналогии. Или, чтобы быть более точным, в ex ante эвристике.
Рассмотрение человека в качестве машины имеет длительную традицию, включая Декарта, Ламетри, Клода Бернара и других. В настоящее время такой способ рассмотрения человека объективирован в медицинских установках интенсивного наблюдения. Понимание человека как машины представляет собой типичный пример того, что называется функциональной аналогией. Смотреть на непосредственно недосягаемый микрокосм как на крошечный аналог макрокосма, как, например, делал Бор в своей модели атома 1913 года,— типичный пример так называемой структурной аналогии.
Оба типа аналогий часто используются также в технических науках. Что остается сделать сейчас, так это прояснить связи между аналогиями и эвристикой. Аналогии никогда не появляются голыми, как чистые аналогии без контекста. Часть контекста существенна для аналогий, другая же часть является несущественной. Позвольте мне проиллюстрировать то, что я подразумеваю под существенным контекстом. Для того, чтобы посмотреть на ситуацию, событие, явление по аналогии с другой ситуацией, событием, или явлением, необходимо, по крайней мере, общее описание различных ситуаций и т. д. Такие общие описания могут быть весьма неформальными, но тем не менее они существуют. Подобным же образом работают в социальной жизни пословицы. Иногда они являются не чем иным, как точно таким же неформальным общим описанием.
|
|
В случаях, более соответствующих техническим наукам, общие описания в свою очередь требуют специальных языков, которые в определенной степени должны разрабатываться с использованием таких методов, как абстракция, идеализация, формализация и т. д. Без таких инструментов аналогии невозможны, выражения обычного языка часто дают неявно абстрактное, идеальное, формальное и т. п. значение. И это замечание сделано не только для того, чтобы обратить внимание на важность философии языка, но также для того, чтобы указать направление дальнейшего исследования.
Общие описания различных вещей, ситуаций и т. д. часто получают название моделей, теорий, дифференциальных уравнений, структур, схем, систем, аксиоматических систем и т. д. Иногда их даже называют философией. Ознакомиться с сущностями такого рода, для студентов в особенности, означает оснаститься необходимыми средствами для производства аналогий. Для каждой аналогии общее описание составляет ее существенный контекст. Подразумеваемый контекст аналогии становится очевидным, если мы попытаемся охарактеризовать ситуации, в которых целесообразно искать аналогии. Как правило, эти ситуации будут отличаться от проблемных ситуаций в начале процесса исследования.
Чтобы конструировать аналогии, конечно, не обязательно воспользоваться какими-то правилами ex ante эвристики. Чтобы задать общее направление для будущего изучения аналогий, представляется целесообразным подчеркнуть важность и других аспектов аргументирования.
В истории, а также при систематическом подходе к техническим проблемам, с вопросами надежности мы сталкиваемся весьма рано. Накопилось большое количество различных приемов, правил, законов для того, чтобы повысить надежность технических изделий и процедур. Их находили и применяли по существу теми же методами и средствами, которые использовались для решения технических проблем. Обычно существует определенная степень риска, которая считается неизбежной или допускается законами. Технические науки пытаются поэтому создать методы преодоления риска, четко устанавливая параметры и используя статистику, стремясь предвидеть аварии, сокращая число элементов риска, обеспечивая долговечность продукции и принимая другие меры. Между тем я считаю, что ситуация изменилась. Лозунг: «Проблемы, создаваемые техникой, могут быть решены самой техникой»— стал сомнительным. Есть люди которые считают, что сегодня техника создает проблемы, которые более не разрешимы средствами технической рациональности, эвристики или аналогии. Не аналогиями, так как это существенно новый тип проблемы. Нет даже специального слова для обозначения этого. Поэтому мне ничто не мешает предложить такое слово, по крайней мере здесь. Назову этот новый тип проблем «проблемы преодоления DICO», или, для краткости, «проблемы DICO». Для того, чтобы объяснить это довольно странное словосочетание, я сначала познакомлю с принципом, называемым «принцип GIGO». GIGO — это акроним, который информатиками раскрывается так: «Мусор — ввод, мусор — вывод». Жаргонное слово «мусор» является просторечием для обозначения некорректного ввода. Представляется, что возможная проблема предотвращения GIGO, т. е. «мусора», без преувеличения не является слишком серьезной проблемой. Мы просто должны быть уверены, что ввод является корректным.
Некоторые, например, Дж. Вайценбаум, придерживаются того мнения, что не все вводы в некоторые чрезвычайно рискованные комьютерные системы создаются человеком или контролируются им. Поэтому, считает он, принцип GIGO следует переформулировать так: «Нарушение — ввод, катастрофа — вывод». Но коль скоро акроним этого принципа — DICO, то должно быть ясно, что представляет собой проблема DICO; по крайне мере, в случае, упомянутом Вейценбаумом. Возможно, есть и другие примеры. Во всяком случае, мы должны воздерживаться от заявлений о фиктивности проблем DICO прежде, чем не изучим хорошо то, что утверждается. Что меня здесь интересует, так это структура проблемы DICO. Легко заметить, что проблема DICO может быть выражена в понятиях надежности. Однако представляется, что цена решения классическими способами обеспечения надежности была бы чрезвычайно высокой, включая социальную цену, которую никто не может описать точно. Под «социальной ценой» здесь подразумевается не серьезная аналогия, а просто слэнговое выражение для обозначения того, что лучше было бы назвать утратой возможности действовать теми способами, которые сейчас имеются. Памятуя о первой части этой статьи касательно природы технических проблем, сказанное обнаруживает несколько парадоксальный характер, который должен иметь техническое решение проблемы DICO: оно превращает ситуацию в противоположную той, которая образуется после решения технической проблемы техническим способом.
Я признаю, что проблема пока не решена, и мы не знаем, как она может быть решена, приведет ли она к чему-то новому в методологии технических наук.