Предмет: алгебра Класс: 9. Тема урока: График функции y=ax2+bx+c

19.11.2021г. 9 класс. Алгебра. Учитель Трипольская М.В.

Предмет: алгебра Класс: 9

  Этапы работы Содержание этапа
    «Как истории завеса открывается Функция древнейшая появляется, Квадратичной она называется, и самой … считается» Задание:Вместо троеточия вставьте слово, характеризующее квадратичную функцию.  Цели урока: Сегодня на уроке каждый из вас будет исследователем. Необходимо будет вывести формулу для нахождения абсциссы вершины параболы.  План урока.  Изучение нового материала: определение проблемы и ее решение. Решение задач по новой теме. Самоконтроль. Выполнение теста по вариантам.  Домашнее задание.  Подведение итога урока.
  Опрос учащихся по заданному на дом материалу. Цель для учащихся: Вспомнить с помощью каких сдвигов вдоль координатных осей из графика функции у = ах 2 можно получить параболу, задаваемую уравнениями у = ах 2 + q; у = а (х + р) 2. Цели для учителя: Проверить, как усвоен домашний материал. Актуализировать знания учащихся для работы над новым материалом. Форма: фронтальная работа. Метод: работа с готовым чертежом. 1.Опрос теории. 1. Какую функцию называют квадратичной? 2. С помощью каких сдвигов вдоль координатных осей из графика функции у = ах 2 можно получить параболу, задаваемую уравнениями у = ах 2 + q; у = а (х + р) 2. 2. Актуализация знаний. Учащиеся выполняют задания в тетрадях с последующей проверкой. 1) Параболы 2 и 3 на рисунке получены сдвигом параболы у = 0,5х2 вдоль оси у. Запишите для каждого графика соответствующую формулу. 1. у = 2. у = 3. у = 2) На рисунке изображены параболы, полученные сдвигом параболы у = 0,5х2 вдоль оси х. Запишите для каждого графика соответствующую формулу. 3)На рисунке изображен график функции y = a (xd)2 + k. Определите знаки чисел а, d и k. 4) Постройте с помощью сдвигов графики функций. 1. у = (х + 2)2 + 3; 2. у = (х – 2)2 + 3; 3. у = (х + 2)2 – 3; 4. у = (х – 2)2 – 3.
3. Изучение нового учебного материала. Цели для учащихся: Вывести  формулу для нахождения абсциссы вершины параболы. Воспитывать волю и  на- стойчивость  для достижения конечных результатов при решении математичес-ких задач. Цели для учителя: 1.Создать проблемную ситуацию при переходе к новому материалу. 2.Познакомить обучающихся с удобным способом нахождения координат вершины параболы. 3.Развивать умения сравнивать, выявлять закономерности, обобщать. Метод: проблемная ситуация Постановка проблемы. Задание№1: Найти координаты вершины параболы:
  1. У= 2 (х+1)2-3
  2. У= -7 (х-9)2 +6
  3. У= х2+6х+9
  4. У= 4х2-20х+25
  5. У=2х2-4х+6
Первые два задания не вызывают у учащихся затруднений. Учитель просит сравнить первые два примера с остальными. Учащиеся приходят к тому, что в первых двух примерах выделен квадрат двучлена Задание№2: «Выделите квадрат двучлена и найдите координаты вершины параболы в заданиях № 3- № 5». Задание №3: «Найти координаты вершины параболы у= ax2+bx+c» Учащиеся знают цель: необходимо представить выражение ax2+bx+c в виде a(x+p)2+q. Для слабо подготовленных учащихся можно провести аналогию между новым заданием и решенным примером №5, полагая, что а=2, b=-4, с=6.
2-4х+6= 2(х2 2х+3)= 2(х2-2х+1-1+3)=2((х2-2х+1)+2)=2((х-1)2+2)=2(х--1)2+4 Итак: х0=1; у0=4 ax2+bx+c=а(х2+ ==a(x2+2 )==a((x+ )2+ )== a(x+ )2+ Итак: X0= - Y0 =

Итак, формула для нахождения координат вершины параболы открыта учащимися.

Учитель подводит итог о разных способах «нахождения координат» главной точки параболы у = ах 2 + b + с – ее вершины: с помощью выделения квадрата двучлена и путем вычислений по формулам.

4. Закрепление учебного материала Цели для учащихся: Научиться применять формулы для нахождения координат вершины параболы. Выполнить самостоятельно тест с последующей самопроверкой. Цели для учителя: 1.Проследить все ли учащиеся умеют находить координаты вершины параболы по формуле. 2. Развивать навыки самоконтроля. 3.Оказать при необходимости помощь учащимся, работающим с опережением остальных. Форма: самостоятельная работа с последующей самопроверкой. Решение задач. 1.Укажите коэффициенты а, b, с квадратичного трехчлена и вычислите координаты вершины параболы. а) у = х 2 + 2 х – 3; б) у = –3 х 2 + 6 х + 9. 2.На рисунке изображены графики функций вида у = ах 2 + + с. Для каждого графика определите знаки коэффициентов а, b, с. а) б) в) г) Выполнение теста. Вариант I 1. Найдите координаты вершины параболы у = –2 х 2 + 8 х – 13. а) (–2; –5); в) (2; –7); б) (–2; –9); г) (2; –5). 2. Найдите множество значений функции у = х 2 + 3 х – 5. а) (–∞; –5]; в) (–∞; –7,25]; б) [–5; +∞); г) [–7,25; +∞). 3. Укажите график функции у = – х 2 + 4 х – 3. а) б) в) г) Вариант II 1. Найдите координаты вершины параболы у = 2 х 2 + 12 х + 15. а) (–6; 15); в) (3; 69); б) (–3; –6); г) (–3; –3). 2. Найдите множество значений функции у = – х 2 + 5 х – 2. а) (–∞; 4,25]; в) [–2; +∞); б) [4,25; +∞); г) (–∞; –2]. 3. Укажите график функции у = – х 2 – 2 х + 2. а) б) в) г) Для самопроверки   ответы к тесту: Вариант 1: 1) г 2) г 3) в Вариант 2: 1) г 2) а 3) б

 Задание: Прочитать п.7, выучить свойства и схему построения графика квадратичной функции, разобрать примеры п.7, посмотреть презентацию, проработать учебный материал, выполнить задания «Якласс».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: