Формальное равенство. в правовой системе Российского. полицейского государства

Формальное равенство

в правовой системе Российского

      Эпоха формирования и эволюции полицейского государства в России (XVIII-первая пол. XIX вв.) – интереснейшее явление в истории нашей страны. Основы нового понимания социального назначения государства, которые заложил Петр Великий, прижились в общественном сознании и получили развитие в деятельности монархов на протяжении последующих ста пятидесяти лет. В правовой политике отражались в разной степени успешности ценности «общего блага», под которым понималось нераздельность государственного и частного благосостояния и безопасности. Если содержание «общего блага» концептуально оставалось неизменным, то формы обеспечения изменялись в зависимости от уровня развития государства.

Поскольку речь идет о феодальном государстве, представление о равенстве формализованном в нормативных правовых актах носит относительный характер. Как отмечал В.С.Нерсесянц: «При таком сословном типе государства каждый является субъектом права и субъектом государства именно в качестве члена определенного сословия. Внутрисословное равенство людей в их правосубъектности и государственносубъектности сочетается с межсословным неравенством – неравенством государственно-правовых статусов разных сословий и их членов»[1].

  В петровское правление впервые в России появляется понятие «подданного» для обозначения правового режима отношений между монархом и населением страны. Законодательные акты адресовываются подданным вне зависимости от их социального или имущественного положения. Юридическое равенство подданных в российском полицейском государстве проявляется в единстве бесправия – равенстве обязанностей и отсутствие прав по отношению к монарху. Произвольные усмотрения главы государства по обеспечению общего блага принимают характер юридически обязательных велений немедленно с момента их обозначения. Формы не играют роли. При разнообразии видов нормативных правовых актов известны случаи сообщения монаршей воли в частных письмах и даже путем устных распоряжений. В одном из указов отношение к подданным раскрывается Петром Великим следующим образом: «…Наш народ, яко дети, неученья ради, некоторые никогда за азбуку не примутся, когда от мастера не приневолены бывают, которым сперва досадно кажется, но когда выучатся, потом благодарят»[2]. Разрыв с традициями морального ограничения монарха объясняется Петром вполне утилитарно. В манифесте о лишении старшего сына престола в качестве неоспоримых результатов собственного правления первый российский император констатирует военные победы, достижения в «гражданских науках» и пользе государственной.  Правление Алексея, сына-ослушника приведет в «худое состояние» отечество. Указание на наследника действующим императором сопровождается упоминанием желания «всех верных подданных»[3], в чьих интересах и действует Петр.

Нераздельность государственных и частных интересов составляет стержень теории «общего блага». Подданным прививается соответствующее правовое мышление, прежде всего, через законодательство. В первой половине XVIII в. закладывается традиция снабжения нормативных правовых актов довольно объемными описательными частями. В тексте документа излагаются причины и обстоятельства побуждающего для принятия акта случая, мотивировочные рассуждения и резолютивная часть с прописанной моральной рекомендацией. Например, «чтоб другим не повадно было» и т.д.

Изменения парадигм отношений монарха и подданных зависели от состояния полицейского государства в отдельные моменты. Р.Уортман рассматривает несколько сценариев власти и роли главы в эпоху абсолютной монархии в России: при Петре – завоеватель, при Екатерине II – просвещенный монарх, любящий подданных, при Павле I – духовный лидер, требующий казарменного порядка и т.д[4].

Парадигмами власти обуславливались и некоторые особенности правового положения подданных. Петр I в рамках культа завоевателя и преподавателя европейских достижений, который учит подвластных, не осознающих собственной пользы, для всеобщего блага с пониманием относился к титулованию просителя при обращении к своей особе не иначе, как «раб» и уменьшительно-принебрежительным сообщением имени вне зависимости от статуса обращающегося. Просвещенная императрица Екатерина II в условиях идеологеммы всеобщей любви монарха и подданных в рабах нужды не имела и ввела общую для всех форму обращения в государственные органы. Законодательно устанавливались единые требования именовать себя полностью по имени и фамилии, свой статус указывать «верный подданный» или «всеподданнейший» и вместо «челобитья» приносить прошение или жалобу[5]. Признание императрицей разумности и правосубъектности подданных находит окончательное завершение в жалованных грамотах дворянству и городам. При правовом утверждении сословных правовых различий Екатерина II усматривает равенство подданных в общей подверженности законам, которые «предохраняли» безопасность каждого. Такую установку получают в наказе члены уложенной комиссии.  

   Вопрос об ответственности монарха перед всеми подданными и каждым в отдельности решался в акте уголовного права - Артикуле Воинском однозначно. В толковании к арт. 20 подчеркивается самовластие главы государства, и следовательно, свобода от ответа кому бы то ни было[6]. Таким образом, под страхом наказания запрещалось не только критиковать, но даже и обсуждать действия, как самого государя, так и членов монаршей семьи. Известны случаи жестоких наказаний лиц, которые озвучивали вполне нейтральные, по сегодняшним временам, мнения о персоне или поступках величества.

    В основу организации полицейского государства закладывался принцип рациональности. Максимальная полезность при минимальных затратах в достижении общего блага ложится в фундамент формирования и функционирования государственного аппарата. Особое место в системе управления уделяется всеобъемлющему государственному контролю. Поскольку переход к идеалам полицейского государства носил революционный характер, то Петру Великому пришлось столкнуться с проблемой соответствия структуры общества поставленным задачам. Естественные процессы социальной стратификации XVII в. с формированием полицейского государства заменяются принудительно правовыми воздействиями, которые монарх активно применяет для организации достижения общего блага.

Недостаточность казенных ресурсов России для осуществления функций полицейского государства в начале XVIII в. побуждало Петра I прибегать к возложению обязанностей хозяйственного и правоохранительного характера на население под руководством местных чиновников.

В Европе полицейское государство с идеей общего блага и единой властью монарха приходит на смену частным суверенитетам и устремлениям. Постепенное оформление государственных сословий происходило под влиянием объективных политических и экономических причин, что отражалось на эволюции властных институтов.

В России первой четверти XVIII в. строительство основ механизма полицейского государства сопровождалось попыткой принудительного создания полезных для достижения общего блага статусов групп. В отношениях с государством такие группы постепенно наделяются особыми правами и обязанностями. Таким образом, закладываются основы сословий, каждое из которых, обременялось функциональной нагрузкой в деле общего блага. Промежуточные социальные категории признавались бесполезными и ликвидировались путем включения в сословия или упразднения административно-принудительными методами. Так, например, именным указом от 11 мая 1719 г. всех праздношатающихся нищих вне зависимости от принадлежности к территориальным сообществам предписывалось в рамках рекрутского зачета забирать в армию[7].  

    К специфическим качествам правового положения большой социальной группы следует отнести общность, нерасчлененность прав и обязанностей. Юридическое закрепление правовой возможности сопровождалось обязанностью ее реализации, часто под страхом наказания. Известен указ, прямо воспрещавший торговым людям – купцам заниматься другими видами деятельности в целях перехода в другие «звания»[8]. Переход в другое состояние допускался с разрешения государства. Примером такого узаконенного перехода могут служить положения Табели о рангах о предоставлении дворянства лицам, дослужившимся до четырнадцатого чина по военной службе и до восьмого по гражданской.   

В литературе принято называть многочисленные социальные группы сословиями. Однако, строго говоря, юридическое оформление двух сословий, «…не только по форме, но и о духу»[9],- как отмечает М.Ф.Владимирский-Буданов,  происходит только в правление Екатерины II жалованными грамотами 1785 г., соответственно дворянству и городам. Представление о сословии, как группе лиц, обладающих единым статусом, сложилось в эпоху Петра I.

Трансформацию содержания принципа формального равенства при становлении сословия в условиях формирования полицейского государства в России можно наблюдать на примере дворянства. В предшествующую эпоху довольно разношерстную массу служилых людей согласно ст. 1 гл. XVI Соборного уложения 1649 г. объединяла обязанность службы за поместный оклад. Объем службы зависел от размеров оклада, а должность от положения в местническом расписании. Превращение местничества в деструктивный фактор кадровой политики порождает появление механизмов обхода традиционных правил назначения на должности. Первым шагом в перестройке служилого сословия на единой правовой основе представляется ликвидация местничества в 1682 г.  

 Создание юридически однообразного сословия происходит на протяжении XVIII в. от Петра I до Екатерины II. А. Романов-Славатинский обращает внимание на два аспекта. Во-первых, заимствованное в 1712 г. из польско-немецкой практики слово «шляхетство» в правление Петра Великого распространяется постепенно на все категории служилых людей. Во-вторых, в Европе к шляхетству относят за породу, а в России это понятие резюмирует историю высшего класса, который образовывался из окружения монарха – «дворни»[10]. Действительно, в первой четверти XVIII в. служилые люди по отечеству призываются в обязательном порядке на государственную службу без учета поместных окладов. В явном противоречии с традициями предыдущей эпохи сроки и объем службы определяется государством в лице различных органов власти, а место шляхтича в иерархической системе обуславливается чином, который, согласно Табели о рангах, присваивается за выслугу и профессионализм. Окончательный разрыв связи между параметрами службы и размером поместного оклада достигается введением казенного жалования согласно штатному расписанию. Принцип формального равенства в правовом режиме нового сословия заключался в обязанности служить даже при отсутствии земельных владений.

После введения «шляхетства», как общего названия служилого сословия, указом о единонаследии 1714 г. закрепляется единый правовой режим феодального землевладения - имения[11]. Возможность наследования недвижимости только одним наследником, эта экономическая основа правового единения служилых людей, в сочетании с принципом обязательной дворянской службы представляли цельное организационно-правовое обеспечение привлечения на государственную службу шляхетства-дворянства. И хотя, указ о единонаследии был отменен Анной Иоанновной в 1731 г. традиции службы дворянства в государственном аппарате были окончательно сформированы.

Становлению принципа формального равенства в сознании служилых людей и общества в целом способствовала официальная пропаганда. Подчеркивались привилегии и почет шляхтичей, вводились зарубежные титулы – графов, баронов и т.д. Дисциплина в государственном аппарате на военный манер, особое уважение к вооруженным силам привели к внешнему подражанию и повальной мундиромании настолько, что Петру I  пришлось особым указом от 4 декабря 1724 г. запрещать ношение форменных цветов армейских полков[12].  Вместе с тем, правила местничества, юридически искорененные, вспоминались для обоснования претензий на должность, как представителями старой аристократии, так и «новыми» шляхтичами. Первые еще долго не могли смириться с новым порядком и вспоминали о старинных временах, вторые самоутверждались в глазах общества. Известен анекдотичный случай ссоры между светлейшим князем  А.Меньшиковым и бароном П.Шафировым, когда оба потрясали поддельными родословными. Видимо, такого рода явления периодически имели место и раздражали Петра Великого. В июне 1719 г. он грозил судом местничавшимся  сутяжникам[13].

 Принцип формального равенства полной мерой отражался в Жалованной грамоте дворянству 1785 г. Вне зависимости от способа приобретения потомственного дворянства устанавливались равные привилегии и обязанности. Ценности полицейского государства окончательно укоренились в России, а многократно возросшие возможности системы управления в достижении безопасности и благосостояния позволили Екатерине II даровать дворянству свободу от государственной службы. Однако, порядок замещения должностей в  местных органах власти территориальным дворянским сообществам – уездным и губернским собраниям не оставлял возможности уклониться от участия в решении вопросов на низовом уровне. Дворяне, получившие равные права и вольности, довольно изыскано вовлекались императрицей в реализацию власти. Например, избрание на должность капитана-исправника, т.е. первого полицейского и администратора в уезде свидетельствовало о доверии и уважении к избраннику дворянского собрания.

За дворянами признавались формально единые основания лишения сословной принадлежности за преступления, исчерпывающе перечисленные в Жалованной грамоте дворянству. Гарантировались интересы родственников осужденных.

Интересно проявлялся принцип формального равенства в статусе городского сословия на протяжении XVIII в. В правление Петра I Уставом главного Магистрата жители города признавались регулярными и нерегулярными гражданами, которые подразделялись по профессиональному и имущественному основаниям на гильдии[14].

Екатерина II соответствующей Жалованной грамотой в 1785 г. установила статус – городовых обывателей с равенством в обязанностях платить налоги, правом судиться в одной инстанции и участвовать в выборах должностных лиц. Однако, такое «равенство» нивелировалось вследствие правовой дифференциации на шесть групп в зависимости от функционального назначения для государства, рода деятельности и уровня благосостояния в городе. Ограничение жесткими юридическими рамками способов поведения – благочиния для каждой группы - корпорации позволяет судить о реализации принципа правового равенства внутри статуса отдельных частей городского сообщества.

Согласно Жалованной грамоте городам впервые в российское сословие включались иностранные подданные. Если буквально понимать текст документа, они могли быть причислены к купцам и мещанам. При формировании органа городского управления – думы инородные и иностранные гости-купцы наделяются правом избирать из своего состава депутатов от «каждого народа», и представителя в шестигласную думу. Грамота не содержит требований об изменении подданства для таких категорий населения. Возникновение прав городского обывателя связывается с фактами дачи расписки о приеме на себя обязанностей и немедленной фиксацией сведений в городовой книге. Таким образом, правовое равенство возникает по причине принадлежности к городскому сословию, а не к подданству империи. Подобное правило не распространялось на дворянство. Сведения об иностранных благородных родах вносились в родословную книгу только в случае приобретения дворянином российского подданства.

В заключении следует отметить неоднозначность реализации принципа формального равенства в правовой системе российского полицейского государства. Установленный юридический статус подданного с равными правами-обязанностями по отношению к главе государства преломлялся призмой сословных статусов. И если дворянство в результате эволюции правового положения представляло собой сообщество с одинаковыми привилегиями для каждого члена, то о правовом равенстве городовых обывателей приходится говорить в двух измерениях – сословным и внутрисословном. Причем правовая принадлежность в горожанам могла быть не связана с российским подданством.        

Аннотация: Полицейское государство в России строилось на принципах рациональной организации управления для обеспечения общего благосостояния и безопасности. Правовое оформление «полезных» для государства сословий, начатое Петром Великим, осуществлялось длительное время и институционально завершается в правление Екатерины II. Принцип правового равенства проявлялся в двух измерениях: статус подданного (в отношениях с монархом) и сословный статус (функциональная нагрузка во вкладе в дело общего блага). Формальное Равенство привилегий субъектов в рамках дворянского сословия, единство и дифференциация в статусе городовых обывателей (равенство в одной правовой плоскости – горожанин, и равенство членов внутри каждого из шести разрядов городских обывателей).                 

Ключевые слов: правовое равенство, полицейское государство, сословие, дворянство, городовой обыватель, мещане, подданство, благосостояние и безопасность и т.д.

Нормативные правовые акты:

Именной указ от 4 января 1709 г. «О недозволении купецким людям выходить в другие звания и разныя казенныя должности, о приписке белометцов торговых людей к посадам, с обязанностью платить подати по торговому званию и о ведении посадских и торговых людей в одной Ратуше»./ПСЗ, Т. 4. № 2220.

Именной указ от 23 марта 1714 г. «О наследии имений»./Законодательство Петра I. Сб. документов. М., 1997.

Артикул Воинский от 26 апреля 1715 г./ Законодательство Петра I.,Сб. документов. М., 1997.

Манифест от 3 февраля 1718 г. «О лишении старшего сына Алексея прав наследования Престола Всероссийского и о назначении наследником малолетнего своего сына Петра»./Законодательство Петра I. Сб. документов. М., 1997. С. 54-60

Именной указ от 11 мая 1719 г. «Об отдаче пойманных бродяг в солдаты, с зачетом их помещикам и обществам за рекрут»./ПСЗ, Т. 5. № 3369. 

Именной указ от 4 июня 1719 г. «О пресечении местничества и о порядке старшинства Коллежских членов»./ПСЗ, Т. 5. № 3384

Именной указ от 5 ноября 1723 г. «О заведении в России, об освидетельствовании мастеров, вывезенных из других Государств, об отпуске их в отечество по миновению сроков, по контрактам и об умножении производства пеньки в Великой и Малой России»./ПСЗ, Т. 7. № 4345.        

Именной указ от 4 декабря 1724 г. «О неношении форменных цветов и обшлагов, с какими делаются драгунские и солдатские мундиры, людям неслужащим в командах»./ПСЗ, Т. 7. № 4610.

Именной указ от 19 февраля 1786 г. «Об отмене употребления слов и речений в прошениях на Высочайшее имя и в присутственные места подаваемых челобитен: бьет челом всеподданнейший раб или раба, и о замене оных словами и речениями: жалобница или прошение, приносит жалобу или просит имярек всеподданнейший или верный подданный»./ПСЗ, Т. 22. № 16329.   

Литература:     

Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. М., «Территория будущего», 2005. 800 с.

Нерсесянц В.С.Общая теория права и государства. М., «Норма-Инфра.М».2000. 552 с.

Порай-Кошиц И. История русского дворянства. Романович-Славатинский А. Дворянство в России. М., «Крафт», 2003. 328 с.

Уортман Р.С. Сценарии власти. Мифы и церемонии русской монархии. Т. 1. М., «ОГИ», 2004. 605 с.

      

           

    

               

                

     

      

      


[1] Нерсесянц В.С.Общая теория права и государства. М., 2000. С. 244.

[2] Именной указ от 5 ноября 1723 г. «О заведении в России, об освидетельствовании мастеров, вывезенных из других Государств, об отпуске их в отечество по миновению сроков, по контрактам и об умножении производства пеньки в Великой и Малой России»./ПСЗ, Т. 7. № 4345.

[3] Манифест от 3 февраля 1718 г. «О лишении старшего сына Алексея прав наследования Престола Всероссийского и о назначении наследником малолетнего своего сына Петра»./Законодательство Петра I. Сб. документов. М., 1997. С. 54-60.

[4] См. Уортман Р.С. Сценарии власти. Мифы и церемонии русской монархии. Т. 1. М., 2004. С.68-257.

[5] Именной указ от 19 февраля 1786 г. «Об отмене употребления слов и речений в прошениях на Высочайшее имя и в присутственные места подаваемых челобитен: бьет челом всеподданнейший раб или раба, и о замене оных словами и речениями: жалобница или прошение, приносит жалобу или просит имярек всеподданнейший или верный подданный»./ПСЗ, Т. 22. № 16329.

[6] Артикул Воинский от 26 апреля 1715 г./ Законодательство Петра I.,Сб. документов. М., 1997. С.756.

[7] Именной указ от 11 мая 1719 г. «Об отдаче пойманных бродяг в солдаты, с зачетом их помещикам и обществам за рекрут»./ПСЗ, Т. 5. № 3369. 

[8] Именной указ от 4 января 1709 г. «О недозволении купецким людям выходить в другие звания и разныя казенныя должности, о приписке белометцов торговых людей к посадам, с обязанностью платить подати по торговому званию и о ведении посадских и торговых людей в одной Ратуше»./ПСЗ, Т. 4. № 2220.

[9] Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. М., 2005.

[10] Порай-Кошиц И. История русского дворянства. Романович-Славатинский А. Дворянство в России. М., 2003. С.188.

[11] Именной указ от 23 марта 1714 г. «О наследии имений»./Законодательство Петра I. Сб. документов. М., 1997. С. 698-699.

[12] Именной указ от 4 декабря 1724 г. «О неношении форменных цветов и обшлагов, с какими делаются драгунские и солдатские мундиры, людям неслужащим в командах»./ПСЗ, Т. 7. № 4610.

[13] Именной указ от 4 июня 1719 г. «О пресечении местничества и о порядке старшинства Коллежских членов»./ПСЗ, Т. 5. № 3384.

[14] Устав или Регламент главного Магистрата от 16 января 1721 г./Законодательство Петра I. Сб. документов. М., 1997. С. 443.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: