Учитель: Куприч Н. В. Класс. Русский язык. Нормы согласования, управления, лексической сочетаемости слов

Учитель: Куприч Н.В.

09.11.2021

8 класс. Русский язык.

Тема урока: Культура речи. Правильное употребление форм зависимого слова при согласовании и управлении, использование в речи синонимических по значению словосочетаний.

- Сегодня мы продолжим работать над темой СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.

Задание 1. Повторите виды словосочетаний.

Именные:

  1. Главное слово – существительное: полёт космонавта;
  2. Главное слово – прилагательное: полный энергии
  3. Главное слово – числительное: первый в классе
  4. Главное слово – местоимение: кто-то из вас

Глагольные:

  1. Главное слово – глагол: иду на грозу
  2. Главное слово – деепричастие: придя в школу
  3. Главное слово – причастие.

Наречные – такие словосочетания, где главное слово – наречие.

Очень быстро, стыдно за тебя.

 

Задание 2. Перепишите, над главным словом поставьте крестик, поставьте вопрос к зависимому слову. Укажите вид словосочетаний. Фразеологизмы подчеркните. Что они обозначают?

Принять участие, а(п,пп)лодировать режи(с,сс)еру, лебеди(н,нн)ая песня, задумч…вый в…гляд, рассмотреть и(л,лл)юстрации, голубая кровь, оказать влияние, верста коломенская, од…ржать победу, импров…зировать на реп…тици…, дать согласие, пр…водить в изумление, окружить заботой, изящ…ная словес…ность.

 

- В нашем языке есть словосочетания, различные по строению, но близкие по значению. Их называют синонимичными. Например:

Рассказывать с увлечением (управлен.) - рассказывать увлечённо (примыкан.)

Тишина ночи (упр.) - ночная тишина (согл.)

Вода из родника (упр.) – родниковая вода (согл.)

НОРМЫ СОГЛАСОВАНИЯ, УПРАВЛЕНИЯ, ЛЕКСИЧЕСКОЙ СОЧЕТАЕМОСТИ СЛОВ

- А теперь нам необходимо вспомнить о нормах сочетания слов, о правильном выборе падежной формы управляемого слова, предложно-падежной форме управляемого существительного.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: