Голосовой аппарат

    Любой музыкальный инструмент состоит из трёх частей: возбудителя звука, источника звука и резонатора. У скрипки это будут соответственно – смычок, струны и корпус. У человека роль возбудителя звука играет струя воздуха, выдыхаемого лёгкими в процессе пения. Равномерность струи воздуха очень важна для получения ровного без провалов звука. Мощность струи воздуха связана с силой звука и выполнением динамических оттенков. Профессионально развитое дыхание обеспечивает также весьма большую длительность звучания за один выдох и экономное расходование воздуха на звукообразование.

     Голосовые связки служат источником звука. У человека их два. Различные мышцы и хрящи позволяют сдвигать связки вплотную, или, наоборот, раздвигать, причем между ними образуется треугольная щель. Связки могут натягиваться с различной силой и, наконец, они могут колебаться или всей плоскостью, или только своими краями (в последнем случае образуется фальцет). Координация дыхания и работы связок позволяет получать различные виды атаки звука.

 

     У человека функцию резонаторов выполняют полость грудной клетки и полости головы (рот, нос, носоглотка, и т.д.). Низкие звуки (ниже ми-до первой октавы) получают резонанс в груди, высокие (выше ми второй октавы) в голове, средние (первая октава и несколько звуков второй октавы) имеют смешанное резонирование.

      Атака звука. В вокальной методике – начало звука. Атака бывает твёрдая, мягкая, придыхательная. В зависимости от текста, от штриха, а также в целях выразительности пользуются разными видами атаки.

         Ансамбль – 1) Согласованность исполнения при коллективном пении, один из элементов хоровой звучности. Различают ансамбль частный – отдельной хоровой партии и общий – согласованность всех партий; тот и другой – совокупность отдельных ансамблей: интонационного, ритмического, динамического, тембрового, дикционного, орфоэпического, роль хоровых партий в общем ансамбле зависит от фактуры произведения.

         Аранжировка – переложение музыкального произведения для иного состава исполнителей; также – облегчённое изложение хоровой партитуры (или её усложнение). Аранжировка может быть различной: от более простой до творчески обогащённой обработки – транскрипции. Аранжировка нередко сопровождается транспонированием.

           Ауфтакт – замах, предварительный взмах, жест-импульс – специфический дирижёрский жест, предваряющий и организующий исполнение в плане темпа, ритма, динамики, штриха, начала, окончания, фермат; в пении также – показ вдоха перед атакой звука. Ауфтакт – важнейшая составная часть дирижёрской техники.

           Голосоведение – движение каждого голоса в многоголосном произведении. Удобство голосоведения имеет большое значение в хоровом пении, в частности для выработки строя. При этом важны ладовая определённость мелодии голоса и её вокальность.

           Детонация – неточное по высоте исполнение, вне пределов зоны звука, иногда этим термином обозначают низкое интонирование.

            Диапазон – звуковой объём голоса от самого нижнего до самого верхнего.

            Дивизи – временное разделение хоровой партии на два, три и более голосов. 

            Дикция – ясность, разборчивость произнесения текста. Хорошая дикция – непременное условие вокала, в том числе хорового исполнения.

            Интонация – в широком смысле – воплощение художественного   образа в музыкальных звуках. В узком смысле – мелодический оборот, наименьшая часть мелодии, имеющая выразительное значение.

            Интонирование – осознанное воспроизведение музыкального звука голосом или на инструменте.

          Кант – вид старинной хоровой или ансамблевой песни а капелла.

          Кантата – произведение для певцов-солистов, хора и оркестра, торжественного или лирико-эпического характера.

          Кантилена – певучая мелодия.

          Капелла – хоровой коллектив, в средние века – католическая часовня или предел церкви, где размещался хор, позднее это название закрепилось за хором.

          Колядка – старинная рождественская-новогодняя обрядовая песня, преимущественно у славян. Содержание колядок – пожелание земледельцу хорошего урожая, благополучия.

             Контральто – низкий женский голос; диапазон от фа малой октавы до фа второй октавы; в хоре – партия вторых альтов. 

           Куплет – раздел песни, состоящий из одного проведения всей мелодии и одной строфы поэтического текста; обычно строится в виде периода или простой двухчастной формы, нередко в виде запева и припева, иногда с варьированием. Куплетная форма характерна для массовой, а также народной песни (куплетно-вариационная форма). Музыка куплета даёт обобщённый художественный образ произведения.

                Люфтпауза – небольшой перерыв звучания (необозначенный знаком паузы), применяемый для выделения начала новой части или фразы; иногда обозначается запятой (коммой) вверху нотного текста; обычно сопровождается неглубоким вдохом.

             Массовая песня – песня (часто хоровая), рассчитанная на широкое распространение в обществе. Массовые песни разнообразны по тематике: патриотические, лирические, трудовые и т. д. Музыкальная форма массовой формы – куплетная (период или двухчастное построение); обычно имеется сольный запев с хоровым припевом. Чаще всего пишутся с сопровождением.

             Месса – многочастное произведение для хора, солиста, оркестра (органа) или хора а капелла на латинский текст католической литургии (мессы).

                Мутация – переход детского голоса в период созревания в голос взрослого.

                Однородный хор – хор, состоящий только из мужских, только из женских, только из детских голосов, в отличие от смешанного хора, объединяющего эти голоса.

             Меццо-сопрано – средний женский голос. Диапазон ля малой октавы – ля второй октавы. В хоре меццо-сопрано составляют партию первых альтов.

             Микст – регистр певческого голоса, переходный между грудным и головным (фальцет) регистрами; характерен большей мягкостью, лёгкостью по сравнению с грудным регистром и большей насыщенностью, чем фальцет.

             Многоголосие – склад музыки, основанный на сочетании нескольких самостоятельных голосов (полифония) или на соединении главного голоса – мелодии – и аккомпанирующих голосов (гомофония). Многоголосие характерно для хорового пения.

              Партитура – нотная запись ансамблевой музыки, в которой сведены партии всех голосов. 

                 Период – наименьшая из композиционных форм (обычно завершена полным кадансом музыкального построения), излагающая более или менее законченную музыкальную мысль. Являясь одночастной простой формой, период подразделяется на предложения, фразы, мотивы. В форме периода обычно пишутся хоровые миниатюры, музыка куплетных песен.

              Подголоски – 1) Варианты основного напева русской народной песни. 2) Побочные верхние голоса, противостоящие главной мелодии нижнего голоса. 3) Побочные выдержанные звуки в каком-либо голосе, противостоящие остальным голосам.

              Регистр – часть диапазона голоса, инструмента, объединённая сходством тембра на основе однородности звукоизвлечения. В голосе различается нижний, или грудной регистр, верхний, или головной регистр, смешанный, или микст.

                Речитатив – род вокальной музыки, которая интонационно и ритмически воспроизводит бытовую или декламационную речь.

             Русская народная музыка – основной вид музыкального творчества русского народа с глубокой древности. Тесно связанная с жизнью и бытом, устно передаваемая от поколения к поколению. Русская народная песня богата различными жанрами: трудовые, обрядовые (календарные), свадебные, хороводные, игровые, плясовые, исторические песни, былины, лирические протяжные, частушки и др. Старинной крестьянской песне свойственны многоголосный склад в виде подголосочной полифонии, ладовость, пение без сопровождения.

               Тембр – окраска звука. Тембр голоса в значительной степени качество врождённое, но под влиянием обучения, практики может изменяться.

             Тенор – высокий мужской певческий голос. Диапазон до малой октавы – до второй октавы. Основные разновидности: лирический, драматический, средний между ними – меццо-характерный и редкий тенор – альтино.

             Тесситура – это степень напряжения, с которой певец поёт в той или иной части своего звукоряда. Звукоряд и диапазон характеризуют голос певца с количественной стороны, т. е. только констатируют наличие в голосе тех или иных звуков, тесситура же учитывает связанную с напряжением голосового аппарата при звукоизвлечении качественную сторону звука.

             Смешанный хор – певческий коллектив, состоящий из разнородных (мужских, женских или детских) голосов: сопрано, альтов, теноров, басов. В неполном смешанном хоре отсутствуют какие-либо партии.

           Сопрано – самый высокий женский, детский (также дискант) голос. Диапазон до первой октавы – до третьей октавы. Имеется три основных разновидности сопрано: драматическое, лирическое и колоратурное.

              Тактирование – показ тембра и метра музыкального произведения при помощи дирижёрской сетки.

              Унисон – одновременное звучание 2-х или нескольких звуков одной и той же высоты. Унисонный строй – слияние певцов отдельных партий в единый хоровой голос – составляет основу строя и зависит как от остроты слуха поющих, так и от единообразия вокальных гласных.

             Фальцет – один из регистров певческого голоса (преимущественно мужского), в котором используется лишь верхний резонатор изолированно от грудного.

           Цезура – грань между частями музыкального произведения; исполняется в виде короткой, еле заметной паузы, часто сопровождается сменой дыхания. Место цезуры обычно определяется исполнителем, но иногда указывается композитором при помощи специального знака «галочки», запятой или окончанием лиги. То или иное использование цезуры является одним из средств интерпретации.

           Цепное дыхание – специфическое хоровое дыхание, при котором певцы меняют его не одновременно, а как бы «цепочкой», поддерживая непрерывность звучания. При цепном дыхании: не менять дыхание в конце слова, лучше - в середине его, на гласном звуке, после смены дыхания вступать на нюанс тише, менять дыхание непринуждённо и заранее, не доводя его «до истощения».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: