Медленные темпы. Умеренные темпы. Быстрые темпы. УРОК 4. Мелодия, штрихи, тембр. Типы мелодии

Медленные темпы

Largo Larghetto Lento Adagio Grave  лярго ляргетто ленто адажио граве широко, очень медленно важно, сдержанно протяжно спокойно, медленно тяжело

Умеренные темпы

Andante Andantino Moderato Sostenuto Allegretto анданте андантино модерато состенуто аллегретто спокойно, не спеша быстрее, чем анданте умеренно сдержанно оживленно  

Быстрые темпы

Allegro Vivo, Vivace Presto Prestissimo аллегро виво, виваче престо престиссимо скоро живо быстро очень быстро

 

     Кроме обозначения скорости исполнения композиторы часто используют обозначения характера исполнения:

 

итальянский термин транскрипция перевод
Agitato Animato Brilliante Cantabile Dolce Energico Grazioso Grandioso Giocoso Maestoso Risoluto аджитато анимато бриллианте кантабиле дольче энерджико грациозо грандиозо джиокозо маестозо ризолюто взволнованно воодушевлённо блестяще певуче нежно энергично утончённо величественно игриво, весело торжественно решительно

УРОК 4. Мелодия, штрихи, тембр

Мелодия – одно из главных выразительных средств музыки.

Мелодия – законченная музыкальная мысль, выраженная одноголосно, которая содержит эмоцию и воплощает музыкальный образ.

Музыкальный образ – это то, что мы чувствуем или представляем себе, слушая музыку. Музыкальный образ может быть лирическим, героическим, драматическим, эпическим, а по содержанию – образ-настроение, образ-портрет, образ-пейзаж, образ-сцена, образ-действие.

В каждой мелодии есть свой неповторимый мелодический рисунок, который называется мелодической линией. Мелодические линии аналогичны живописным линиям и представлены различными видами мелодического движения:

- повторность одного звука – горизонтальная линия;

- плавное поступенное движение в одном направлении – наклонная линия;

- скачкообразное движение – острые линии;

- волнообразное движение.

Чаще всего в одном произведении встречаются различные типы мелодии, при преобладании какого-то одного.

Типы мелодии

кантилена (вокальная мелодия) речитатив (мелодия, похожая на челочеческую речь) инструментальная мелодия
от итальянского сantilena – «пение»: напевная, протяжная,  широкого дыхания, большого диапазона, спокойный темп, плавный ритм от латинского recitare – «читать вслух»: мелодия близка речи, полупение, полуговор, читать нараспев   виртуозная пьеса,  очень быстрый темп, сложный ритм, обилие украшений (мелизмов), большой диапазон
преобладает плавное поступенное движение, широкие скачки с заполнением повторность одного звука мелкими длительностями, скачки стремительное движение в одном направлении, беспрерывно-вращательное движение

 

Прикосновение пальцев к клавишам, струнам инструмента может быть мягким, резким, крепким… Звукоизвлечение, дыхание у вокалиста или исполнителя на духовом инструменте также может значительно отличатся по манере. Всё это – артикуляция(от латинского – чёткое, выразительное произношение), или, как её еще называют – штрихи – способ исполнения звуков исполнителем.

Некоторые из штрихов:

 

термин графическое обозначение транскрипция перевод
Legato легато связно
Non legato      нон легато раздельно
Marcato                          маркато подчеркивая
Staccato стаккато кратко, отрывисто
Glissando   глиссандо скользя
Pizzicato   пиццикато щипком по струнам

Тембр – это окраска звука, его индивидуальная особенность, которая присуща каждому голосу человека или музыкальному инструменту. Тембр, наряду с другими элементами музыкального языка, играет важную роль в создании музыккального образа произведения.

 

 

УРОК 5. Гармония, фактура

 

Гармония (от греческого – связь, порядок, стройность, согласованность) – последовательность аккордов, украшающих мелодию.

Она является одним из главных средств выразительности, придаёт музыке красочность, несёт большую смысловую и эмоциональную нагрузку. Иногда гармония играет даже большую роль, чем мелодия. Ярким примером могут служить прелюдии Фридерика Шопена. Например, в Прелюдии до минор мелодия «сливается» с гармонией, она представлена верхними звуками аккордов, и общее настроение создает именно гармония. А в Прелюдии ми минор статичную мелодию, построенную на однообразном повторении двух соседних звуков, дополняют выразительные и разнообразные гармонии в сопровождении, создавая неповторимую окраску, настроение, эффект напряжения и взволнованного движения музыки.

Говоря о красоте созвучий, мы упоминаем консонанс и диссонанс. Приятное для слуха сочетание звуков в аккорде называется консонансом, а резкое, неприятное звучание – диссонансом.

ХХ век обогатил музыку новым звучанием – появились «кластерные» гармонии. Кластеры – это гармонические «кляксы», создающие яркий звуковой эффект (как в пьесе Жанны Колодуб «Тролль»).

Тролли – сверхъестественные, существа из Скандинавской мифологии – уродливые великаны с огромным носом, обычно враждебные людям.

В сказках тролли бывают не только огромными гигантами, но и маленькими, похожими на гномов существами, живущими в пещерах. Таких троллей называют лесными.

        

С гармонией тесно связана фактура, или музыкальная ткань.

Фактура(от латинского – строение) – совокупность всех голосов в одновременном звучании «по горизонтали» и «вертикали». Иногда фактура бывает унисонной.   

Александр Бородин (1833-1887) – один из ведущих русских композиторов ХIХ столетия, учёный-химик, врач, обладал литературным талантом. Центральное место в его симфоническом творчестве занимает Симфония № 2 «Богатырская».              

Первая часть симфонии начинается мощным унисоном, когда все струнно-смычковые инструменты играют одну и ту же тему в октавном изложении (каждый инструмент в своем регистре), создавая образ могучей силы и богатырской мощи.

Гомофонно-гармоническая фактура представляет собой мелодию с аккордовым сопровождением. Такая фактура получила наибольшее распространение в музыке.

Встречается фактура в виде аккордов без выделенной мелодии, тогда она называется аккордовой (Ф. Шопен. Прелюдия до минор № 20).

Иногда аккорды представлены в виде арпеджио, такое изложение называется гармонической фигурацией (И. С. Бах. Прелюдия № 1 До мажор из первого тома ХТК).

    Отдельным видом фактуры, которая доминировала в эпоху барокко, была полифония (многоголосие), представленная равнозначными мелодическими голосами. Их количество колебалось от двух до четырёх. Примером могут служить инвенции и фуги И. С. Баха, старинные танцы из танцевальных сюит И. С. Баха, Г. Ф. Генделя и других композиторов ХVIII столетия.

 

 




double arrow
Сейчас читают про: