Способы развития музыки:
· Повторы – подчеркивают сказанное (народные песни, хороводы, куплет) Повторяться могут интонации, мелодия, лад, гармония, ритмический рисунок, части музыкального произведения)
· Варьирование – изменение (песенно-танцевальный жанр, симфоническая, оперная, камерная музыка)
· Разработка – вместо целой фразы излагаются отдельные фразы, интонации
· Секвенция – перемещение мелодии
· Имитация – повторение темы или мотива в другом голосе музыкального произведения.
· Контраст – мелодия неожиданно меняет своё мелодическое движение, мажор приходит на смену минору, резко меняется динамика и темп.
Классификация музыкальных жанров:
· По назначению:
· - бытовые (колыбельные, марши, танец и др.);
· - отвлечённые (прелюдия, фуга, соната, симфония, оратория, опера, хорал и др.)
· По месту исполнения:
- камерные (романс, соната, квартет и т. п);
- Монументальные (симфония, оратория, опера, балет и др.);
· По способу исполнения:
- вокальные (народная, хоровая музыка а capella);
|
|
- инструментальные (прелюдия, соната, квартет, симфония, концерт);
- вокально-инструментальные (песня, опера, оратория с сопровождением и др.);
· По количественному составу исполнителей;
· По типу содержания (эпический, драматический, комический, трагический и т. п.)
В широком смысле этот термин (жанр) применяют к оперной, симфонической, хоровой музыке, в узком смысле – к разновидностям этих основных разделов (хоровая песня, миниатюра, хор крупной формы, обработка, переложение, кантатно-ораториальный жанр – кантата, оратория, месса, реквием, магнификат и т. д.; хоровой концерт, поэма, сюита, хоровая соната, оперная хоровая сцена. Встречаются также синтетические жанры: симфония-кантата, поэма-кантата, прелюдия-кантата, сценическая кантата, оратория-поэма, кантата-песня, гимн-марш и др.
Музыкальные формы: Одночастные, двухчастные, трёхчастные, рондо, вариации, сонатная форма.
Стиль в музыке.
Термин музыкальный стиль определяет систему средств музыкальной выразительности, которая служит для воплощения определённого идейно-образного содержания музыкального произведения.
Общность стилевых признаков в музыке опирается на социально-исторические условия, мировоззрение и мироощущение композиторов.
Соответственно выделяют следующие стили:
- исторический (эпохальный),
- национальный,
- индивидуальный композиторский.
Музыкальные стили связаны со стилями других искусств. Академический стиль в искусстве – стиль, следующий традиции, классическим образцам. Иногда академический стиль обозначает консервативное направление в искусстве.
Признаки стиля:
- фактура, ритм, мелодика, гармония, интонация.