Исак Ильич Левитан «Ночь. Берег реки. » (Конец 1890-х) - поэтическая дуэль

Исак Ильич Левитан «Ночь. Берег реки.» (Конец 1890-х) - поэтическая дуэль

 

Цвет ночи.

Ночь фиолетовые носит линзы,
Сквозь них - мир сияет оттенками.
Ночь - спокойна, совсем не капризна.
Все деревья стоят шеренгами –
Ровные, на подбор, будто стрижены,
Идеально сошлись в одну линию...
Все оттенки их - сильно сближены,
От сиреневого к темно-синему.
Будто в зеркало смотрятся в пруд,
Отражаясь одно за одним.
Друг за другом минуты идут,
И становится всё голубым.
То луна из-за тучи свечением
Озарила пустынный пейзаж.
Серебристым своим молочением
Превратила все виды в мираж.
Проявились тона изумрудные,
Пруд расплавленным оловом стал.
В нем разводы лавандово-мутные
На богатый похожи опал.
Берег ближний чернеет контрастно,
Как оправа изысканной броши....
Выйти в ночь, прогуляться – прекрасно.
Цвет у ночи – лилово-роскошный.

 

***

 

Cтихотворение состоит из 24 строк (многостишие)

 

Стихи астрофические (без разделения на строфы)

 

Рифмы:

линзы — оттенками — капризна — шеренгами

Клаузулы: женск — дактилич — женск — дактилич

Рифмовка: ABAB – перекрёстная

 

стрижены — линию — сближены — синему

Клаузулы: женск — дактилич — женск — дактилич

Рифмовка: ABAB – перекрёстная

 

пруд — одним — идут — голубым

Клаузулы: мужск — мужск — мужск — мужск

Рифмовка: ABAB – перекрёстная

 

свечением — пейзаж — молочением — мираж

Клаузулы: дактилич — мужск — дактилич — мужск 

Рифмовка: ABAB – перекрёстная

 

изумрудные — стал — мутные — опал

Клаузулы: дактилич — мужск — дактилич — мужск 

Рифмовка: ABAB – перекрёстная

 

контрастно — броши — прекрасно — роскошный

Клаузулы: женск — женск — женск — женск

Рифмовка: ABAB – перекрёстная

 

***

 

Ночь фиолетовые носит линзы
! --!---!-!- (11 слогов)
Сквозь них мир сияет оттенками
!!! -!- -!-- (10 слогов)
Ночь спокойна совсем не капризна
! -!-!-! -!- (10 слогов)
Все деревья стоят шеренгами
! -!- -! -!-- (10 слогов)
Ровные на подбор будто стрижены
!--! -!!-!-- (11 слогов)
Идеально сошлись в одну линию
--!- -! -!!-- (11 слогов)
Все оттенки их сильно сближены
! -!-!!-!-- (10 слогов)
От сиреневого к темно синему
! -!--- -!!-- (11 слогов)
Будто в зеркало смотрятся в пруд
!-!--!--! (9 слогов)
Отражаясь одно за одним
--!- -!! -! (9 слогов)
Друг за другом минуты идут
!! -! -!- -! (9 слогов)
И становится всё голубым
! -!--! --! (9 слогов)

То луна из за тучи свечением
! -!!!!- -!-- (11 слогов)
Озарила пустынный пейзаж
--!-!-- -! (9 слогов)
Серебристым своим молочением
--!- -! --!-- (11 слогов)
Превратила все виды в мираж
--!-!!- -! (9 слогов)
Проявились тона изумрудные
--!- -! --!-- (11 слогов)
Пруд расплавленным оловом стал
! -!--!--! (9 слогов)
В нем разводы лавандово мутные
! -!- -!--!-- (11 слогов)
На богатый похожи опал
! -!- -!- -! (9 слогов)
Берег ближний чернеет контрастно
!-!- -!- -!- (10 слогов)
Как оправа изысканной броши
! -!- -!--!- (10 слогов)
Выйти в ночь прогуляться прекрасно
!-! --!- -!- (10 слогов)
Цвет у ночи лилово роскошный
!! -! -!- -!- (10 слогов)

 

***

ночь фи/-о-ЛЕ/-то-вы/-е НО/-сит ЛИН/-зы,

сквозь НИХ/ мир си/-Я-ет/ от-ТЕН/-ка-ми.

ночь спо-кой-на, сов-сем не ка-приз-на.

все де-ревь-я сто-ят ше-рен-га-ми. 

 

Стихотворение написано пятистопным ямбом с применением безударного пиррихия. В произведении имеются сильные нарушения стопы, клаузул и ритма.

 

Ямб. В литературоведении под ямбом понимают стихотворную стопу, содержащую два слога, первый из которых является безударным, а второй – ударным. Представив стопу в виде схемы, где знаком «!» обозначается ударный слог, а «_» – безударный, получим такой вид: _!

 

Однако не всегда в поэтических произведениях, написанных ямбом или хоеем, каждая строка подходит под подобное определение. Русский язык сам по себе таков, что один ударный слог приходится в среднем на три безударных. Таким образом, в стройном ряду ямбических стоп может оказаться такая, в которой оба слога являются безударными. Это явление называется пиррихий. Пиррихий – в силлабо-тоническом стихосложении стопа, состоящая из двух безударных слогов. Пиррихий возникает при пропуске схемного ударения. 

Схема пиррихия: _ _

Важно отметить, что даже если в тексте произведения часто встречаются пиррихии, это не считается нарушением и не меняет размер стихотворения. Безударные стопы создают паузы и замедления, тем самым придавая ритму речи неравномерность, делая стихи больше похожими на живую и эмоциональную речь. Таким образом, пиррихий можно назвать эффективным средством воздействия на восприятие читателя.


Схема первого двустишия выглядит следующим образом.

 

_ _ / _! /_ _ /_! /_! / _

-! / _ _ /! _ / _! / _ _/ 

 

***

 

В произведении использованы различные выразительные средства лексики:

 

- инверсия: Проявились тона изумрудные  (Инверсия - это перестановка обычного (нейтрального) порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости, поэтической выразительности отдельных слов или придания всей фразе особой интонации, стилистической окраски, торжественности и возвышенности)

 

- метафора: Пруд расплавленным оловом стал (Метафора - оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-либо аналогии, сходства, сравнения. Метафора формирует образное представление о мире, делает образ более ярким и наглядным)

 

- эпитет: тона изумрудные, изысканная брошь, разводы лавандово-мутные, богатый опал,... (Эпитет - определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности.)

 

- олицетворение: Ночь фиолетовые носит линзы; Будто в зеркало смотрятся в пруд (Олицетворение - приписывание неодушевлённым предметам признаков и свойств живых существ)

 

***

 

Стихотворение написано с большим количеством слоговых, ритмических сбоев и нарушениях в клаузулах. Благодаря использованию фигур речи автору удалось создать яркие, эмоциональные образы, сочетающиеся с главной идеей картины.

 

Итог:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: