Техника — 2 Содержание — 3
________________________________________________________________________________
Кровавой сечи отголосок,
Туманный полог распахнул,
Один ответ, и нет вопросов,
Волною травы колыхнул.
В миг тишины благоговейной,
Не даст уверенность кольчуга,
На бой святой, благословенный,
Сплочённой рати плечи друга.
Всех возрастов и всех сословий,
В тумане вырос копий строй,
Здесь смерть за жизнь, и нет условий,
И нету Родины другой.
Монахов чернь под блеск хоругви,
Багряно - красный Светлый Лик,
Единый стяг святой зарубы,
Под всхрап коня, да птичий крик.
Омыв росою, разнотравы
В тиши молитвы шелестя,
Благословив на бой кровавый,
Своё любимое дитя.
Крестьяне, ратники, монахи,
С одним копьём и топором,
Без лат, кольчуг, в простых рубахах,
Могучим встали здесь щитом.
***
Cтихотворение состоит из 6-ти строф (всего 24 строки).
1-я cтрофа — 4 строки, четверостишие.
Рифмы: отголосок — распахнул — вопросов — колыхнул.
Клаузулы: женск — мужск — женск — мужск
Рифмовка: ABAB — перекрёстная
|
|
2-я cтрофа — 4 строки, четверостишие.
Рифмы: благоговейной — кольчуга — благословенный — друга.
Клаузулы: женск — женск — женск — женск
Рифмовка: ABAB — перекрёстная
3-я cтрофа — 4 строки, четверостишие.
Рифмы: сословий — строй — условий — другой.
Клаузулы: женск — мужск — женск — мужск
Рифмовка: ABAB — перекрёстная
4-я cтрофа — 4 строки, четверостишие.
Рифмы: хоругви — Лик — зарубы — крик.
Клаузулы: женск — мужск — женск — мужск
Рифмовка: ABAB — перекрёстная
5-я cтрофа — 4 строки, четверостишие.
Рифмы: разнотравы — шелестя — кровавый — дитя.
Клаузулы: женск — мужск — женск — мужск
Рифмовка: ABAB — перекрёстная
6-я cтрофа — 4 строки, четверостишие.
Рифмы: монахи — топором — рубахах — щитом.
Клаузулы: женск — мужск — женск — мужск
Рифмовка: ABAB — перекрёстная
***
Кровавой сечи отголосок
-!-!- --!- (9 слогов)
Туманный полог распахнул
-!-!- --! (8 слогов)
Один ответ и нет вопросов
-! -!!! -!- (9 слогов)
Волною травы колыхнул
-!-!- --! (8 слогов)
В миг тишины благоговейной
! --! ---!- (9 слогов)
Не даст уверенность кольчуга
!! -!-- -!- (9 слогов)
На бой святой благословенный
!! -! ---!- (9 слогов)
Сплочённой рати плечи друга
-!-!-!-!- (9 слогов)
Всех возрастов и всех сословий
!!--!! -!- (9 слогов)
В тумане вырос копий строй
-!-!-!-! (8 слогов)
Здесь смерть за жизнь и нет условий
!!!!!! -!- (9 слогов)
И нету Родины другой
!!-!-- -! (8 слогов)
Монахов чернь под блеск хоругви
-!-!!! -!- (9 слогов)
Багряно красный Светлый Лик
-!-!-!-! (8 слогов)
Единый стяг святой зарубы
-!-! -! -!- (9 слогов)
Под всхрап коня да птичий крик
!! -!!!-! (8 слогов)
Омыв росою разнотравы
-! -!- --!- (9 слогов)
В тиши молитвы шелестя
-! -!- --! (8 слогов)
Благословив на бой кровавый
---!!! -!- (9 слогов)
Своё любимое дитя
-! -!-- -! (8 слогов)
Крестьяне ратники монахи
-!-!-- -!- (9 слогов)
С одним копьём и топором
-! -!! --! (8 слогов)
Без лат кольчуг в простых рубахах
!! -! -! -!- (9 слогов)
Могучим встали здесь щитом
-!-!-! -! (8 слогов)
|
|
***
кро-ВА/-вой СЕ/-чи от/-го-ЛО/-сок,
ту-МАН/-ный ПО/-лог рас/-пах-НУЛ/,
о-ДИН/ от-ВЕТ/, и НЕТ/ во-ПРО/-сов,
вол-НО/-ю тТРА/-вы ко/-лых-НУЛ/.
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с применением безударного пиррихия.
Ямб. В литературоведении под ямбом понимают стихотворную стопу, содержащую два слога, первый из которых является безударным, а второй – ударным. Представив стопу в виде схемы, где знаком «!» обозначается ударный слог, а «_» – безударный, получим такой вид: _!
Однако не всегда в поэтических произведениях, написанных ямбом, каждая строка подходит под подобное определение. Русский язык сам по себе таков, что один ударный слог приходится в среднем на три безударных. Таким образом, в стройном ряду ямбических стоп может оказаться такая, в которой оба слога являются безударными. Это явление называется пиррихий. Пиррихий – в силлабо-тоническом стихосложении стопа, состоящая из двух безударных слогов. Пиррихий возникает при пропуске схемного ударения.
Схема пиррихия: _ _
Схема первого катрена произведения выглядит таким образом:
_! / _! / _! / _! / _
_! / _! / _! / _! /
_! / _! / _! / _! / _
_! / _! / _! / _! /
***
В произведении использованы различные выразительные средства лексики:
- инверсия: в тумане вырос копий строй (Инверсия - это перестановка обычного (нейтрального) порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости, поэтической выразительности отдельных слов или придания всей фразе особой интонации, стилистической окраски, торжественности и возвышенности)
- метафора:
Кровавой сечи отголосок,
Туманный полог распахнул,
(Метафора - оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-либо аналогии, сходства, сравнения. Метафора формирует образное представление о мире, делает образ более ярким и наглядным)
- эпитет: кровавая сеча, туманный полог, бой святой, благословенный... (Эпитет - определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности.)
- антитеза: о дин ответ, и нет вопросов, здесь смерть за жизнь, монахов чернь под блеск хоругви (Антитеза - риторическое противопоставление, стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом)
- синекдоха:
Всех возрастов и всех сословий,
В тумане вырос копий строй
(Синекдоха - употребление названия целого вместо названия части, общего — вместо частного и наоборот)
И снова бы хотелось обратить внимание автора:
Если заглянуть в словарь русского языка, то вы увидите, что у слова «нету» есть помета «разговорное». Это означает, что «нету» можно использовать лишь в разговорной устной и письменной речи: в непринуждённом общении, в том числе и в переписке в мессенджерах. А вот нейтральным считается слово «нет»: с ним, как говорится, и в пир, и в мир, и в литературный язык.
***
Стихотворение написано со сбоем в клаузулах (второй катрен). Мы снижаем балл, дабы автор был более внимателен и более никогда не употреблял в литературном языке слово «нету» (если только оно не является частью стилистического приёма в каком-либо диалоге).
Благодаря использованию фигур речи автору удалось создать яркие, эмоциональные образы, сочетающиеся с главной идеей картины Александра Павловича Бубнова.
|
|
Итог:
Техника — 2 Содержание — 3
________________________________________________________________________________
Благодарим авторов за проделанную работу и желаем дальнейших творческих успехов!