Конспект занятия «Ивановские мастера»

 

 

Конспект занятия по познавательному развитию

в старшей группе

 

«Ивановские мастера»

 

 

Пояснительная записка

Возраст воспитанников: 5-6 лет

Цель и задачи занятия.

Цель: воспитание любви к малой Родине.

Задачи приоритетной образовательной области «Познавательное развитие»:

 - формировать нравственно – патриотические чувства по отношению к своему родному краю;

 - активизировать познавательную деятельность детей, умение понимать неразрывную связь событий прошлого и настоящего;

- обобщить и систематизировать знания детей о малой Родине; продолжить формирование представлений о процессе окрашивания ситца;

- развивать чувство композиции рисунка;

- продолжать тренировать детей применять нетрадиционную изобразительную технику - печатание на ткани.

 

  Задачи в интеграции образовательных областей:

 

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

- создать положительный настрой, желание взаимодействовать с педагогом и друг с другом;

- воспитывать доброе, бережное отношение к окружающей природе.

 

 Образовательная область «Речевое развитие»:

- развивать речевую активность детей;

- обогащать и активизировать словарь по теме.

 

Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие»:

- продолжить знакомство детей с изобразительным искусством;

- развивать художественно – эстетическое воображение.

 

Образовательная область «Физическое развитие»:

- развивать умение выполнять движение в соответствии с инструкцией;

- развивать чувство партнерства;

- развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

 

Планируемые результаты:

Ребенок заинтересован данной темой; умеет высказывать свою точку зрения, при ответе на вопросы воспитателя; проявляет интерес к поэзии и изобразительной деятельности; приобщается к истокам культуры родного края; активно работает в команде.

 

Воспитательный аспект: поддержание мотивации на протяжении всего занятия.

 Образовательный аспект: восприятие детьми познавательного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.

 

Предварительная работа:

Чтение стихов, рассказов о родном городе; рассматривание иллюстраций о родном крае; беседы о истории родного города, о промыслах,  презентация «Музей Ивановского ситца».

Предпосылки учебной деятельности:

Коммуникативные: умение слушать и отвечать на вопросы воспитателя, участвовать в совместной деятельности.

Познавательные: умение воспринимать информацию.

Личностные: воспитывать нравственные ориентиры (любовь к малой Родине, уважение к старшим, бережное отношение ко всему живому).

Регулятивные: умение работать по инструкции взрослого.

Используемое оборудование.

Материал и оборудование для педагога:

интерактивная доска, ноутбук, карта Ивановской области, коллекция хлопчатобумажных тканей.

Материал и оборудование для детей:

 Ситцевые салфетки отбеленные, трафареты, гуашь, влажные салфетки.

 

 

Конспект занятия «Ивановские мастера»

 

Деятельность воспитателя Деятельность детей

 

1.Вводный этап (5 минут)

 

Цель: формирование интереса у воспитанников к содержанию образовательной деятельности, направление внимания детей, раскрытие образовательной задачи. Цель: переключение на образовательную деятельность.
- Здравствуйте, ребята! Справа друг и слева друг, Встанем мы в широкий круг. Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. - Мы сегодня будем путешествовать. А где? Вам предстоит догадаться самим. Перед вами любимая игра «Сложи картинку». Давайте попробуем соединить кусочки картона в единое целое. Что у нас получится?       -Здравствуйте!     Выполняют движения по инструкции.     Дети садятся вокруг стола и складывают разрезные карточки.     - Карта Ивановской области!    

2.Основной этап (15 минут)

 
Цель: актуализация имеющихся знаний. Цель: воспроизведение информации, поиск выхода из затруднительной ситуации, успешное разрешение проблемной ситуации.  
- Сегодня мы совершим небольшое путешествие по нашему городу. А как он называется? Цветут весенние долины, В зеленый шелк оделся май. как хороши твои картины среди лесов, фабричный край. Берез кудрявая ограда, Реки спокойной полоса, И вот они, почти что рядом, Текстильных фабрик корпуса. Любимый край, мой край привольный! Идешь, идешь под синевой, В лицо целует ветер вольный, И стаи птиц над головой. - Мне хотелось бы узнать, насколько хорошо вы знаете наш город. Перед вами лежат открытки с видами городов. Вы должны выбрать только те, на которых изображено Иваново.     - А как еще называют наш город? - Почему?   - Правильно! И сегодня наше путешествие будет посвящено фабрикам, где выпускают ткань, которая называется ситец. - Ткани бывают растительного, животного и искусственного происхождения. Ткани растительного происхождения делают из хлопка и льна. Ситец -  ткань растительного происхождения и делают его из хлопка. Но хлопок не растет в Ивановской области, потому, что наш климат ему не подходит, слишком холодно. Его везут к нам из дальних теплых стран на поездах. А вот лен в нашей области растет.  Давайте немножко разомнемся.       Физкультминутка    «Мы посеяли ленок». Мы посеяли ленок, Чтобы вырос стебелек. (идут по кругу, руки на пояс) Сею, сею, сею я, Сеет вся моя семья.  (поднимают высоко руки, имитируют разброс семян) Соберем мы ленок В самый солнечный денек.  (нагибаются, выпрямляются) Мы его спрядем, соткем  (имитируют движения) И рубашечку сошьем.  (поглаживают себя) - Как вы думаете, кто создает узор для тканей? - Для ивановских ситцев есть характерные элементы узора: ромб, огурец, цветок и листок.   - А теперь давайте посмотрим, какие красивые модели одежды получатся из ивановского ситца.               - Иваново! Слушают стихотворение Ивановского поэта Александра Благова.     Выбирают открытки с видом города Иваново и рассказывают про эти достопримечательности. - Ситцевый край, текстильный край. - В нашем городе много предприятий, которые выпускают ткань.     Рассматривают коллекции ситцевых тканей, изделий из ситца.     Читают стихи и выполняют движения по показу.   Мы посеяли ленок, Чтобы вырос стебелек. (идут по кругу, руки на пояс) Сею, сею, сею я, Сеет вся моя семья.  (поднимают высоко руки, имитируют разброс семян) Соберем мы ленок В самый солнечный денек.  (нагибаются, выпрямляются) Мы его спрядем, соткем  (имитируют движения) И рубашечку сошьем.  (поглаживают себя)   - Мастера – художники.   Из представленных картинок с разными узорами, выбирают картинки с основными элементами узоров ивановских ситцев и рассказывают, чем именно им понравился этот рисунок. Выбранные образцы тканей вкладывают в трафареты одежды, меняют их, создавая новый образ.  

3. Заключительный этап (5 минут)

 
Цель: систематизация знаний. Цель: рефлексия деятельности.  
- Ребята, мы рассматривали готовые образцы тканей.  Предлагаю самим изготовить свой рисунок в традиционной росписи ивановских ситцев! Вы согласны? - А что нам для этого понадобится? - Еще нам нужны будут трафареты и губки.     - Какой рисунок вы выбрали и почему? - Из чего делают ситец? - А как еще называют наш край? - Вам понравилось наше путешествие? -А что вы делали с большим удовольствием? - Вот сколько дизайнерских работ у нас получилось! Молодцы! У меня есть для вас подарки! Это игрушки, выполненные из ситца!       - Конечно, согласны! - Ситец, гуашь. Выполняют работу нетрадиционной техникой примакивания губкой по трафарету. Ответы детей. - Из хлопка. - Ситцевый край. Текстильный край! - Очень понравилось! - Раскрашивали ситец!   - Спасибо!  

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ивановские ситцы: Альбом / Автор - составитель Е. В. Арсеньева 1983г.

2. Ивановские ситцы. – М.: Легпромбытиздат, 1987. – 224с.: ил.

3. Методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений и студентов педагогических вузов и колледжей. 4.1. Иваново, 2000

4. Интернет – ресурсы.

 

  


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: