Виды самостоятельной работы студентов

ВВЕДЕНИЕ

Сельское хозяйство  в экономике страны — важнейшая отрасль, поставляющая основные и наиболее полноценные продукты пита­ния населению (зерно, овощи фрукты, корма для животноводства и т.д.), а также сырье легкой про­мышленности. При этом практически всю  продукцию оно производит за счет использования сельскохозяйственных земель.

   Таким образом, сельскохозяйственные земли, их территория, агрохимическое состояние, плодородность играют ключевую в роль в эффективности  всего сельскохозяйственного производства.

В современных условиях характерная особенность развития сельского хозяйства  — это ее многоукладность  и произ­водство продукции  как в крупных и средних, так и в мелких предприятиях различных форм собственности. Комп­лексный подход к мелиорации и рекультивации сельскохозяйственных земель, внедрение их прогрессивных технологий улучшения и восстановления воспроизводства производства продук­ции сельского хозяйства  являются важнейшими условиями его дальнейшего развития, повышения производительности труда и качества сельскохозяйственной  продукции, а также снижения ее себе­стоимости.

К методам, способам и технологиям мелиорации и рекультивации сельскохозяйственных земель  предъявляются очень высокие требования, так как они непосредственно воздействуют на почву и среду, где протекают биологические и физиологические процессы сельскохозяйственной производства продукции.

Практикой доказано, что недостатки мелиорационных мероприятий значительно снижают репродуктивные показатели почвы, а недостатки рекультивационных мероприятий – значительно уменьшают территорию плодородных сельскохозяйственных земель и тем самым количество выпускаемой продукции..

В этой связи весьма актуаль­ным является комплексный подход к разработке комплексных технологии мелиорации и рекультивации сельскохозяйственных земель с учетом особенностей состояния почвы, в частности ее загрязненности, климатических особенностей региона, окружающей среды и влияния промышленных предприятий. Для решения указанных задач необходимы технически грамотные, квалифици­рованные специалисты, в совершенстве владеющие профессио­нальными знаниями в области мелиорации и механизации.  Без этого нельзя добиться высокой урожайности сельскохозяйственных культур и их высокого качества.

Научные знания в области мелиорации и рекультивации  основываются на результатах научных исследований та­ких дисциплин, как почвоведение, биология, зоотехния, растениеводство, физи­ология, зоогигиена,. Задача курса — дать студен­там теоретические и практические знания по мелиорации и рекультивации, подготовив, обеспечив успешное усвоение дисциплины.

 

ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

На основании компетентностного подхода к реализации образовательных программ, видами заданий для самостоятельной работы являются:

- для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы), составление плана текста, графическое изображение структуры текста, конспектирование текста, выписки из текста, работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами, учебно-исследовательская работа, использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.

- для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей, составление плана, составление таблиц для систематизации учебного материала, ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др), завершение аудиторных практических работ и оформление отчётов по ним, подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), материалов-презентаций, подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

- для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу, решение вариативных задач, выполнение чертежей, схем, выполнение расчетов (графических работ), решение ситуационных (профессиональных) задач, подготовка к деловым играм, проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности, опытно- экспериментальная работа, рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники и др.

Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов.

В учебном процессе высшего учебного заведения выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная.

Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданиям.

Основными формами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются:

­ текущие консультации;

­ коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин;

­ разбор домашних заданий (в часы практических занятий); выполнение курсовых работ в рамках дисциплин (руководство, консультирование и защита курсовых работ (в часы, предусмотренные учебным планом);

­ прохождение и оформление результатов практик (руководство и оценка уровня сформированности профессиональных умений и навыков);

­ выполнение выпускной квалификационной работы (руководство, консультирование и защита выпускных квалификационных работ) и др.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Основными формами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются:

­ формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.);

­ написание рефератов, эссе;

­ подготовка к практическим занятиям (подготовка сообщений, докладов, заданий); составление аннотированного списка статей из соответствующих журналов по отраслям знаний (педагогических, психологических, методических и др.);

­ углубленный анализ научно-методической литературы (подготовка рецензий, аннотаций на статью, пособие и др.);

­ изучение студентами отдельных тем, вынесенных на самостоятельное изучение;

­ подбор материала, который может быть использован для написания рефератов, курсовых и квалификационных работ; подготовка презентаций;

­ составление глоссария, кроссворда по конкретной теме;

­ подготовка к занятиям, проводимым с использованием активных форм обучения (круглые столы, диспуты, деловые игры);

­ анализ деловых ситуаций (мини-кейсов) и т.п.

Контроль результатов самостоятельной работы студентов может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине и внеаудиторную самостоятельную работу студентов по дисциплине, может проходить в письменной, устной или смешанной форме.

Самостоятельная работа тесно связана с контролем (контроль также рассматривается как завершающий этап выполнения самостоятельной работы), при выборе вида и формы самостоятельной работы следует учитывать форму контроля.

Возможные формы контроля за выполнением самостоятельной работы:- устный опрос; деловая игра, дискуссия, коллоквиум, контрольная работа, курсовая по дисциплине, научный доклад, отчет, письменная работа, презентация, творческое задание, тестирование, реферат, устный опрос, эссе и др.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: