ТЕМА 6 Конституционно-правовой статус России

Занятие 1

Задача 1. Определением от 27 июня 2000 года № 92-0 Конституционный Суд Российской Федерации признал положение Конституции Республики Башкортостан, согласно которому земля, недра, природные богатства, другие ресурсы на территории Республики Башкортостан являются достоянием (собственностью) ее многонационального народа (часть первая статьи 10), не соответствующим Конституции Российской Федерации.

Каким нормам Конституции Российской Федерации не соответствует приведенная статья Конституции Республики Башкортостан?

Решение:

В соответствии со Статья 9 Конституции Российской Федерации в которой говорится:

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Значит, что народам, проживающим на территории того или иного субъекта РФ, должны быть гарантированы охрана и использование земли и других природных ресурсов как основы их жизни и деятельности

Конституция РФ не представляет обязательной передачи природных ресурсов в собственность субъектов, и не дает полномочий по разграничению собственности на эти ресурсы

Противоречащие статьям: 76 (ч.2 и ч.5), 72, 36, 15(ч.1), 9, 4(ч.1 и ч.2)

 

Задача 2. Решением суда отказано в удовлетворении жалобы заявителя о признании недействительной нормы Конституции субъекта Российской Федерации, согласно которой президентом субъекта Российской Федерации может быть избран гражданин, владеющий русским языком и государственным языком этого субъекта Российской Федерации. При этом суд сослался на ч. 1 и 2 ст. 68 Конституции РФ, устанавливающие, что государственным языком Российской Федерации на всей территории является русский язык, а республики вправе устанавливать свои государственные языки.

Обосновано ли решение суда?

Решение:

По статье 68 Конституции РФ.

1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.

2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.

3. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

И если мы обратимся к статье 72 Конституции РФ к пункту (а) в котором говорится что Конституция РФ дает Обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Можно сделать вывод что, решение суда обосновано, так как Конституция субъектов РФ не должна противоречить Конституции РФ.

 

Занятие 2

Асимметричная федерация — федерация, которая характеризуется разностатусностью субъектов. (Индия, Канада, Россия)

Третья модель асимметричной федерации (формальная асимметрия) подразумевает легально закрепленное в конституциях или иных нормативных правовых актах неравноправие субъектов федерации. Типичным примером такой формы асимметрии является Российская Федерация, включающая 83субъекта. При этом согласно ч. 1 ст. 5 Конституции РФ Россия состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.

Симметричная федерация – это федерация, основной чертой которой является равноправие всех округов, находящихся на ее территории. Отдельные регионы и республики однородны по своей природе и имеют равный статус друг перед другом. Обычно субъекты в стране имеют идентичное название, например, округ или край. В них работает одна и та же система власти, без каких-либо региональных отличий. Уровень развития

субъектов находится примерно на одинаковом уровне, как и отдельные сферы жизнедеятельности.

Асимметричная федерация — федерация, которая характеризуется разностатусностью субъектов. (Пример: Санкт-Петербург имеет статус города федерального значения, а Лен. область имеет статус субъекта РФ)

Федерализм- это основной принцип федерации, признание политическим идеалом федеративной организации государства, стремление либо объединить несколько отдельных государств (стран) в одну федерацию, либо обратить унитарное государство в федеративное. (Россия, Австрия)

 

Задание3

Глобализа́ция — процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации

 

Глобализация является характерной чертой процессов изменения структуры мирового хозяйства, понимаемого как совокупность национальных хозяйств, связанных друг с другом системой международного разделения труда, экономических и политических отношений, путём включения в мировой рынок и тесного переплетения экономики на основе транснационализации и регионализации. На этой базе происходит формирование единой мировой сетевой рыночной экономики — геоэкономики и её инфраструктуры, разрушения национального суверенитета государств, являвшихся главными действующими лицами международных отношений на протяжении многих веков. Процесс глобализации есть следствие эволюции государственно оформленных рыночных систем

 

Задние 4

Задача 1.

Конституция одной из республик - субъектов Российской Федерации - предусматривает создание таможен на границах этой республики с другими субъектами Российской Федерации. Соответствует ли данное положение Конституции РФ?

Ответ:

Не соответствует положениям конституции т.к. Республика имеет административную внутреннюю границу, отделяющую ее от других субъектов. Она может иметь и внешнюю границу, отделяющую ее от иностранных государств. Внешняя граница республики является вместе с тем Государственной границей. РФ

Территория республики – пространственный предел ее власти.

 

Задача 2.

 

Депутаты представительного (законодательного) органа одной из областей - субъектов Российской Федерации - предложили внести в Устав области следующее положение: «Глава субъекта назначает министра экономики области с согласия представительного (законодательного) органа области. Законодательный (представительный) орган области вправе выразить недоверие министру экономики, что влечет немедленное освобождение его от этой должности».

Соответствует ли данное положение законодательству Российской Федерации?

Ответ:

По 184 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ» данное положение соответствует законодательству, а именно по ст17 п7 высшее должностное лицо субъекта РФ формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ в соответствии с законодательством субъекта РФ и принимает решение об отставке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ

 

 

ТЕМА 7

 

Задание 1

 

Тема 7.

Занятие 1. Виды субъектов РФ (2ч.).

Задание:

Составить таблицу субъектов Российской Федерации в том же порядке, в котором они перечислены в статье 65 Конституции Российской Федерации (не рекомендую искать в интернете, так как часто данные там устаревшие, что приведет к неудовлетворительной оценке обучающегося).

№ п/п Область Республика Край Автономный округ Город федерального значения Автономная область
  Амурская Адыгея (Адыгея) Алтайский Ненецкий Москва Еврейская
  Архангельская Алтай Забайкальский Ханты-Мансийский Санкт-Петербург  
  Астраханская Башкортостан Камчатский Чукотский Севастополь  
  Белгородская Бурятия Краснодарский Ямало-Ненецкий    
  Брянская Дагестан Красноярский      
  Владимирская Ингушетия Пермский      
  Волгоградская Кабардино-Балкарская Приморский      
  Вологодская Калмыкия Ставропольский      
  Воронежская Карачаево-Черкесская Хабаровский      
  Ивановская Карелия        
  Иркутская Коми        
  Калининградская Крым        
  Калужская Марий Эл        
  Кемеровская Мордовия        
  Кировская Саха (Якутия)        
  Костромская Северная Осетия - Алания        
  Курганская Татарстан (Татарстан)        
  Курская Тыва        
  Ленинградская Удмуртская        
  Липецкая Хакасия        
  Магаданская Чеченская        
  Московская Чувашская(Чувашия)        
  Мурманская          
  Нижегородская          
  Новгородская          
  Новосибирская          
  Омская          
  Оренбургская          
  Орловская          
  Пензенская          
  Псковская          
  Ростовская          
  Рязанская          
  Самарская          
  Саратовская          
  Сахалинская          
  Свердловская          
  Смоленская          
  Тамбовская          
  Тверская          
  Томская          
  Тульская          
  Тюменская          
  Ульяновская          
  Челябинская          
  Ярославская          

 

 

Занятие 2. Конституционно-правовой статус субъектов РФ (2ч.).

Задание 1: изучите таблицу, представленную ниже.

Республика охарактеризована в Конституции Российской Федерации как «государство» (часть 2 статьи 5); статус определяется Конституцией Российской Федерации и своей конституцией (часть 2 статьи 5, часть 1 статьи 66); вправе устанавливать свои государственные языки, которые употребляются наряду с русским языком в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик (часть 2 статьи 68).
Край, область, город федерального значения статус определяется Конституцией Российской Федерации и своим уставом, принимаемым краевым (областным, городским) законодательным (представительным) органом (часть 2 статьи 5, часть 2 статьи 66).
Автономная область статус определяется Конституцией Российской Федерации и своим уставом, принимаемым законодательным (представительным) органом автономной области (часть 2 статьи 5, часть 2 статьи 66); может быть принят федеральный закон об автономной области (часть 3 статьи 66).
Автономный округ статус определяется Конституцией Российской Федерации и своим уставом, принимаемым законодательным (представительным) органом автономного округа (часть 2 статьи 5, часть 2 статьи 66); может быть принят федеральный закон об автономном округе (часть 3 статьи 66); отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между соответствующим автономным округом и краем или областью (часть 4 статьи 66)

 

Задание 2

 

Республики в составе РФ в своих конституциях зафиксировали наличие государственного суверенитета. Президент РФ предложил исключить данную норму из конституций республик. Однако, профессор Н. А. Ушаков (Институт государства и права РАН) утверждал, что Президент не прав, а республика обладает суверенитетом, т. к. в ст. 5 Конституции РФ указано, что она является государством.

Оцените ситуацию с правовой точки зрения. Кто прав в данном споре?

Если ссылаться на статью 134 и 135 Конституции РФ, то что Президент может предложить о поправке Конституции, но ему могут отказать высших органах власти т.к п.2 статье 5 Конституции РФ республика является государственным суверенитетом и имеет внешний суверенитет, она обладает независимостью от других государств.

В этой данной ситуации будет прав профессор Н.А Ушаков.

 

 

Задание 3 Конституционно-правовой статус субъектов РФ

 

1. В уставе субъекта Российской Федерации закреплена норма, предусматривающая принятие совместных постановлений законодательным (представительным) органом власти субъекта Российской Федерации и главой исполнительной власти этого субъекта Российской Федерации – совместных постановлений областной Думы и главы администрации области.

Соответствует ли указанная норма действующему законодательству?

Ответ:

Данная норма не соответствует действующему законодательству, т.к. нарушается статья 10 Конституции РФ

2. Прокурор Ленинградской области внес представление в Законодательное собрание и губернатору области, требуя разработать и утвердить, как это предусмотрено Конституцией РФ и Федеральным законом “Об общих принципах организации представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ”, Устав области. Действующий Устав, по мнению прокурора, таковым не может считаться, поскольку он принят в форме обычного закона Ленинградской области, тогда как Устав должен отличаться по форме от иных законодательных актов.

Каковы особенности формы Конституции (Устава)? Какое решение должно быть принято по представлению прокурора?

Ответ:

Прокурором будет принят отказ по ст71 конституции РФ. Устав Лен. обл. не противоречит Конституции РФ.

 

Задание 4 Федеральные округа в Российской Федерации

 

Представитель Президента РФ в Поволжском федеральном округе потребовал от руководителя одного из деревообрабатывающих предприятий (акционерное общество без участия государства), находящегося на территории Астраханской области, допустить назначенную Полномочным Представителем комиссию к обследованию производственных помещений в связи с инспектированием состояния деревообрабатывающей промышленности региона. Директор предприятия отказал, ссылаясь на отсутствие у комиссии необходимых полномочий и в связи с опасением разглашения некоторых сведений, составляющих коммерческую тайну.

Правомерен ли отказ? Какие права предоставлены полномочным представителям Президента РФ в федеральных округах?

Ответ:

Отказ будет являться правомерным соответствии с Указом Президента от 13.05.2000 №849 «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе». Представитель президента имеет право доступа в любые организации находящиеся в федеральном округе.

 

ТЕМА 8

 

Задача

ЗАДАЧА 1

 

В ходе переговоров с Международным Банком Реконструкции и Развития о предоставлении Российской Федерации крупного кредита со стороны Банка было выдвинуто условие о предоставлении Федеральному Собранию возможности контролировать условия и порядок управления государственной собственностью РФ, в том числе участие РФ в торгах на фондовых биржах, вложение средств в ценные бумаги и т.д. Российская сторона заявила, что такое условие не может быть выполнено ввиду противоречия Конституции РФ. Конституция наделяет Федеральное Собрание статусом законодательного органа и предоставляет ему лишь некоторые контрольные полномочия по проверке исполнения органами исполнительной власти принятого парламентом бюджета. Предоставление Федеральному Собранию дополнительных контрольных полномочий противоречило бы конституционным принципам построения системы органов государственной власти.

Каково место Федерального Собрания в системе федеральных органов государственной власти? Каковы функции парламента в демократическом государстве? Возможно ли выполнение условия Международного Банка?

Решение:

Согласно ст. 94 Конституции РФ – Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской Федерации. В части 1 ст. 11 Конституции РФ прямо указанно на то, что Федеральное Собрание является одним из органов, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации. Исходя из того, что данная статья расположена в гл. 1 “Основы конституционного строя”, изменить положение Федерального Собрания в системе органов государственной власти можно только через изменение самой Конституции РФ. Прочное положение Федерального Собрания, таким образом, обеспеченно наивысшей конституционно – правовой гарантией – настолько сильной, что само Федеральное Собрание не вправе пересмотреть свое положение (данное положение закреплено в части 1 ст. 135 Конституции РФ).

Исходя из ст. 94 Конституции РФ, также можно сделать вывод, что Федеральное Собрание, как представительный орган, выступает в роли представителя и выражает интересы всех граждан Российской Федерации, непосредственно через депутатов Государственной Думы – представляющих интересы своих избирателей, а также через членов Совета Федерации – являющихся представителями субъектов Российской Федерации.

При демократическом государственном строе высшим представительным и законодательным органом является парламент. Он представляет суверенитет народа, и только он один правомочен выражать волю народа в форме закона.

Согласно условиям задачи выполнение условия Международного Банка возможно, так как Федеральное Собрание РФ это законодательный орган (Парламент РФ) - глава 4 Конституции РФ.

 БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 169. Общие положения

1.Проект бюджета составляется на основе прогноза социально-экономического развития в целях финансового обеспечения расходных обязательств.

2. Проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с положениями настоящего Кодекса.

Статья 171. Органы, осуществляющие составление проектов бюджетов

 1. Составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местных администраций муниципальных образований.

 Статья 101

5. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

 

 

ТЕМА 9

Задание 1

 

«Можно ли сказать, что Конституция РФ следует правилу «разделения государственных ветвей власти по вертикали»?

 

Статья 10 Конституции Российской Федерации закрепляет «горизонтальное» разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной властей.

 

Для федеративных государств, таких, как Россия, помимо горизонтального разделения властей, свойственно и вертикальное деление власти, т.е. деление на двухуровневую систему, в которую входят федеральная власть и власть в субъектах Федерации.

 

Задание 2

 

«Что такое избирательная система?»

 

Избирательная система — набор правил, методов, процессов и расчётов, а также правовых норм в деле выборов, обеспечивающих и регулирующих легитимное избрание граждан на какие-либо государственные должности, формирование органов публичной власти путём их избрания при голосовании избирателей, выборщиков.

 

Задание 3

 

«После подсчета голосов председатель участковой избирательной комиссии попросил членов комиссии и наблюдателей помочь перенести бюллетени в автомашину для отправки их в территориальную комиссию.»

 

«Нарушены ли требования закона? Изменится ли решение, если бюллетени находятся в закрытых и опечатанных ящиках?»

 

Требования Закона нарушены. В соответствии с п.23 ст. 68 Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 N 67-ФЗ. Бюллетени должны быть упакованы и доставлены в точку сбора в соответствии с Законом. Если бюллетени находятся в закрытых и опечатанных ящиках, то решение изменится, т.к. это будет соответствовать ФЗ-№67. Во втором случае бюллетени находятся в надлежащем виде для транспортировки в территориальную комиссию, поэтому решение измениться, т.к. простой перенос бюллетени в машину не исключает утери

 

Тема 10 (Занятие 1).

 

После 3-х кратного отклонения предложенной кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ Иванова С.К. Президент не распустил Государственную Думу, а начал вести переговоры с лидерами депутатских фракций и в результате предложил новую кандидатуру, которая и была утверждена Государственной Думой.

 

Вправе ли Президент РФ трижды предлагать для утверждения Государственной Думы одну и ту же кандидатуру? Приведите правовые аргументы со ссылками на действующие правовые акты в обоснование своей позиции. Вправе ли Государственная Дума утвердить четвертую по счету кандидатуру на должность Председателя Правительства, или она должна потребовать роспуска?

 

Решение: на основании Постановления Конституционного Суда РФ от 11 декабря 1998 г. № 28-П «По делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации» Президент Российской Федерации при внесении в Государственную Думу предложений о кандидатурах на должность Председателя Правительства Российской Федерации вправе представлять одного и того же кандидата дважды или трижды либо представлять каждый раз нового кандидата. Также в соответствии с ч. 4 ст. 111 Конституции РФ после трехкратного отклонения Государственной думой представленных Президентом РФ кандидатур Председателя Правительства РФ — независимо от того, представлялся ли каждый раз новый кандидат, либо один и тот же кандидат дважды или трижды, Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, а Государственная Дума подлежит роспуску и назначаются новые выборы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: