Программа психодиагностического обследования

Любая социальная технология предполагает наличие программы деятельности специалиста, в рамках которой решается конкретная проблема клиента, осуществляются целеполагание, выбор способов действия, разрабатываются алгоритмы последовательных процедур и операций для достижения конкретного результата, определяются критерии оценки результатов деятельности. Программа психодиагностического обследования, как правило, носит свернутый характер, но обязательно существует в виде осознания проблемы, объекта, предмета, цели, задач, ситуации обследования, гипотез о возможном диагнозе, описания методов и методик, которые планируется использовать. В программе необходимо охарактеризовать теоретикометодологические предпосылки (общую концепцию) обследования в соответствии с его основными целями с указанием правил, процедуры, а также логической последовательности операций проведения обследования.

Начать изложение программы психодиагностического обследования следует с введения, в котором обосновываются актуальность, степень разработанности проблемы, а также мотивы обращения к ней в рамках данного обследования.

В основной части программы психодиагностического обследования выделяют два раздела: теоретико-методологический и процедурный. Теоретико-методологический раздел программы включает в себя следующие позиции:

1. Формулировка проблемы, темы, определение объекта и предмета обследования.

2. Определение цели и постановка задач обследования.

3. Предварительный системный анализ объекта обследования (что,

в частности, предполагает характеристику общих закономерностей, психологических особенностей, проблем и задач возрастного развития человека или группы людей, выступающих объектами обследования, либо описание особенностей, психологических и иных проблем, которые характерны для людей с ограниченными возможностями и т.п.).

4. Концептуальный анализ предмета обследования, уточнение и интерпретация основных понятий, посредством которых характеризуется предмет обследования (например, понятий «девиантное поведение», «стиль семейного воспитания», «агрессия», «агрессивность», «физическая агрессия», «вербальная агрессия» и т.п.).

5. Выдвижение рабочей гипотезы - предположения о причинах и сущности исследуемого психического феномена, о возможном психологическом диагнозе. Скажем, при исследовании причин агрессивности подростка исследователь может предположить, что развитие различных форм агрессивности у детей непосредственно связано с определенными практикуемыми родителями стилями семейного воспитания (это, в свою очередь, обусловливает и выбор конкретных психодиагностических методов и методик для проведения обследования).

Процедурный раздел программы содержит:

1. Принципиальный стратегический план проведения психодиагностического обследования (схема или общий сценарий психодиагностического обследования с определением места, времени, ситуации обследования, количества сеансов, их длительности и т.п.).

2. Описание основных методов и конкретных методик психодиагностического обследования, при необходимости разработка и обоснование оригинальных методик (к примеру, схемы наблюдения за поведением ребенка при общении с родителями, анкеты родителей, воспитателей и т.п.).

3. Сведения об апробации основных методов и методик (на основе проведения пилотажного, т.е. пробного, психодиагностического обследования).

4. Изложение основных подходов к анализу и интерпретации полученных данных (включая анализ и интерпретацию результатов пробного психодиагностического обследования).

5. Описание принципов формулировки психологического диагноза, который должен содержать и прогноз дальнейшего развития (пример диагностического заключения, сформулированного по результатам пробного психодиагностического обследования, а также рекомендации психотерапевтического и коррекционного характера относительно выявленных психологических проблем).

Завершают программу психодиагностического обследования заключением, в котором дается характеристика области ее научного и практического применения, и списком использованной литературы.

Кроме того, все психодиагностические методики, анкеты, схемы наблюдений, подготовленные для использования в психодиагностическом обследовании, должны быть представлены в приложении.

Поскольку для качественной диагностики необходимо детально и всесторонне освоить методики, которые планируется применять при проведении психодиагностического обследования, в каждой методике, подготовленной для использования и представленной в приложении, должны

содержаться все необходимые сведения, документы и материалы, в частности:

1. Руководство к тесту, включающее:

1) справку об авторе и процедуре создания теста, в том числе данные

об этапах его разработки, проверки, стандартизации, основных психометрических характеристиках (валидность, надежность, достоверность, репрезентативность);

2) описание диагностируемого конструкта (определение основных понятий, представляющих концептуальную основу теста);

3) требования к применению теста (область его распространения, категории испытуемых, для которых он предназначен, квалификация пользователей);

4) описание процедуры проведения, цели использования результатов;

5) данные по обработке и интерпретации результатов (процедура обработки, примеры интерпретации результатов).

2. Стимульный материал или его описание - материал, которым

должен пользоваться испытуемый в процессе тестирования. В него могут включаться вопросы, задания, которые необходимо выполнить, примеры, помогающие лучше понять задания, картинки, рисунки и т.п.

3. Регистрационные бланки для ответов.

4. Ключи и шаблоны для проверки правильности ответов, таблицы для перевода «сырых» баллов в стандартные шкалы.

Отмечая важность психодиагностики для повышения эффективности деятельности психологов или педагогов, социальных работников или социальных педагогов, подчеркнем, что в практической деятельности специалистов психологическая диагностика никогда не является самоцелью.

Грамотно проведенное психодиагностическое обследование дает возможность получить значимую информацию об индивидуально-психологических особенностях личности, о психологических проблемах, нарушающих или блокирующих процесс личностного развития, помогает оценить эффективность социальных и психолого-педагогических мероприятий.

Использование психодиагностической информации позволяет разрабатывать более действенные развивающие, реабилитационные и коррекционные программы, нацеленные на оптимизацию психосоциального развития личности, оперативно контролировать динамику этого развития и на ранней стадии предупреждать возможные поведенческие и личностные отклонения.

В заключение заметим, что умение правильно организовать и провести психодиагностическое обследование, как правило, бывает востребовано еще в процессе обучения будущего социального работника в вузе: в научно-исследовательской работе, при прохождении психолого-педагогической практики, подготовке курсовых и дипломной работ и т.д.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: