Психодиагностика личностных и межличностных отношений, особенности отношений, на что нужно обратить внимание

Основная процедура психодиагностики как важного направления психологической практики - психодиагностическое обследование. Любое психодиагностическое обследование решает следующие задачи:

1) сбор данных в соответствии с целями исследования;

2) переработку (анализ) и интерпретацию полученных данных;

3) вынесение решения (диагноз, прогноз).

Психодиагностическое обследование не предполагает создания искусственной экспериментальной ситуации для получения необходимой информации об изучаемых психологических явлениях. Исследователь-психодиагност, используя соответствующие психодиагностические методы и методики, наблюдает, фиксирует, описывает, анализирует и делает выводы из того, что происходит с обследуемым объектом в естественных условиях, не вмешиваясь лично в происходящее. В этом отличие эмпирического психодиагностического исследования от экспериментального. Психодиагностическую деятельность специалистов социальных служб в процессе подготовки, организации и проведения психодиагностического обследования, нужно выделить следующие этапы:

I. Подготовительный этап

1. Конкретизация проблемы и темы, уточнение объекта и предмета психодиагностического обследования. При определении и уточнении проблемы, темы, объекта и предмета необходима предварительная оценка всех этих параметров планируемого исследования на уровне личного опыта, здравого смысла с помощью экспертного анализа (беседы с коллегами, родителями, воспитателями, педагогами, психологами и другими специалистами), а также на основе изучения соответствующей литературы.

2. Формулировка целей и задач психодиагностического обследования. Цель ориентирует исследователя на тот конечный результат (теоретико-познавательный и практически-прикладной), который должен быть получен в итоге его проведения и который показывает пути решения исследуемой проблемы.

В рамках задач формулируются вопросы, на которые должен быть получен ответ для реализации цели исследования. Задачи могут представлять собой содержание всех последовательных этапов организации и проведения исследования (начиная с подбора и изучения литературы и заканчивая разработкой рекомендаций специфического психологического (психотерапевтического, коррекционного и др.) воздействия, направленного на оказание помощи конкретному человеку, гармонизацию отношений в группе и т.д.).

3. Выдвижение рабочих гипотез. Гипотезы дополняют и уточняют определение различных аспектов предмета исследования. В психодиагностическом обследовании роль гипотезы играет предположение о возможном психологическом диагнозе (например, о возможных причинах и сущности наблюдаемых психологических феноменов и т.п.).

II. Этап организации и планирования деятельности

1. Выбор методов и конкретных методик психодиагностического обследования (а при необходимости и их разработка). При проведении психодиагностики для всестороннего исследования объекта следует предусмотреть использование как формализованных (личностные опросники, объективные и проективные тесты), так и малоформализованных (наблюдение, беседа, анкетирование, данные экспертных оценок, контент-анализ и т.п.) методов психодиагностического обследования.

Все психодиагностические методики, выбранные для использования, должны отвечать определенным требованиям и быть заранее апробированными.

Дополнительные требования, которые предъявляются к выбору психодиагностических методик:

Во-первых, психодиагност должен выбирать методики, которые подходят как для конкретной цели обследования, так и для конкретного человека, которого он обследует.

Во-вторых, избираемая методика должна быть наиболее простой из всех возможных и наименее трудоемкой из тех, которые позволяют получить требуемый результат. Проще всего (по возможности) использовать хорошо стандартизованные тестовые методики, в первую очередь личностные опросники.

В-третьих, избираемая методика должна быть понятной, доступной не только для психолога, но и для испытуемого, и требующей минимума физических и психологических усилий на проведение психодиагностики.

В-четвертых, инструкция к методике должна быть простой, короткой и достаточно понятной без дополнительных разъяснений.

Обстановка и другие условия проведения психодиагностики не должны содержать в себе посторонних раздражителей, отвлекающих внимание испытуемого от дела.

Апробация психодиагностических методик необходима прежде всего для того, чтобы проверить их и научиться правильно ими пользоваться. Во время такой проверки уточняются инструкция к методике, процедура ее использования, способы обработки и формы представления получаемых результатов. Кроме того, определяется время, необходимое для проведения обследования при помощи каждой методики.

Предварительная подготовка к психодиагностическому обследованию включает также приобретение, тиражирование и подготовку для многократного использования тестового (стимульного) материала, точное запоминание инструкции, подробное продумывание процедуры проведения, построение детализированного сценария (плана, программы) психодиагностического обследования.

2. Разработка общего плана и программы психодиагностического обследования. План и программа психодиагностического обследования обычно представляют собой письменные документы, в которых определены основные этапы проводимого исследования, их последовательность, время, необходимое для практической реализации каждого этапа, сроки выполнения и ожидаемые результаты. Эти документы являются руководством к действию в процессе проведения психодиагностического обследования.

III. Этап реализации

На основе отобранных (или разработанных) методов и методик осуществляется сбор данных (о поведении, психологических особенностях, проблемах, психоэмоциональном состоянии личности и т.д.) в соответствии с целями и задачами исследования.

В результате использования разнообразных психодиагностических методов и методик психодиагност получает три типа данных: L-данные, Q-данные и Т-данные.

L-данные (англ. real-live ratings - буквально «реальные жизненные оценки») - это результат регистрации каких-либо психологических проявлений индивида в реальной жизни. Психодиагност получает L-данные в процессе сбора информации о наблюдаемом поведении испытуемых в течение некоторого периода времени. Чаще всего для этого используются экспертные оценки - мнения людей, хорошо знающих данного человека (например, при психодиагностическом обследовании ребенка в качестве экспертов могут выступать родители или другие родственники, воспитатель, учитель ребенка). На основе опроса экспертов (беседы или анкетирования) выявляются формы поведения и эмоционального реагирования, коммуникативные и иные проблемы обследуемого, в которых проявляются его психологические особенности.

Для повышения надежности L-данных разработаны специальные требования к процессу получения экспертных оценок:

• оцениваемая характеристика должна определяться в терминах наблюдаемого поведения (скажем, при выявлении школьной тревожности у детей учитель должен отмечать, что ребенок при ответе краснеет или бледнеет, заикается, запинается, у него дрожит голос, дрожат руки, а не «сильно волнуется», «проявляет повышенную тревожность» и т.п.);

• эксперт должен иметь возможность наблюдать за поведением оцениваемого в течение достаточно длительного промежутка времени;

• желательно иметь не менее 10 экспертов на одного обследуемого;

• следует использовать экспертов различных психологических типов и разных модальностей отношения к обследуемому (позитивное, индифферентное, негативное) и т.п.

Q-данные (англ. questionnaire data - буквально «данные вопросников») - данные, полученные с помощью личностных опросников и других методов самооценки.

При использовании методик, нацеленных на получение Q-данных, возможны искажения как познавательного, так и мотивационного характера. Познавательные искажения могут быть обусловлены низким интеллектуальным и культурным уровнем обследуемых, отсутствием у них навыков самонаблюдения или специальных знаний. Мотивация (намерения) испытуемых может явиться источником искажения ответов либо в сторону социальной желательности, либо в сторону подчеркивания своих недостатков и дефектов. Такие искажения могут носить как сознательный, так и бессознательный характер. Для их устранения или учета в тестовых методиках используют шкалы лжи и коррекции. Кроме того, результаты тестирования могут быть проверены благодаря использованию других методик, посвященных диагностированию того же психологического феномена.

Т-данные (англ. objective test data - буквально «объективные тестовые данные») - это данные, получаемые с помощью объективных или проективных тестовых методик в строго контролируемых условиях, когда испытуемый не знает, на оценку какой характеристики направлена диагностическая процедура.

Для ограничения возможных искажений при получении Т-данных могут быть применены следующие процедуры:

• маскируется истинная цель исследования (ставятся неопределенные цели);

• осуществляется неожиданная постановка задач;

• используются специальные процедуры отвлечения внимания;

• создается специфическая эмоциональная ситуация при проведении обследования и др.

Если собраны все три типа данных, можно говорить о том, что проведено полное психодиагностическое оценивание изучаемой характеристики, и построить ее объемный LTQ-образ (например, описать психологический портрет обследуемого человека или получить представление о влиянии стиля семейного воспитания, практикуемого родителями, на становление личности ребенка, его психоэмоциональное состояние, поведение и т.п.).

IV. Этап обработки и интерпретации полученных данных

После проведения психодиагностического обследования полученные результаты должны быть представлены в соответствии с особенностями используемых методик. При использовании высокостандартизованных формализованных тестовых методик нередко сначала требуется преобразование «сырых» баллов в стандартные величины («стэны», «станайны» и др.), затем рассчитывается коэффициент интеллекта, строятся «профили личности» и т.д. Большинство специалистов в области психодиагностики согласны с тем, что количественная оценка полученных результатов и их дальнейшая статистическая обработка весьма полезны. Учет объективных (количественных) показателей и их статистическая обработка (при помощи факторного анализа, корреляционного анализа, уравнения регрессии и других методов математико-статистического анализа,.нашедших применение в психодиагностике) характерны для статистического подхода к анализу и интерпретации результатов психодиагностики. Роль субъективного суждения при таком подходе сводится к минимуму. Диагностическое заключение осуществляется на основе эмпирически определенных статистических соотношений. Такой подход возможен только в том случае, когда используются методики исследования, позволяющие получать количественные данные.

Но, как уже отмечалось, для всестороннего изучения диагностируемого конструкта необходимы и данные качественного характера.

В этом случае правильность делаемых на их основе выводов полностью

зависит от профессионализма, эрудиции и интуиции исследователя. Такой подход к анализу и интерпретации результатов психодиагностики называется клиническим. Клинический подход, опираясь на анализ в основном качественных показателей, стремится охватить их во всей полноте. Как считают многие профессиональные психодиагносты, в «чистом» виде клинический подход недалеко уходит от суждений здравого смысла.

В полноценном диагностическом обследовании, как правило, требуется гармоничное сочетание клинического и статистического подходов.

V. Этап принятия решения

1. Формулировка психологического диагноза, который должен содержать и прогноз дальнейшего развития личности.

Психологический диагноз - это конечный результат деятельности психолога, направленный на выяснение сущности индивидуально психологических особенностей личности с целью, оценки ее актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического исследования. Как зарубежные (Н. Сандберг, Л. Тайлер), так и отечественные (Л.С.Выготский, A.A. Невский) психологи обычно выделяют три уровня диагностических заключений.

Первый уровень Л.С. Выготский назвал симптоматическим (или эмпирическим, описательным, феноменологическим) диагнозом. Этот диагноз ограничивается констатацией определенных особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы. Данный диагноз, по мнению Л.С. Выготского, не является собственно научным, ибо не дает понимания сущности психологического явления.

Второй уровень психологического диагноза представлен этиологическим диагнозом, учитывающим не только наличие определенных признаков (особенностей, симптомов), но и причины их возникновения.

Третий уровень - типологический диагноз, который заключается в определении места и значения полученных данных в целостной динамической картине личности. Так, выявив некие особенности в психологии и поведении обследуемого, психодиагност определяет, например, тип акцентуации характера и на этой основе объясняет причины тех или иных отклонений в поведении человека и его взаимоотношениях с другими людьми, указывает на тенденции его дальнейшего развития и условия преодоления негативных характерологических проявлений.

Как уже указывалось, психологический диагноз неразрывно связан с

прогнозом личностного развития. Л.С. Выготский отмечает, что по содержанию диагноз и прогноз фактически совпадают. Но прогноз, который

производится на основе диагноза, показывает внутреннюю логику развития личности; прогноз на основе прошлого и настоящего намечает путь развития в будущем.

Итоги психодиагностического обследования, должны быть представлены в психологических понятиях, доступных и неспециалисту. Формулируя диагностическое заключение, психодиагност не просто описывает результаты, полученные с помощью конкретных методик, с привлечением специальной терминологии, а дает их психологическую интерпретацию.

При необходимости содержание используемых терминов уточняется путем отнесения к соответствующей теории, например: «экстраверт по Айзенку», «эпилептоид по Личко» и т.п.

2. Разработка рекомендаций психотерапевтического и коррекционного характера. Завершается психодиагностическое обследование разработкой рекомендаций относительно тех мероприятий, которые необходимо осуществить применительно к данному случаю (например, разработать направленное психотерапевтическое или коррекционное воздействие, провести реабилитационные мероприятия и т.п.).

Основные процедуры, алгоритмы действий и этапы проведения психодиагностического обследования в свернутом виде должны быть представлены в программе психодиагностического обследования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: