Тема: Развитие пейзажного жанра второй половины XIX в

Конспект№12

 

 

В творчестве художников-передвижников значительное место занимал пейзаж. Мастера с проникновенным лиризмом и теплотой изображали различные уголки русской природы. В 70-е годы XIX в. пейзаж выходит на ведущие роли.

(Пейзаж - жанр изобразительного искусства, предметом изображения которого является природа с характерной образной характеристикой: лирический, грозовой, эпический. Типы пейзажа: сельский, городской, марина, индустриальный).

  Начинают активно работать и выставляться четыре крупнейших пейзажиста – А. Саврасов, И. Шишкин, Ф. Васильев, А. Куинджи. Они были разными по возрасту, по уровню образования, в живописи каждый шел своим путем, но вместе они создали тот образ русской природы, которого до тех пор не существовало не только в искусстве, но даже в сознании человека. Благодаря их творчеству, сложился образ Руси.

   Один из родоначальников русского реалистического пейзажа

  1. Алексей Кондратьевич Саврасов (1830-1897)

Родился в Москве семье купца. Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. (МУЖВЗ), уже в 24 года стал членом академии художеств, в 26 – преподавателем воспитавшего его училища. Один из первых пейзажей А. Саврасова

  1. «Лосиный остров в Сокольниках»

Картина выполнена в мастерской, но в основе её лежит этюд с натуры.

 

                              2                                        3

 

  1. «Сельский вид»

Передвижники редко писали городские пейзажи, в этом пейзаже показан образ простой сельской России.

А. Саврасов много путешествовал: посетил Англию, Францию, Германию, Швейцарию. Вернувшись в Россию он принял участие в организации Товарищества передвижных художественных выставок. На первой выставке, художник представил картину, принесшую ему известность

3. «Грачи прилетели»

Необычайно светлая по колориту маленькая картина удивила зрителей простотой сюжета. Сюжет: Начало весны в захолустном уголке Костромской губернии (село Молитвенно на Волге). На переднем плане кривые березы и грязный талый снег, справа большая лужа, в центре деревенская церковь с колокольней. Перед ней щербатый сарай и покосившийся забор. Из облаков вот-вот пойдет снег, и только грачи, прилетающие первыми, ещё до наступления настоящей весны оживляют этот вид.

Живопись: снег написан нежнейшими оттнками сиреневого, голубого, желтого, коричневого, розового. «Он сумел отыскать в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют надушу», - писал о А. Саврасове его ученик И. Левитан. Через пейзажный жанр проник в русскую живопись импрессионизм. А. Саврасов 25 лет руководил пейзажным классом в МУЭВЗ и воспитал плеяду талантливых художников: В. Поленов, К. Коровин, М. Нестеров, и. Левитан.

  1. Иван Иванович Шишкин (1832-1898)

Родился в городе Елабуге в семье образованного и влиятельного купца. После окончания МУЖВЗ, а затем Академии художеств (с Большой золотой медалью) он был отправлен в поездку по Европе. В Германии И. Шишкин завершил обучение и стал академиком. Влечение к жанру пейзажа определилось у И. Шишкина еще в училище. После заграничной поездки он вернулся в Петербург и сблизился с Артелью художников. Он посещал их собрания, на глазах у всех поправлял их рисунки. Шишкин прежде всего был рисовальщиком, графиком, а так же мастером композиции. Живопись его суховата, живописные качества картин для него вспомогательны.

Настоящую славу И. Шишкину принесла картина

 

                           3                                                             4

 

  1. «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии»

Впервые в русской живописи художник показал не обобщенный вид на группу деревьев, а величавую чащу с громадами стволов. С этой картины определяется программа Шишкина как художника: утверждение положительного идеала красоты и мощи родной природы. Тема леса как символа русской силы.

  Дальше работа И. Шишкина продолжается в двух направлениях – это натурные этюды и рисунки, которыми были заняты все летние месяцы. Писал этюд в окрестностях Елабуги, и под Петербургом, и в селе Козлова Засека, где художники с семьями снимали дачу. Этюды были лабораторией мастера. «Никакой приблизительности в изображении природы», - было девизом И.И. Шишкина.

С другой стороны художник пишет большие картины, создающие обобщенный. Поэтический образ.

               

                        5                                                    7

4. «Рожь»

5. «Среди долины ровныя…»

6. «Лесные дали»

7. «На севере диком»

8. «Корабельная роща близ Елабуги»

9. «Утро в сосновом лесу»

Со временем И.Шишкин увлекается офортом. Он выпускал эстампы, то отдельными листами, то целыми сериями, которые объединял в альбомы, пользовавшиеся большим успехом.

  1. Фёдор Александрович Васильев (1850-1873)

Он почти не учился, успел окончить лишь рисовальную школу при Обществе поощрения художников. Пользовался советами И.Шишкина, наставником его был И. Крамской, который всячески помогал гениальному юноше. По началу Васильев в основном писал этюды

                         10                                                16

10. «После дождя»

11. «Иллюминация в Петербурге»

И мотивы для этюдов он выбирал непривычные – городские. После поездки на Волгу (куда он направился вместе с И. Репиным) для художника начался «картинный» период. Васильев, не смотря на свои молодые годы, дорос для обобщения и кропотливой, длительной работы, которая необходима для создания картины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: