Конспекты лекций по дисциплине Отечественная история 5 страница

Причем западники - А. И. Герцен, Т. Н. Грановский и др. подчеркивали, что крепостное право - лишь одно из проявлений того произвола, который пронизывал всю жизнь России. Сходясь в критике российской действительности, западники и славянофилы резко расходились в поисках путей развития страны. Особое внимание славянофилы уделяли деревне, считая, что крестьянство несет в себе основы высокой нравственности. При этом славянофилы защищали самодержавие и не придавали большого значения делу политической свободы. Сходясь в критике российской действительности, славянофилы и западники резко расходились в поисках путей дальнейшего развития страны. Славянофилы преувеличивали национальную самобытность России, противопоставляли ее Западу, идеализировали допетровскую Русь. Либеральные идеи славянофилов и западников оказали серьезное влияние на следующие поколения общественных мыслителей.

3. Политические движения второй половины Х1Х в. В период подготовки и проведения либеральных реформ второй половины XIX в. общественное движение в России активизируется. Причинами этого были: неодинаковая оценка проводимых реформ со стороны различных слоев российского общества, их половинчатость, а также колебания правительственного курса (то меры в сторону либерализации, то усиление репрессий).

Либералы второй половины XIX в. отстаивали идею общности пути развития России с Западной Европой, настаивали на продолжении буржуазных реформ, выступали за расширение прав и функций местного самоуправления. Политическим идеалом для них была конституционная монархия. Во внутри политической области либералы ратовали за сохранение сильной исполнительной власти, считая ее необходимым фактором стабильности России. В социально-экономической сфере они приветствовали развитие капитализма и свободы предпринимательства, предлагали ликвидировать сословные привилегии, понизить выкупные платежи, провести мероприятия, способствующие становлению в России правового государства и гражданского общества. Признание неприкосновенности личности, ее права на свободное духовное развитие было основой их морально-этических взглядов. Их организационной опорой были земства, журналы «Русская мысль» и «Вестник Европы» и научные общества. Среди идеологов российского либерализма особо выделяются два - Б. Н. Чичерин, К. Д. Кавелин. Оба являлись основоположниками государственной школы в русской исторической науке. Либералы не создали устойчивой и организационно оформленной оппозиции правительству. Особенностями российского либерализма были его дворянский характер ввиду политической слабости буржуазии и близость к консерватизму. Либералов и консерваторов объединяла боязнь народного «бунта».

В пореформенный период активную деятельность развернули представители радикального (революционного) направления. Следует отметить, что радикализм во многом провоцировался реакционной политикой правительства и условиями российской действительности (полицейский произвол, отсутствие свободы слова, собраний и организаций). В истории движения радикалов второй половины XIX в. выделяются три этапа: 60-е гг. - складывание революционно - демократической идеологии; 70-е гг. - оформление доктрины народничества и деятельность организаций революционных народников; 80-90-е гг. - начало распространения марксизма, на основе которого были созданы первые социал- демократические группы и союзы.

Формирование революционно-демократической идеологии в 60-е годы было связано с именами А. И. Герцена и Н. Г Чернышевского, которые создали теорию «общинного социализма». После подавления в 1848 г. революционного движения Герцен разочаровался в Западной Европе. В это время он пришел к мысли, что русская деревенская община и артель содержат зачатки социализма, который найдет свое осуществление в России скорее, чем в какой-либо другой стране. Теория «общинного социализма» исходила из того, что Россия имеет все необходимые предпосылки для того, чтобы миновать капитализм и сразу перейти к социализму, опираясь на крестьянскую общину. Крестьянская община, в случае отмены частной собственности на землю, при ее коллективизме, самоуправлении могла бы стать социалистической ячейкой общества. Но для того, чтобы расчистить путь для социалистического развития, необходима была крестьянская революция, свержение самодержавия и установление республики. Герцен был первым, кто в общественном движении России воспринял идеи утопического социализма, получившего в это время широкое распространение в Западной Европе.

Идеи общинного устройства общества получили дальнейшее развитие во взглядах Н. Г. Чернышевского, который во многом предвосхитил появление в общественном движении России разночинцев. Если до 60-х гг. в общественном движении основную роль играла дворянская интеллигенция, то к 60-м гг. в России возникает разночинская интеллигенция (разночинцы - выходцы из различных сословий, духовенства, купечества, мещанства, мелких чиновников и т. п.). В работах Герцена, Чернышевского по существу сложилась программа общественных преобразований в России. Чернышевский был сторонником крестьянской революции, свержения самодержавия и установления республики. Предусматривалось освобождение крестьян от крепостной зависимости, уничтожение помещичьего землевладения. Конфискованная земля должна была передаваться крестьянским общинам для распределения ее между крестьянами по справедливости (уравнительному принципу). Община при отсутствии частной собственности на землю, периодических переделах земли, коллективизме, самоуправлении должна была предотвратить развитие капиталистических отношений в деревне и стать социалистической ячейкой общества.

Идеи Герцена и Чернышевского по-разному воспринимались их сторонниками. Радикально настроенная интеллигенция (в первую очередь студенческая молодежь) расценивала идею общинного социализма как призыв к непосредственному действию, более умеренная ее часть - как программу постепенного продвижения вперед.

Падение крепостного права и обострение классовой борьбы в пореформенный период способствовали подъему революционных народников. Народники были последователями идей Герцена и Чернышевского, идеологами крестьянства. Главный общественно- политический вопрос о характере пореформенного развития России народники решали с позиций утопического социализма, видя в русском крестьянине социалиста по натуре, а в сельской общине - «зародыш» социализма. Народники отрицали прогрессивность капиталистического развития страны, считая его упадком, регрессом, случайным, наносным, «насажденным сверху» правительством явлением. В отличие от Чернышевского, который считал основной движущей силой прогресса народные массы, народники 70-х гг. решающую роль отводили «героям», «критически мыслящим» личностям, направляющие массы, «толпу», ход истории по своему усмотрению. Такими «критически мыслящими» личностями они считали разночинскую интеллигенцию, которая поведет Россию и русский народ к свободе и социализму. Народники отрицательно относились к политической борьбе, не связывали борьбу за конституцию, демократические свободы с интересами народа. Они недооценивали силу самодержавия, не видели связей государства с интересами классов и делали вывод о том, что социальная революция в России - дело чрезвычайно легкое.

Под влиянием идей Герцена и Чернышевского в России оформляется концепция народничества и создается ряд народнических организаций: «Земля и воля», «Черный передел», «Народная воля». В народничестве было три основных течения: 1) бунтарско - анархическое, возглавляемое М. А. Бакуниным, призывало к немедленному всеобщему крестьянскому бунту против царизма; 2) пропагандистское, возглавляемое П. Л. Лавровым, делало акценты на пропаганде среди крестьян в целях подготовки их к революции; 3) заговорщическое бланкистское, ориентировавшееся на заговор, на захват власти с помощью сильной конспиративной организации, возглавлялось П. Н. Ткачевым. Различия заключались в определении главной движущей силы революции, готовности ее к революционной борьбе, методов борьбы против самодержавия.

На идейные позиции народничества первоначально значительное влияние оказывали анархические взгляды М. А. Бакунина, который считал, что любое государство препятствует развитию личности, угнетает ее. Поэтому Бакунин выступал против всякой власти, рассматривая государство как исторически неизбежное зло. М. А. Бакунин утверждал, что крестьянство готово к революции. Поэтому задача героев из интеллигенции, «критически мыслящих» личностей пойти в народ и призвать его к восстанию, к бунту. Отдельные вспышки крестьянских восстаний, считал Бакунин, «необходимо слить в огне которой должно погибнуть государство» и создать федерацию свободных самоуправляющихся крестьянских общин и рабочих артелей.

Идеологом пропагандистского направления в народничестве был П. Л. Лавров, свою теорию он изложил в «Исторических письмах» (1868 - 1869 гг.). Ведущей силой исторического прогресса Лавров считал интеллигенцию, способную мыслить критически. Лавров утверждал, что крестьянство не готово к революции. Поэтому необходимо подготовить пропагандистов из образованных «критически мыслящих» личностей, задачей которых является «хождение в народ» для того, чтобы путем длительной пропаганды социализма подготовить крестьян к революции. Лавров говорил о необходимости создания революционной организации, высказывал идею массовой партии, основанной на началах демократического централизма. Большое внимание уделял Лавров нравственному облику революционера, считая, что, члены партии должны быть преданы идее, быть людьми кристальной чистоты. Лавров считал необходимой для партии полемику по принципиальным вопросам, отказ от всяких попыток создания культа непогрешимости.

П. Н. Ткачев, идеолог заговорщического направления, не верил в возможность революции силами народа, возлагал свои надежды на революционное меньшинство. Ткачев считал, что самодержавие не имеет классовой опоры в обществе. Поэтому возможен захват власти группой революционеров и переход к социалистическим преобразованиям. Заговорщическая политика привела к появления в рядах народничества деятелей подобных С.Г. Нечаеву. Как организатор тайного общества «Народная расправа», С. Г. Нечаев был автором «Катехизиса революционера», в котором заявлялось, что революционная цель оправдывает средства. Нечаев в своей деятельности применял методы мистификации и провокации. В 1869 году в Москве он лично убил по подозрению в предательстве студента Н. И. Иванова и скрылся за границей. В 1872 г. он был выдан швейцарскими властями, приговорен к 20 годам каторги и, умер в Алексеевском равелине Петропавловской крепости.

Практическая деятельность народников началась в 70-е гг. созданием по всей стране кружков учащейся молодежи и интеллигенции. В 1876 г. была создана народническая подпольная организация «Земля и воля», видными участниками которой являлись С. М. Кравчинский, А. Д. Михайлов, Г. В. Плеханов, С. Л. Перовская, А. И. Желябов, В. И. Засулич, В. Н. Фигнер и другие. Программа «Земли и воли» сводилась к требованию передачи и равномерного распределения всей земли между крестьянами. В этот период народники, согласно идее Лаврова, перешли к организации «поселения в народе» в качестве учителей, писарей, фельдшеров, мастеровых. Народники стремились таким образом установить прочные связи с крестьянами с целью подготовки народной революции. Но и эта попытка народников окончилась неудачей и привела к массовым репрессиям. «Земля и воля» строилась на началах жесткой дисциплины, централизма и конспирации.

Постепенно в организации сформировалась фракция сторонников перехода к политической борьбе путем использования метода индивидуального террора. В августе 1879 г. «Земля и воля» распалась на две организации: «Народная воля» и «Черный передел». Чернопередельцы (среди наиболее активных членов - Г. В. Плеханов, П. Б. Аксельрод, Л. Г. Дейч, В. И. Засулич и др.) выступали против тактики террора, за провидение широкой пропагандистской работы в массах крестьян. В дальнейшем часть чернопередельцев во главе с Плехановым отошла от народничества и встала на позиции марксизма.

Народовольцы (в состав Исполнительного комитета «Народной воли» входили А. Д. Михайлов, Н. А. Морозов, А. И. Желябов, С. Л. Перовская и др.) взяли на вооружение террористическую борьбу. «Народная воля» подготовила семь покушений на царя Александра II, и в результате 1 марта 1881 г. Александр II был убит. Однако ожидаемого свержения царизма не произошло. В стране усилилась реакция, были свернуты реформы. Само революционное направление народничества вступило в полосу длительного кризиса.

В 80-90-е гг. XIX в. в народничестве усиливается реформистское крыло, значительное влияние приобретает либеральное народничество. Это направление ориентировалось на переустройство общества мирными, ненасильственными средствами. Правое его крыло - В. П. Воронцов, С. Н. Кривенко, С. Н. Южаков и др. - призывали интеллигенцию отказаться от борьбы за политическую свободу, поскольку она усилила бы буржуазию, и целиком сосредоточиться на поисках средств улучшения экономического положения народа. Левое - Н. К. Михайловский, Н. Ф. Анненский, В. Г. Короленко и др. - признавали необходимость политических преобразований, но мирным реформистским путем.

Большой заслугой народников-экономистов Н. Ф. Даниельсона, В. П. Воронцова является анализ пореформенного развития Россия. В 90-е гг. был очевиден рост капитализма и рабочего движения. Народники отказались от тезиса о том, что в России капитализм не развивается, и не отрицали факта возрастания роли рабочего класса. Однако они доказывали, что капитализм в России развивается и насаждается искусственно. В работах народников- экономистов давался анализ влияния реформы 1861 г., первоначального накопления капитала на развитие русской деревни, был показан процесс обнищания деревни, ее расслоения. Даниельсон и Воронцов выявили зависимость русского капитализма от протекционистской политики самодержавия, казенных заказов, подрядов и т. д. Они первыми поставили вопрос об аграрном перенаселении и делали заключение невозможности для России следовать путем капиталистической эволюции.

В результате раскола в радикальном движении 1880 - 90-е гг. появилось течение, которое сделало ставку на западноевропейскую теорию марксизма, квинтэссенцией которого стала идея социализма путем пролетарской революции. В 1883 г. создается первая марксистская организация - группа «Освобождение труда» во главе с Г. В. Плехановым, которая, находясь в Женеве, провела большую работу по переводу на русский язык произведений К. Маркса и Ф. Энгельса. В самой России развернулась пропаганда марксизма в кружках Д. И. Благоева, Н. Е. Федосеева, М. И. Бруснева и др. В 1895 году в Петербурге под руководством В. И. Ленина создается «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», который попытался возглавить стачечное движение.

В конце XIX в. формируются социально-демократические партии. Раньше всего они возникают в национальных окраинах России - в Финляндии, Польше, Армении. В начале 1898 г. по инициативе оставшихся на свободе членов петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» была предпринята попытка создать Российскую социал- демократическую рабочую партию. В марте 1898 г. состоялся I-й съезд РСДРП. На него прибыло 9 делегатов от разных социал-демократических организаций, однако партии как таковой тогда создано не было: не было принято ни программы, ни устава, а по завершении съезда восемь из девяти его делегатов были арестованы. Оформление партии состоялось позднее - на II съезде РСДРП в 1903 году.

Наследницей народнической идеологии стала созданная в начале XX в. из разрозненных народнических групп нелегальная партия социалистов- революционеров. Общественное движение во второй половине XIX в. в отличие от предшествующего времени, стало важным фактором политической жизни страны. Многообразие направлений и течений, взглядов по идейно-теоретическим и тактическим вопросом отразило сложность общественной структуры и остроту социальных противоречий, характерных для переходного времени пореформенной России. В общественном движении второй половины XIX в. еще не сложилось направление, способное осуществить эволюционную модернизацию страны, но были заложены основы для формирования в будущем политических партий.

Лекция №7 ТЕМА 7. РУССКАЯ КУЛЬТУРА XIX В.

1. Направления развития культуры России первой половины XIX в.

2. Русская культура второй половины XIX в.

Краткое содержание лекционного материала

1. Направления развития культуры России первой половины XIX

в. _Необычайный взлет отечественной культуры в первой половине XIX в. позволил назвать это время «золотым веком». Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских государств, то в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но и часто опережала их. Развитие элементов капитализма в России усилило потребность в грамотных и образованных людях. Культура развивалась на фоне роста национального самосознания русского народа под влиянием Отечественной войны 1812 г.

К началу XIX в. в России оформилась система замкнутого сословного образования. По «Положению об устройстве учебных заведений» (1803 г.), было создано 6 учебных округов и 4 разряда учебных заведений: приходские, уездные училища, гимназии в губернских городах и университеты. Школьное обучение не было предусмотрено для крепостных крестьян. Лишь единицы имели возможности получить зачатки грамотности у приходского дьячка. Для государственных крестьян были созданы (после проведения реформы П. Д. Киселева) приходские училища с обучением на один год. В городах дети недворянского происхождения учились в уездных училищах, дети дворян - в гимназиях. Кроме того, открывались и специальные средние учебные заведения - кадетские корпуса и др.

Университеты и институты стали основными центрами научных достижений. Несмотря на препятствия, чинимые правительством, происходила демократизация состава студенчества. В 1802 г. был восстановлен Дерптский университет, в 1804 г. основаны университеты в Вильно, Казани, Харькове. В 1819 г. на основе Главного педагогического института был воссоздан Санкт-Петербургский университет (первоначально был открыт в 1725 г). Университеты пользовались значительными правами самоуправления. Из-за слабого развития нижних ступеней в системе просвещения студентов было мало, подготовлены они были плохо. В начале века появились и закрытые учебные заведения для дворян - лицеи (в Ярославле, Одессе, Нежине, Царском Селе). Открывались разнообразные высшие учебные заведения - технические, духовные, военные училища и академии.

Для подготовки кадров специалистов открывались технические высшие учебные заведения: Институт корпуса инженеров водяных и сухопутных сообщений (1809 г.), Практический технологический институт в Петербурге (1828 г.), Московское ремесленное училище, Архитектурное училище, Училище гражданских инженеров, Межевой институт в Москве. Действовали Медико-хирургическая академия в Петербурге, Лазаревский институт восточных языков в Москве и др.

Все большее значение приобретали научные открытия, имевшие прикладное значение. Профессор Московского университета биолог К. Ф. Рулье еще до Ч. Дарвина создал эволюционную теорию развития животного мира. Математик Н. И. Лобачевский в 1826 г., опередив современных ему ученых, создал теорию «неевклидовой геометрии». В прикладных науках особенно важные открытия были сделаны в области электротехники, механики, биологии и медицины. Физик Б. С. Якоби в 1834 г. сконструировал электромоторы. Отец и сын Е. А. и М. Е. Черепановы на Урале построили паровой двигатель и первую железную дорогу на паровой тяге и др.

Гуманитарные науки выделились в особую отрасль и успешно развивались. В начале XIX в. и особенно после 1812 г. усилилось стремление познать русскую историю как элемент национальной культуры. К 1818 г. были созданы первые 8 томов «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. Расцвет литературы позволил определить первую половину XIX в. как «золотой век» русской культуры. Писатели XIX в. закладывали принципы народности, высоких гуманистических идеалов, гражданственности и чувства национального самосознания, патриотизм, вели поиски социальной справедливости. Главным представителем русского сентиментализма был писатель и историк Н. М. Карамзин (повесть «Бедная Лиза» и др.), а первым поэтом-романтиком считается В. А. Жуковский. Затем начал утверждаться реализм. В России его основоположником стал А. С. Пушкин. После создания романа «Евгений Онегин» этот художественный метод стал доминирующим в творчестве М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова и др. Это внимание к простому человеку, обнажение отрицательных явлений жизни, глубокие раздумья о судьбах Родины и народа.

В 1813 г. в России было 66 типографий. Количество периодических изданий выросло с 64 наименований в 1800 г. до 230 в 1850 г. Появились крупные книгоиздатели (В. А. Плавильщиков, С. И. Селивановский, А. Ф. Смирдин и др.). Традиции крестьянской книжности и письменности в первой половине века свидетельствуют о значительном распространении грамотности среди крестьян, особенно государственных.

В первой половине XIX в. в России существовали различные виды театров. Это крепостные театры, принадлежавшие русским фамилиям аристократов (Шереметевым, Апраксиным, Юсуповым и др.). Государственных театров было немного (Александринский и Мариинский в Петербурге, Большой и Малый в Москве). Начали появляться частные театры. Во второй четверти XIX в. появилось немало пьес охранительного содержания. Но были поставлены и «Горе от ума» А. С. Грибоедова и «Ревизор» Н. В. Гоголя. В этих пьесах играл выдающийся актер М. С. Щепкин.

Становление русской национальной школы в музыке связано с именем М. И. Глинки (1804-1857), автора опер «Жизнь за царя» (1836), «Руслан и Людмила» (1842). Новатором в музыке был А. С. Даргомыжский, создавший оперу-балет «Торжество Вакха», оперы «Русалка», «Каменный гость». Известны романсы такие композиторов, как А. А. Алябьев, А. Л. Гурилев, А. Е. Варламов.

Академия художеств стала консервативным и косным учреждением, требуя строго следовать канонам классицизма. Наряду с художниками академической школы (К. П. Брюллов, А. А. Иванов) появляются новые имена, не связанные с академизмом (А. Г. Венецианов, П. А. Федотов).

На рубеже XVIII-XIX вв. наметился подъем русской скульптуры. И. П. Мартос создал первый в Москве памятник - К. Минину и Д. Пожарскому на Красной площади. В Петербурге была воздвигнута 47-метровая колонна (А. А. Монферранн) на Дворцовой площади. П. К. Клодт стал автором знаменитых конных скульптурных групп на Аничковом мосту и конной статуи Николая I.

В целом культура первой половины XIX в. имела заметные достижения. Завершился процесс складывания русского литературного языка и в целом - формирование национальной культуры.

2. Русская культура второй половины Х1Х в. Социальные изменения после падения крепостного права создали новые условия для развития культуры. Капиталистическая модернизация стимулировала научно-технический прогресс, увеличивала потребность в высокообразованных людях. Сложился новый социальный слой - российская интеллигенция, для которой характерна не только принадлежность к умственному труду, но и особая духовность, озабоченность судьбой страны, стремление служению обществу и на благо народа.

Культура России второй половины XIX в. впитала художественные традиции, эстетические и моральные идеалы «золотого века» предшествующего времени. На рубеже XIX - XX вв. в духовной жизни

Европы и России появились тенденции, связанные с мироощущением человека XX столетия. Это осмысление социальных и нравственных проблем: личность и общество, искусство и жизнь, место художника в обществе и др. Все это приводило к поиску новых изобразительных методов и средств.

Реформа народного образования -это часть преобразований 1860-х годов. «Положение о начальных народных училищах» от 14 июня 1864 г. ввело земские и воскресные училища. Гимназии делились на классические и реальные с семилетним сроком обучения. В классической гимназии преобладали предметы гуманитарного цикла. Реальные гимназии готовили специалистов для промышленности и торговли, усиленно преподавались точные науки и естествознание. Плата за обучение была довольно высокой. В 1865 г. насчитывалось 96 гимназий, в середине 90-х годов - около 600. К 1897 г. средний уровень грамотности составлял 21,1 %. При этом в городе грамотных было в 2 раза больше, чем в деревне. Грамотность была больше распространена среди мужчин (29,3 %), чем среди женщин (13,1 %).

Новый устав для университетов был утвержден 18 июня 1863 г. Восстанавливалось университетское самоуправление. Открылись новые университеты в Одессе, Варшаве, Гельсингфорсе, Томске, лесная академия в Москве и др. К концу века в 63 высших учебных заведениях обучалось около 30 тыс. студентов. В университетах преподавали такие выдающиеся ученые, как А. М. Бутлеров, Д. И. Менделеев, И. М. Сеченов, С. М. Соловьев и др.

Университетский устав 23 августа 1884 г. фактически уничтожал автономию университетов. Собрания студентов запрещались. В 1885 г. для них была введена особая форма. В 1886 г. срок военной службы для имеющих высшее образование увеличился до одного года. С 1887 г. плата за обучение возросла вдвое.

Большую роль сыграла передовая российская интеллигенция, создавшая различные просветительские организации при земствах и научных обществах, «народные дома». Они предоставляли возможность пользоваться книгами и журналами, устраивали лекции и театрально представления.

Большую роль в популяризации научных знаний и приобщении к чтению играло книгопечатание. После 1858 г. резко возросло число периодических изданий (1860 г. - 230). Дешевое издание книг русских писателей, букварей, детских книг и учебников сделало их доступными для всего народа. Особо следует отметить деятельность И.Д. Сытина, (серия «Библиотека для самообразования») и Ф.Ф. Павленков («Научно-популярная библиотеку по естествознанию»).

Вторая половина XIX в. стала периодом новых выдающихся открытий русской науки. Труды И. М. Сеченова и И. И. Мечников «Рефлексы головного мозга» и др. заложили основы современной физиологии. К. А. Тимирязев исследовал процессы фотосинтеза растений. Величайшим открытием Д. И. Менделеева стал периодический закон химических элементов (1869 г.). A. M. Бутлеров разработал фундаментальную теорию химического строения. П. Л. Чебышев ввел в математическую науку новые понятия, основал свою школу (Ляпунов, Марков, Стеклов). Среди ученых- физиков выделяется имя А. Г. Столетова, автора трудов по теории электричества и магнетизма. Мировую славу русским ученым принесли изобретения П. Н. Яблочкова А. Н. Лодыгина М. О. Доливо-Добровольский в системе электроосвещения. А. Ф. Можайский запатентовал первый в мире самолет (1881 г.).

Чрезвычайно вырос интерес к историческим знаниям. С 1851 по 1879 г. было издано 29 томов «Истории России с древнейших времен» С. М. Соловьева. Он обосновал концепцию объяснения отечественной истории природными и этническими особенностями русского народа. В 1880-е годы появились работы его ученика В. О. Ключевского. В области философии были созданы оригинальные труды B. C. Соловьева, С. Н. Трубецкого, Г. В. Плеханов и др. Марксизм привлекал своей универсальностью и простотой в объяснении общественно исторических процессов. Но практика марксистов, признание ими преобладания материальной жизни над духовной оттолкнули от нее часть интеллигенции. Философы и социологи стали все чаще склоняться к идее, что только через нравственное совершенствование, духовное очищение и творческие устремления можно создать справедливое общественное устройство.

Художественная литература отражала столкновение идей и нравственности, новые явления в общественной жизни, пути развития России. Это волновало героев произведений И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, И. А. Гончарова. Особенно эти проблемы отразились в творчестве Л. Н. Толстого, гениального психолога, мастера изображения народной жизни, который представлял собой одну из вершин мировой литературы.

Яркие достижения имелись в сфере театра, живописи и музыки России второй половины XIX в. В стенах Академии художеств И. Е. Репин задумал своих «Запорожцев», Васнецов написал «Богатырей», Серов написал свою знаменитую «Девочку с персиками». В 1870 г. возникло «Товарищество передвижных художественных выставок», произведения которых отразили любовь к России, к ее народу и истории. Богата музыкальная русская школа.

А. С. Даргомыжский оперой «Русалка» положил начало новому жанру психологической драмы. Кружок «Могучая кучка» (Балакирев, Мусоргский, Римский-Корсаков и др.) боролись против рутины, эклектики, подражательности, были подлинными новаторами. Гордость русского и мирового искусства составляют «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского; «Князь Игорь» Бородина, «Снегурочка» и «Царская невеста» Римского-Корсакова и многие другие произведения. Философские проблемы и внутренний драматизм нашли гениальное воплощение и в музыке П. И. Чайковского - это оперы «Евгений Онегин» «Пиковая дама», «Мазепа» исполняются в наши дни во всем мире.

В пореформенный период в городах началось активное строительство общественных зданий, фабрик и заводов, жилых домов. Характерно использование архитектурного стиля эклектика и «русского стиля». Градостроительство было связано с бурным экономическим развитием пореформенной России. Облик городов определяли теперь не дворцы знати, а здания общегражданского назначения — банки, магазины, вокзалы, доходные дома. Расширился набор строительных материалов — бетон, цемент, металлические конструкции, стекло.

В целом, достижения русской культуры получили мировое признание. Многие отечественные ученые были почетными членами европейских академий и научных учреждений. Имена русских путешественников остались на географической карте мира. Во второй половине XIX в. в отечественной литературе и изобразительном искусстве зародились новые формы, которые оказали значительное влияние на развитие европейской и мировой культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: