— это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др. Суть образной памяти заключается в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений. Характеризуя образную память, следует иметь в виду все те особенности, которые характерны для представлений, и прежде всего их бледность, фрагментарность и неустойчивость. Эти характеристики присущи и для данного вида памяти, поэтому воспроизведение воспринятого раньше нередко расходится со своим оригиналом. Причем с течением времени эти различия могут существенно углубляться.
Виды образной памяти:
è Эйдетическая п.: лежит в основе многих творческих профессий. Эйдетические образы, или наглядные образы памяти – это результат возбуждения органов чувств внешними раздражителями. Эйдетические образы похожи на представление тем, что возникают в отсутствие предмета, но характеризуются такой детализированной наглядностью, которая совершенно недоступна обычному представлению. Люди с эйдетической памятью значительно лучше воспринимают и перерабатывают образную информацию.
è Зрительная п.: в основе – зрительные эталоны, образы. Отличительные особенности: в памяти происходит некая трансформация образа, предмета, упрощение, опущение деталей, преобразование формы, цвета => потеря информации, но с другой стороны – обобщение инф., образуется некая схема, образ символизируется.
è Слуховая п.: в ней доминирует инф. с помощью слуховых ощущений. Делится на: музыкальную п., речевую п., память на звуки. Музыкальная память проявляется уже в детстве (Чайковский, Моцарт).
è Вкусовая, осязательная, обонятельная п. – профессиональные, т.к. их продуктивность важна в профессиях (дегустатор – вкусовая п., парфюмер – обонятельная п.).
4) Словесно-логическая/символическая (12-15 лет).
– это память на словесные конструкции, фразы, символы и др. Это тот тип памяти, который начинает активно развиваться с момента похода в школу, когда нам приходится много взаимодействовать с речью – много слов запоминать, много читать и тд; ну или когда ребенок начинает интенсивно готовиться к школе.
- выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в процессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, разговора с друзьями.
- есть два вида:
-> словесная (вербальная) формируется вслед за образной. Пик – 10-12 лет. Характеризует точность воспроизведения. Её регулятор - воля (преднамеренное желание). Запоминается тезисами, несущественное отбрасывается.
-> логическая п. – проявляется в запоминании смысла текста. Логика, док-во, логика событий => тесная связь с мышлением.