Музыкальная литература 1 класс (6-летнее обучение). Дата и время урока: 02. 10. 2021, суббота, 11:45-12:55

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1 класс (6-летнее обучение). Дата и время урока: 02.10.2021, суббота, 11:45-12:55.

Тема урока: Элементы музыкального языка: гармония, фактура.

Задания:

1. Ознакомиться с конспектом.

2. Сделать краткие записи в тетради.

3. Определить элементы музыкального языка в одной из пьес по специальности. Письменную работу прислать на проверку по Вайберу: 071-409-33-93.

 

Как вы уже знаете, создавая музыку, композиторы пользуются определёнными средствами музыкальной выразительности (их называют также элементами музыкального языка), с помощью которых они могут выражать то или иное настроение, создавать разные музыкальные образы. 

К главным средствам музыкальной выразительности относятся: мелодия, гармония, лад, ритм, метр, темп, тембр, регистр, динамика, фактура, артикуляция (штрихи), интонация.

Лад («порядок», «мир», «стройность», «согласованность») – приятная для слуха согласованность звуков, система высотных взаимосвязей устойчивых и неустойчивых звуков.

Лад влияет на характер музыки, придает ей эмоциональную окраску. Традиционно считается, что музыка, написанная в мажоре, – светлая, бодрая,

весёлая, радостная.

 

Мажор от латинского durus – твёрдый

 

А минорная музыка – грустная, задумчивая, лирическая.

 

Минорот латинского mollis – мягкий

 

Жил да был один синьор,                  Рядом жил другой синьор,

Имя он носил Мажор.                        Назывался он Минор.

Улыбался, хохотал,                            Часто плакал он, грустил,

Никогда не унывал.                            Не смеялся, не шутил.

 

                              Два соседа дружно жили,

                              Оба музыке служили,

                              Только каждый – как умел,

                              У обоих – куча дел.

    Настроение в музыке определяется не только ладом, но и темпом, ритмом, динамикой. И все же лад играет важнейшую роль.

Иногда в музыке одна и та же мелодия звучит вначале в мажоре, а затем в миноре, или наоборот, отражая переменчивость настроения. Такой лад называется переменным. (Белорусская песня «На зеленом лугу»; чешская песня «Жучка»).

Дмитрий Кабалевский (1904-1987) – русский композитор ХХ века, дирижёр, пианист, педагог. Написал много фортепианных пьес для детей. В пьесе «Клоуны» лад изменяется на каждую долю такта.

 

     Мажор и минор имеют разновидности: натуральный, гармонический, мелодический; придают окраску пентатонике (5-ступенным звукорядам) и 7-ступенным ладам народной музыки.

В музыке бывают и другие звукоряды: целотонный, хроматический. В ХХ столетии появилась атональная музыка, лад которой невозможно определить.

 

Михаил Глинка (1804-1857) – классик русской музыки, выдающийся композитор, педагог первой половины ХIХ столетия.

В опере «Руслан и Людмила» для характеристики злого колдуна Черномора композитор использовал целотонную гамму. В сцене похищения Людмилы Черномором звучание музыки становится зловеще фантастическим…

 

Динамика, динамические оттенки или нюансы – все они связаны в музыке с разными уровнями силы звучания и придают исполнению музыкальных произведений выразительность и напряженность. Динамические оттенки обозначаются в нотах итальянскими буквами или специальными значками. Основных динамических оттенков два: форте – громко и пиано – тихо.

обозначение транскрипция перевод
f форте громко
ff фортиссимо очень громко
mf меццо форте не очень громко
mp меццо пиано не очень тихо
p пиано тихо
pp пианиссимо очень тихо
crescendo крещендо постепенное усиление звука
diminuendo диминуэндо постепенное уменьшение звука
sf сфорцандо внезапно громко

 

 

Каждый музыкальный инструмент или певческий голос имеет свой диапазон – звучание в пределах от самого низкого до самого высокого звука.

Часть диапазона называется регистр. Всего их три: нижний, средний и верхний. Нижний регистр звучит насыщенно, густо, средний – мягко, напевно, а высокий – прозрачно, звонко. Деление на регистры зачастую бывает достаточно условно.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: