Медленные темпы
Умеренные темпы
Быстрые темпы
Кроме обозначения скорости исполнения композиторы часто используют обозначения характера исполнения:
| итальянский термин | транскрипция | перевод |
| Agitato Animato Brilliante Cantabile Dolce Energico Grazioso Grandioso Giocoso Maestoso Risoluto | аджитато анимато бриллианте кантабиле дольче энерджико грациозо грандиозо джиокозо маестозо ризолюто | взволнованно воодушевлённо блестяще певуче нежно энергично утончённо величественно игриво, весело торжественно решительно |
УРОК 4. Мелодия, штрихи, тембр
Мелодия – одно из главных выразительных средств музыки.
Мелодия – законченная музыкальная мысль, выраженная одноголосно, которая содержит эмоцию и воплощает музыкальный образ.
Музыкальный образ – это то, что мы чувствуем или представляем себе, слушая музыку. Музыкальный образ может быть лирическим, героическим, драматическим, эпическим, а по содержанию – образ-настроение, образ-портрет, образ-пейзаж, образ-сцена, образ-действие.
В каждой мелодии есть свой неповторимый мелодический рисунок, который называется мелодической линией. Мелодические линии аналогичны живописным линиям и представлены различными видами мелодического движения:
- повторность одного звука – горизонтальная линия;
- плавное поступенное движение в одном направлении – наклонная линия;
- скачкообразное движение – острые линии;
- волнообразное движение.
Чаще всего в одном произведении встречаются различные типы мелодии, при преобладании какого-то одного.
Типы мелодии
| кантилена (вокальная мелодия) | речитатив (мелодия, похожая на челочеческую речь) | инструментальная мелодия |
| от итальянского сantilena – «пение»: напевная, протяжная, широкого дыхания, большого диапазона, спокойный темп, плавный ритм | от латинского recitare – «читать вслух»: мелодия близка речи, полупение, полуговор, читать нараспев | виртуозная пьеса, очень быстрый темп, сложный ритм, обилие украшений (мелизмов), большой диапазон |
| преобладает плавное поступенное движение, широкие скачки с заполнением | повторность одного звука мелкими длительностями, скачки | стремительное движение в одном направлении, беспрерывно-вращательное движение |
Прикосновение пальцев к клавишам, струнам инструмента может быть мягким, резким, крепким… Звукоизвлечение, дыхание у вокалиста или исполнителя на духовом инструменте также может значительно отличатся по манере. Всё это – артикуляция(от латинского – чёткое, выразительное произношение), или, как её еще называют – штрихи – способ исполнения звуков исполнителем.
Некоторые из штрихов:
| термин | графическое обозначение | транскрипция | перевод |
| Legato |
| легато | связно |
| Non legato |
| нон легато | раздельно |
| Marcato |
| маркато | подчеркивая |
| Staccato |
| стаккато | кратко, отрывисто |
| Glissando | глиссандо | скользя | |
| Pizzicato | пиццикато | щипком по струнам |
Тембр – это окраска звука, его индивидуальная особенность, которая присуща каждому голосу человека или музыкальному инструменту. Тембр, наряду с другими элементами музыкального языка, играет важную роль в создании музыккального образа произведения.
УРОК 5. Гармония, фактура
Гармония (от греческого – связь, порядок, стройность, согласованность) – последовательность аккордов, украшающих мелодию.
Она является одним из главных средств выразительности, придаёт музыке красочность, несёт большую смысловую и эмоциональную нагрузку. Иногда гармония играет даже большую роль, чем мелодия. Ярким примером могут служить прелюдии Фридерика Шопена. Например, в Прелюдии до минор мелодия «сливается» с гармонией, она представлена верхними звуками аккордов, и общее настроение создает именно гармония. А в Прелюдии ми минор статичную мелодию, построенную на однообразном повторении двух соседних звуков, дополняют выразительные и разнообразные гармонии в сопровождении, создавая неповторимую окраску, настроение, эффект напряжения и взволнованного движения музыки.
Говоря о красоте созвучий, мы упоминаем консонанс и диссонанс. Приятное для слуха сочетание звуков в аккорде называется консонансом, а резкое, неприятное звучание – диссонансом.
ХХ век обогатил музыку новым звучанием – появились «кластерные» гармонии. Кластеры – это гармонические «кляксы», создающие яркий звуковой эффект (как в пьесе Жанны Колодуб «Тролль»).
Тролли – сверхъестественные, существа из Скандинавской мифологии – уродливые великаны с огромным носом, обычно враждебные людям.
В сказках тролли бывают не только огромными гигантами, но и маленькими, похожими на гномов существами, живущими в пещерах. Таких троллей называют лесными.
С гармонией тесно связана фактура, или музыкальная ткань.
Фактура(от латинского – строение) – совокупность всех голосов в одновременном звучании «по горизонтали» и «вертикали». Иногда фактура бывает унисонной.
Александр Бородин (1833-1887) – один из ведущих русских композиторов ХIХ столетия, учёный-химик, врач, обладал литературным талантом. Центральное место в его симфоническом творчестве занимает Симфония № 2 «Богатырская».
Первая часть симфонии начинается мощным унисоном, когда все струнно-смычковые инструменты играют одну и ту же тему в октавном изложении (каждый инструмент в своем регистре), создавая образ могучей силы и богатырской мощи.
Гомофонно-гармоническая фактура представляет собой мелодию с аккордовым сопровождением. Такая фактура получила наибольшее распространение в музыке.
Встречается фактура в виде аккордов без выделенной мелодии, тогда она называется аккордовой (Ф. Шопен. Прелюдия до минор № 20).
Иногда аккорды представлены в виде арпеджио, такое изложение называется гармонической фигурацией (И. С. Бах. Прелюдия № 1 До мажор из первого тома ХТК).
Отдельным видом фактуры, которая доминировала в эпоху барокко, была полифония (многоголосие), представленная равнозначными мелодическими голосами. Их количество колебалось от двух до четырёх. Примером могут служить инвенции и фуги И. С. Баха, старинные танцы из танцевальных сюит И. С. Баха, Г. Ф. Генделя и других композиторов ХVIII столетия.






