ВВЕДЕНИЕ
Сельское хозяйство в экономике страны — важнейшая отрасль, поставляющая основные и наиболее полноценные продукты питания населению (зерно, овощи фрукты, корма для животноводства и т.д.), а также сырье легкой промышленности. При этом практически всю продукцию оно производит за счет использования сельскохозяйственных земель.
Таким образом, сельскохозяйственные земли, их территория, агрохимическое состояние, плодородность играют ключевую в роль в эффективности всего сельскохозяйственного производства.
В современных условиях характерная особенность развития сельского хозяйства — это ее многоукладность и производство продукции как в крупных и средних, так и в мелких предприятиях различных форм собственности. Комплексный подход к мелиорации и рекультивации сельскохозяйственных земель, внедрение их прогрессивных технологий улучшения и восстановления воспроизводства производства продукции сельского хозяйства являются важнейшими условиями его дальнейшего развития, повышения производительности труда и качества сельскохозяйственной продукции, а также снижения ее себестоимости.
|
|
К методам, способам и технологиям мелиорации и рекультивации сельскохозяйственных земель предъявляются очень высокие требования, так как они непосредственно воздействуют на почву и среду, где протекают биологические и физиологические процессы сельскохозяйственной производства продукции.
Практикой доказано, что недостатки мелиорационных мероприятий значительно снижают репродуктивные показатели почвы, а недостатки рекультивационных мероприятий – значительно уменьшают территорию плодородных сельскохозяйственных земель и тем самым количество выпускаемой продукции..
В этой связи весьма актуальным является комплексный подход к разработке комплексных технологии мелиорации и рекультивации сельскохозяйственных земель с учетом особенностей состояния почвы, в частности ее загрязненности, климатических особенностей региона, окружающей среды и влияния промышленных предприятий. Для решения указанных задач необходимы технически грамотные, квалифицированные специалисты, в совершенстве владеющие профессиональными знаниями в области мелиорации и механизации. Без этого нельзя добиться высокой урожайности сельскохозяйственных культур и их высокого качества.
Научные знания в области мелиорации и рекультивации основываются на результатах научных исследований таких дисциплин, как почвоведение, биология, зоотехния, растениеводство, физиология, зоогигиена,. Задача курса — дать студентам теоретические и практические знания по мелиорации и рекультивации, подготовив, обеспечив успешное усвоение дисциплины.
|
|
ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
На основании компетентностного подхода к реализации образовательных программ, видами заданий для самостоятельной работы являются:
- для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы), составление плана текста, графическое изображение структуры текста, конспектирование текста, выписки из текста, работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами, учебно-исследовательская работа, использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.
- для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей, составление плана, составление таблиц для систематизации учебного материала, ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др), завершение аудиторных практических работ и оформление отчётов по ним, подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), материалов-презентаций, подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.
- для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу, решение вариативных задач, выполнение чертежей, схем, выполнение расчетов (графических работ), решение ситуационных (профессиональных) задач, подготовка к деловым играм, проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности, опытно- экспериментальная работа, рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники и др.
Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов.
В учебном процессе высшего учебного заведения выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная.
Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданиям.
Основными формами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются:
текущие консультации;
коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин;
разбор домашних заданий (в часы практических занятий); выполнение курсовых работ в рамках дисциплин (руководство, консультирование и защита курсовых работ (в часы, предусмотренные учебным планом);
прохождение и оформление результатов практик (руководство и оценка уровня сформированности профессиональных умений и навыков);
выполнение выпускной квалификационной работы (руководство, консультирование и защита выпускных квалификационных работ) и др.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Основными формами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются:
формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.);
написание рефератов, эссе;
подготовка к практическим занятиям (подготовка сообщений, докладов, заданий); составление аннотированного списка статей из соответствующих журналов по отраслям знаний (педагогических, психологических, методических и др.);
|
|
углубленный анализ научно-методической литературы (подготовка рецензий, аннотаций на статью, пособие и др.);
изучение студентами отдельных тем, вынесенных на самостоятельное изучение;
подбор материала, который может быть использован для написания рефератов, курсовых и квалификационных работ; подготовка презентаций;
составление глоссария, кроссворда по конкретной теме;
подготовка к занятиям, проводимым с использованием активных форм обучения (круглые столы, диспуты, деловые игры);
анализ деловых ситуаций (мини-кейсов) и т.п.
Контроль результатов самостоятельной работы студентов может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине и внеаудиторную самостоятельную работу студентов по дисциплине, может проходить в письменной, устной или смешанной форме.
Самостоятельная работа тесно связана с контролем (контроль также рассматривается как завершающий этап выполнения самостоятельной работы), при выборе вида и формы самостоятельной работы следует учитывать форму контроля.
Возможные формы контроля за выполнением самостоятельной работы:- устный опрос; деловая игра, дискуссия, коллоквиум, контрольная работа, курсовая по дисциплине, научный доклад, отчет, письменная работа, презентация, творческое задание, тестирование, реферат, устный опрос, эссе и др.