Методические рекомендации для обучающихся заочного отделения по выполнению самостоятельной работы

Министерство образования и науки Пермского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кунгурский центр образования № 1»
Методические рекомендации по выполнению  самостоятельной работы обучающимисяна заочной форме обучения

 

Методические рекомендации для обучающихся заочного отделения по выполнению самостоятельной работы

по дисциплине: Информатика

 

 

  Должность Ф.И.О. Дата
Разработал Преподаватель Жуланова Ю.М.  
Проверено и согласовано на заседании ЦМК Председатель ЦМК Сивкова О.В.  
Версия 1.0                                       

 


Методические указания составлены в соответствии с рабочей программой дисциплины  и одобренной на заседании цикловой методической комиссии.

 

 

Составитель:                                               Ю.М. Жуланова


Содержание

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................... ….4

Общие требования к содержанию и оформлению контрольной работы............. …5

Варианты заданий № 1 по теоретической части работы.......................................... 8

Варианты заданий № 2 по практической части работы и рекомендации по ее выполнению              10

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК...................................................................... 17

 


Введение

Дисциплина "Информатика" включена в учебные планы почти всех направлений подготовки специалистов среднего звена. Целью этой дисциплины является обучение студентов основным понятиям, моделям и методам информационных технологий.

Она неразрывно связана с математическими и естественнонаучными дисциплинами, а также с дисциплинами, преподавание которых базируется на использовании современных       информационных образовательных технологий.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

Знать:

- содержание  и способы использования  компьютерных и

информационных технологий;

- принципы применения современных информационных технологий в науке и технике;

- технические и программные средства защиты информации.

Уметь:

- применять компьютерную технику и информационные технологии в своей профессиональной деятельности.

По  завершению курса обучения для заочного отделения предусмотрены следующие формы отчетности:

1. зачет по результатам выполнения контрольной работы;

2. дифференцированный зачет.

     Важной составной частью учебного процесса для заочной формы обучения является выполнение контрольной работы. В контрольной работе проверяется умение обучающихся оформлять отчётные документы согласно правилам оформления отчётов и работ. Кроме того, учитывается и содержательная часть. Зачет ставится при выполнении трех заданий, варианты и методические рекомендации к которым приведены ниже.


Общие требования к содержанию и оформлению контрольной работы

Контрольная работа по дисциплине «Информатика» является самостоятельной творческой работой студента и предполагает выполнение трех заданий:

1. письменный ответ на один из теоретических вопросов;

2. описание порядка выполнения одного из практических заданий с последующим его выполнением на ПК.

При          этом структура контрольной работы должна выглядеть следующим образом:

· титульный лист;

· содержание;

· теоретическая часть (задание № 1);

· практическая часть (задания № 2);

· библиографический список;

· приложения.

Теоретическая часть должна содержать текст задания, краткий план, содержание ответа.

Практическая часть должна содержать тексты заданий, последовательность выполнения каждого задания, распечатанный результат второго задания, структурную схему, текст программы, примеры выполнения программы для всех возможных вариантов для третьего задания.

Работа выполняется по индивидуальным вариантам. Номер варианта для всех заданий определяется по порядковому номеру студента в списке группы. Если этот номер превышает число предлагаемых вариантов вопросов, то отсчет начинается опять с первого номера (например, номер по списку студента 42, а последний вопрос – 35, тогда номер варианта контрольной  работы определяется так: 42-35=7) и т.д.

Каждое задание, а также введение и заключение (если таковые имеются в работе) начинать с новой страницы.

Нумерация страниц в работе сквозная. Таблицы и рисунки, расположенные на отдельных страницах, список литературы и приложения включаются в сквозную нумерацию страниц. Первой страницей является титульный лист, второй – оглавление. На страницах 1-2 номера страниц не проставляются.

Введение и заключение не нумеруются, а все остальные разделы основной части контрольной работы должны иметь порядковую нумерацию. Часть обозначается одной арабской цифрой с точкой на конце. Разделы нумеруются в пределах каждой части. Номер параграфа состоит из двух цифр, первая из которых является номером части, а вторая – номером параграфа, разделенных точкой. После номера параграфа также ставят точку: например, 3.1. – первый параграф третьей части.

Пункты нумеруются арабскими цифрами в пределах каждого параграфа. Номер пункта состоит из трех цифр, соответствующих номеру части, параграфа и пункта, разделенных точками. Например,

3.1.4. – четвертый пункт первого параграфа третьей части.

Части и параграфы должны иметь краткие, соответствующие содержанию заголовки, которые выносятся в содержание. В конце заголовка точку не ставят. Подчеркивание и перенос слов в заголовках не допускается. Выделение заголовка производят увеличением жирности.

Необходимые иллюстрации, таблицы и другие наглядные материалы (схемы, графики, диаграммы и др.) располагаются в тексте или выносятся на отдельную страницу. Все наглядные материалы и таблицы должны иметь заголовок и быть пронумерованы.

Нумерация таблиц и наглядных материалов является сквозной для данной части (раздела).

Каждая иллюстрация в контрольной работе размещается сразу после ссылки на нее в тексте, называется рисунками и обозначается словом «Рис.». Каждый рисунок должен сопровождаться кратким названием. Номер рисунка и его название располагают под рисунком. После номера рисунка ставится точка. После пробела с заглавной буквы приводят его название, в конце которого точка не ставится.

Таблицы и иллюстративные материалы располагают таким образом, чтобы их можно было читать без поворота рукописи или, в крайнем случае, с поворотом по часовой стрелке.

Формулы, помещенные в текст работы, нумеруются. Порядковый номер формулы приводится в круглых скобках справа от нее и записывается арабскими цифрами. Под формулой пишут слово «где», а затем расшифровывают ее составляющие в той последовательности, в которой они приведены в формуле. В конце формулы и в поясняющем ее тексте знаки препинания расставляются в соответствии с правилами пунктуации.

Сведения о книгах в библиографическом списке должны включать: фамилии и инициалы авторов, наименование книги, место издания (город), издательство, год издания, количество страниц. Сведения о статьях из журналов, сборников, научных трудов или газет указывают: автора (фамилию, инициалы), название статьи, наименование сборника, журнала (название, год, номер, страницы), по газетам (название, год, число, месяц или номер и страницу, если объем газеты более 6 страниц).

Нумерация источников в библиографическом списке должна быть сквозной.

После библиографического списка представляют Приложения (таблицы, графики, схемы, исходные и другие материалы, которые были использованы при выполнении курсовой работы как вспомогательные). Приложения должны иметь последовательную нумерацию и заголовки, отражающие их содержание.

Приложения необходимо располагать в порядке появления ссылок на них в тексте основных разделов. Каждое приложение начинают с новой страницы; в правом верхнем углу пишут слово «Приложение» с соответствующим порядковым номером (например, «Приложение 1» и т.д.).


Варианты заданий №1 по теоретической части работы

Для написания теоретической части работы студент выбирает один из следующих теоретических вопросов в соответствии с правилами, указанными выше:

1. Основные    аппаратные    компоненты    персонального компьютера.

2. Структура  программного  обеспечения    современного персонального компьютера.

3. Понятие операционной системы. Интерфейсы пользователя в операционных системах MS Windows.

4. Управление файловой системой в MS Windows.

5. Локальная сеть. Типы локальных сетей.

6. Информационная безопасность персонального компьютера: классификация угроз, правила компьютерной безопасности.

7. Кодирование  информации   в  компьютере:   правила кодирования символьной и графической информации.

8. Понятие  алгоритма,  линейные  и разветвляющиеся алгоритмы.

9. Понятие алгоритма, циклические алгоритмы.

10. Языки программирования:  уровни, основные  этапы разработки и отладки программ.

11. Программирование разветвляющихся алгоритмов на языке программирования Паскаль. Условный оператор.

12. Программирование циклических алгоритмов на языке Паскаль. Циклический оператор.

13. Системы счисления, перевод чисел из одной системы счисления в другую.

14. Интерфейс и объекты текстового процессора Word.

15. Адресация в сети. Доменная система имен (DNS).

16. Принтеры, подключение к ПК, основные характеристики.

17. Интерфейс и объекты табличного процессора Excel.

18. Данные, хранимые в ячейках табличного процессора Excel.

19. Режимы работы табличного процессора Excel.


20. Копирование и перемещение информации в табличном процессоре Excel. Понятие абсолютной и относительной ссылок.

21. Способы копирования и перемещения информации в табличном процессоре Excel. Объединение электронных таблиц.

22. Сортировка и фильтрация данных в электронных таблицах.

23. Сводные таблицы в табличном процессоре Excel.

24. Базы данных (БД), их классификация, основные объекты БД.

25. Модели данных в БД.

26. Создание структуры таблиц в СУБД Access.

27. Компьютерные   сети:   основные   характеристики   и топологические структуры.

28. Основы построения сети Интернет и ее базовые протоколы.

29. Основные принципы работы в программе MS Power Point.

30. Навигация в Интернет. Программы-обозреватели документов (браузеры): примеры, основные характеристики.

Материалы, отражающие сущность и основные положения выбранной темы, представляются в виде краткого реферата, в заключение которого делаются соответствующие выводы. Объем данной части работы должен быть в пределах 7-10 страниц текста полуторного интервала формата А4 (шрифт Times New Roman, размер 14) или аналогичный объем аккуратно оформленного рукописного текста.


Варианты заданий № 2 по практической части работы и рекомендации по ее выполнению

Практическая часть контрольной работы призвана способствовать развитию практических навыков по работе в среде современных операционных систем персонального компьютера (задание № 2) и разработке элементов программного обеспечения расчетных задач (задание № 3).

Для выполнения задания № 2 - описания инструкции выполнения практического задания и подготовки его выполнения на персональном

компьютере при защите контрольной работы студент выбирает одно из следующих практических заданий:

1. В табличном процессоре Excel создать таблицу успеваемости из зачетной книжки (достаточно 5 любых дисциплин, выбранных студентом самостоятельно). Найти средний балл успеваемости и отсортировать записи по столбцам «Наименование предмета» и «Оценка».

2. В табличном процессоре Excel создать таблицу «Зарплата» для пяти сотрудников, имеющую следующий вид:

Фамилия Зарплата Премия Доход
       
       
Итого      

 

Строку «Итого» для всех сотрудников определить с помощью формулы суммирования. Премия составляет 12 % от зарплаты, столбец «Доход» определяется как сумма «Зарплаты» и «Премии».

3. В табличном процессоре Excel создать таблицу «Товары» следующего вида:

 

Наименование товара Цена Цена с НДС
     
     
Итого    

 

Наименования товаров и их вид (6 шт.) выбрать самостоятельно. В строке «Итого» подсчитать значения для всех столбцов по формуле суммирования, графу «Цена с НДС» определить по формуле: (Цена)∙18%.

4. В табличном процессоре Excel создать таблицу «Продукты»:

 

Наименование Стоимость, у.е. Дата выпуска
Чай   01.05
Кофе   03.05
Чай   01.05

Затем  с помощью Мастера сводных таблиц создать сводную таблицу вида:

 

Дата выпуска Чай, упаковок Кофе, упаковок Итого, упаковок
01.05      
03.05      

 

5. Составить     БД в Access, состоящую из одной таблицы

«Сотрудники» и затем составить Запрос, сортирующий записи по полю

«Фамилия»:

 

Код сотрудника Фамилия Оклад Телефон
       
       

Количество сотрудников выбрать самостоятельно.

 

6. Создать БД в Access, состоящую из одной таблицы “Ведомость по Информатике», и форму для этой таблицы, Вид таблицы, включающей 4 поля (столбца) и не менее 5 записей (строк), следующий:

 

Код студента Фамилия Номер зачетной книжки Оценка
       
       

 

7. Создать БД Фонотека, состоящую из трех таблиц: Альбомы, Стиль, Исполнитель. Таблицы Стиль, Исполнитель создать при помощи Режима таблицы, эти таблицы содержат только по одному полю Стиль (текстовое) и Исполнитель (текстовое), соответственно, и данные поля являются ключевыми. Заполнить таблицы данными (не менее 5 записей). Таблицу Альбомы создать в режиме Конструктора. Заполнить таблицу Альбомы данными (не менее 5 записей).

 

8. Создать БД Сотрудники, состоящую из таблиц: Отделы и Сотрудники. Таблицу Отделы создайте в Режиме таблицы. Эта таблица должна содержать только одно текстовое поле Отделы, которое является ключевым. Заполнить таблицу данными (не менее 5 записей). Таблицу Сотрудники создать с помощью Конструктора. Заполнить таблицу Сотрудники данными (не менее 5 записей).

9. Создать БД Библиотека, состоящую из трех таблиц: Библиотека, Жанр, Автор.       Таблицы  Жанр, Автор создать    при помощи Режима таблицы, эти       таблицы  содержат              только по одному полю  Жанр (текстовое) и Автор (текстовое), соответственно, и данные поля являются  ключевыми. Заполнить таблицы данными (не менее 10 записей). Таблицу Библиотека создать в режиме Конструктора. Заполнить таблицу Библиотека данными (не менее 10 записей).

10. Создать БД Автосалон, состоящую из одной таблицы. Таблицу Автосалон создать в режиме Конструктора. Таблица должна иметь поля:

№ п/п (счетчик); Марка автомобиля (текстовое); Год выпуска (числовое); Цена (денежное); Пробег (числовое); Гарантийное техобслуживание (логическое).

Заполнить таблицу данными (не менее 10 записей).

Создать Запрос, в котором будут выводиться данные автомобилей, имеющих пробег не более 5000 км и цену не более 350000 руб.

Создать Запрос, в котором будут отображаться сведения об автомобилях 2017 года выпуска. Создать Кнопочную форму для просмотра всех отчетов.

11. Создать презентацию на тему: ”Достопримечательности Москвы”. В каждом из 10 слайдов необходимо рассказать о нескольких важных культурных объектах Москвы – история, современность, использовать различные шаблоны и фотографии объектов.

12. Создать презентацию на тему “Составляющие персонального компьютера”. В каждом из 10 слайдов необходимо рассказать о составных частях современного персонального компьютера – название, изображение, принцип работы, предназначение.


13. Создать презентацию на тему “Устройства хранения информации”. В каждом из 10 слайдов необходимо рассказать о существующих носителях информации, их характеристиках, внешнем виде, принципах работы.

 

14. Создать в Word нижеприведенную таблицу деятельности фирмы для 5 позиций товара:

 

Продали 1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал
Товар 1        
Товар        
         

 

Создайте диаграммы нескольких видов, отредактируйте диаграмму, разместив произвольно легенду, названия, поля с помощью контекстного меню и панелей инструментов MS Graph. Сохраните полученные результаты в папке «Графики».

 

15. Вычислить в Excel функцию У=Х2 и построить ее график для Х=(- 5,-4,…+4, +5). Вид таблицы для вычисления функции следующий:

 

  A B
  X Y=X2
  -5  
  -4  
   
  +5  

 

Используйте копирование формулы, набранной в ячейке B2: =A2^2.

Объясните суть относительной адресации.

 

16. Аналогично заданию № 15 вычислить в Excel функцию У=3Х2 и построить ее график для значений Х от -3 до +3 с шагом 0,5.


17. Аналогично заданию № 15 вычислить в Excel функцию У=4Х3   и построить ее график для значений Х от -4 до +4 с шагом 1.

 

18. Вычислить в Excel функцию и построить её график для значения величины Х от – 5 до 5 с шагом 0,5.

 


Y= 2X + 5                 при  X<0

  5 – 2X при X≥ 0.

                                      

 

19. Аналогично заданию № 18 вычислить в Excel функцию и построить её график для значения величины Х от – 5 до 5 с шагом 1.

 


Y= 4X - 3 при    X≥0

  2– 1,5X при    X< 0

 .

 

20. Аналогично заданию № 18 вычислить в Excel функцию и построить её график для значения величины Х от – 5 до 5 с шагом 0,5.

 


Y=8 – 3X  при X≥0

                                 

2,3 – 1,5X при              X< 0.

 

21. В редакторе Word создайте список из пяти наименований (например, компоненты компьютера) и оформите его тремя различными видами, по нижеприведенной технологии:

 

A. Системный блок           I. Системный блок √. Системный блок

:                                                     :                              :

E.                                                   V.                             √.

Списки нумеруются и маркируются с помощью команды меню ФОРМАТ, котоя задает настройки и вид маркеров.

22. В текстовом редакторе Word создайте стандартную визитку размером 9х5 см. Визитка должна содержать: учреждение, фамилию, имя, отчество, должность, рабочие адрес, телефон, факс, E-mail. Значки конверта  и телефона  можно найти в гарнитуре Wingdings.

23. В текстовом редакторе Word с помощью редактора формул Microsoft Equation запишите следующие формулы:

 



24. Задан прямоугольный параллелепипед со сторонами a,b,c. Вычислить в Excel объем (V=a∙b∙c) и площадь поверхности параллелепипеда (S=2∙(ab+bc+ac)). Величины a, b, с выбрать самостоятельно.

25. Создать в текстовом редакторе Word цветную поздравительную открытку, содержащую рисунок цветка и текст «Поздравляю с днем рождения», заключенные в рамки. Открытка должна позволять копировать все её содержимое, изменять её масштаб и перемещать в другое место в документе.

26. Создать в текстовом редакторе Word цветную поздравительную открытку, содержащую рисунки цветка, сердца и текст «С днём Святого Валентина», заключенные в рамки. Открытка должна позволять копировать все её содержимое, изменять её масштаб и перемещать в другое место в документе.

27. В Excel создайте таблицу по результатам сдачи сессии вашей группы. Она должна содержать Ф.И.О. студента, перечень дисциплин, выносимых на экзамены, и оценки за них, средний балл каждого студента за сессию и сообщения об отчислении. В последней графе указать в случае несдачи экзамена (хотя бы одного) – Отчислен, окрасив ячейку с помощью условного форматирования в красный цвет. Графу (сообщение об отчислении) заполнить, использовав функцию ЕСЛИ.

28. В текстовом редакторе Paint, используя инструменты Карандаш, Кисть, Заливка, Ластик, постройте изображение флага Российской Федерации.

29. В текстовом редакторе Paint, используя инструменты Карандаш, Кисть, Заливка, Ластик, постройте рисунок – озеро в лесу, на берегу озера деревянный дом.

30. В текстовом редакторе Paint, используя инструменты Карандаш, Кисть, Заливка, Ластик, изобразите рисунок – необитаемый остров в океане, на острове пальма, рядом с островом – корабль.                                                    Цвет деталей рисунка выберите на своё усмотрение.

Описание выполнения второго задания должно быть кратким (2-3 страницы) и помогать студенту при представлении сделанной работы на компьютере.

 


Библиографический список

1. Пестриков В.М., Маслобоев А.Н.. Программирование на языке Object Pascal: учебно-методическое пособие /СПбГТУРП. — СПб., 2018. — 74 с.

2. Антонюк П.Е. Алгоритмические основы информатики: учебно- методическое пособие /СПбГТУРП. – СПб., 2019. – 72 с.

3. Иопа Н.И. Информатика (для технических направлений): учебное пособие. – 2-е изд., стер.  —  М.: КНОРУС, 2019. - 472 с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: