Творческое наследие И. С

Творческое наследие И. С. Баха огромно – более 1000 произведений во всех основных жанрахэпохи барокко, за исключением оперы: органные произ-                 Дом-музей Баха в Эйзенахе

ведения, клавирная, оркестровая, и вокально-хоровая музыка. Продолжая многовековую традицию, Бах использует полифонию как главное выразительное средство, но при этом последняя опирается на ясную гармоническую основу, которая была веянием новой эпохи – классицизма, утвердившего гомофонно-гармоничный склад. Таким образом, в творчестве Баха полифоническое и гармоническое начала уравновешены и создают прекрасное единство.

Музыка И. С. Баха отражает многообразие его интересов и вкусов: в одних произаеде-

ниях мы ощущаем близость к музыке итальянцев А. Вивальди, Т. Альбинони, А. Корелли, в других – сходство с музыкой французских композиторов Ф. Куперена, Ж. Люлли и даже англичанина Г. Перселла. Но особенно отметим интонационную близость музыки Баха и его предшественников и современников Д. Букстехуде, И. Пахельбеля, Г. Телемана, Г. Генделя. Вот почему современник Баха Марпург сказал: «Бессмертный Бах объединил самые разнообразные лучшие качества ста других музыкантов».

Три периода творчества И. С. Баха связаны с местами пребывания, деятельностью и вершинами расцвета его основных жанров.

Веймарский период

В течение 9 лет Бах служит придворным музыкантом и органистом. В Веймаре

он достиг вершин мастерства как органист-виртуоз и композитор. В это время он создал большую часть органной музыки (несмотря на то, что для органа он писал на протяжении всей своей жизни) и свои лучшие органные произведения: хоральные прелюдии, грандиозную Пассакалию до минор (12 вариаций на basso ostinato с фугой) и знаменитую Токкату и фугу ре минор.

Непревзойденное искусство органиста И. С. Бах демонстрирует в Касселе перед принцем Фридрихом, будущим королем Швеции. Виртуозное соло на педали органа ногами вызвало такое изумление и восхищение, что принц снял перстень с драгоценным камнем и подарил музыканту. В том же 1714 году Бах отправился в Дрезден, чтобы принять участие в состязании с французским клавесином-виртуозом Луи Маршаном. После предварительного знакомства музыкантов Маршан спешно покинул Дрезден, таким образом, признав непревзойденное искусство Баха-исполнителя.  

Кетенский период

Шесть счастливых лет И. С. Бах был при-дворным музыкантом, капельмейстером (руководил небольшим оркестром) и просто другом герцога Леопольда, который понимал и ценил величие гения Баха, (т.к. сам был музыкально одаренным – играл на клавире, скрипке, виоле да гамба, хорошо пел).

 

 

В кетенский период Бах создал такие инструментальные шедевры как 15 двухголосных инвенций, 15 симфоний (трехголосных инвенций), Хорошо темперированный клавир (I том из 24 прелюдий и фуг), для обучения своих талантливых сыновей и многочисленных учеников; сонаты для скрипки и виолончели, клавирные сюиты

(6 «Французских» и 6 «Английских»),

6 Бранденбургских концертов, излучающих радость, блеск и роскошь жизни княжеского двора; а также 4 блестя-щих и виртуозных оркестровых сю-иты. Наибольшей популярностью пользуется Сюита № 2 си минор для флейты и струн-ного оркестра. Из этой сюиты наиболее часто исполняются Менуэт и Скерцо.

Лейпцигский период. Последние 27 лет жизни И. С. Баха связаны с Лейпцигом. Он был кантором (руководителем хора) певческой школы при церкви Св. Фомы, педагогом, руководи-телем «Музыкальной коллегии», а как композитор – обеспе-чивал музыкальную часть четырех церквей Лейпцига.

 Высочайший расцвет творчества Баха связан с созданием монументальной, духовной вокально-инструментальной музыки: 265 кантат, Страсти по Иоанну, Рождественская оратория, Страсти по Матфею, Высокая месса си минор. Наряду с крупными вокально-инструментальными произведениями созданы клавирные шедевры: «Итальянский концерт», II том ХТК, куда вошли новые 24 прелюдии и фуги.

Высокая месса си минор посвящена королю Фридриху Августу, с личной просьбой о защите от Лейпцигского муниципалитета, а также от ректора школы Св. Фомы, от священника церкви Св. Николая, который отрицал право Баха самостоятельно выбирать песни для богослужения. «Сколько же должен был выстрадать этот человек, чтобы обратиться прямо к королю с просьбой о защите», – сказал Дамс. Королевская поддержка состояла в удовлетворении просьбы и назначении И. С. Баха королевским придворным композитором. 

Триумфом последних трех лет жизни композитора была поездка в Берлин к прусскому королю Фридриху Великому, у которого служил аккомпаниатором один из сыновей Баха – Филипп Эммануил. Иоганн Себастьян играл на прекрасных королевских клавесинах, импровизировал на органе в потсдамской церкви Св. Духа, импровизировал шестиголосную фугу на тему, которую сыграл сам король.

В последние годы у И. С. Баха ухудшилось зрение, после неудачной операции он ослеп. Зять Баха, Альтниколь, был одним из лучших его учеников, поддерживал учителя во время болезни, записал под диктовку его последние сочинения – 16-ю и 17-ю хоральные прелюдии для органа.                                                       Памятник Й. С. Баху в Лейпциге

Р. Вагнер сказал: «Себастьян Бах – чудо музыки. Он является историей внутренней жизни немецкого духа в ту ужасную эпоху – сухую, жестокую, педантичную. Но... какой мир создал недосягаемо великий Бах!»

Своим искусством Бах заслужил бессмертную славу. Он сам говорил: «Вся моя музыка принадлежит Богу, и все мои способности Ему предназначаются». 

Бах оставил после себя сыновей – четырех талантливых потомков, которые затмили славу отца в первые десятилетия после его смерти: Карл Филипп Эммануил (II сын), извест-ный под именем «берлин-ский» или «гамбургский» Баха. Й. Гайдн считал инструментальную музыку Филиппа Эммануила образ-цом «нового стиля» – драма-тичного, эмоционально напря- Б. Деннер «И. С. Бах с сыновьями»                                              женного.

       Иоганн Христиан (младший сын) – «миланский» или «лондонский» Бах. С ним был лично знаком Моцарт, который учился у него мастерству галантного стиля.

Сам Себастьян Бах самым гениальным из своих детей считал старшего – Вильгельма Фридемана, «галльского» Баха – выдающегося органиста-виртуоза, который по мастерству не уступал отцу. В его творчестве ощущается сильное влияние отца, учителя.

Иоганн Кристоф Фридрих – (сын от второй жены) – «беккесбургский» Бах был прекрасным клавесином. Всю жизнь служил концертмейстером и директором музыки при дворе в Беккесбурге. 

Судьба творческого наследия. На протяжении 50 лет творчество И. С. Баха оставалось почти в полном забвении. За это время его произведения не публиковались (за исключением 4-голосных хоралов, изданных сыном Филиппом Эммануилом). Только в начале ХIХ века, в 1802 году была опубликована первая биография Баха. Автор И. Форкель получил ценную информацию о И. С. Бахе от его сыновей. Благодаря этой книге любители представили масштаб и значение творчества И. С. Баха и стали изучать его музыку. Вначале были оценены инструментальные произведения. И. Гете так сказал об органных произведениях: «Музыка Баха – это беседа вечной гармонии с самой собой, она подобна Божественной мысли перед сотворением мира».

После исторического исполнения Страстей по Матфею под руководством Ф. Мендельсона (в 1829 г. к 100-летию первого их исполнения), стали звучать и вокальные произведения великого Мастера. 

Баховское общество, организованное в 1850 году, опубликовало полное собрание сочинений композитора и организовало систематическое исполнения его произведений, в том числе на специальных фестивалях, которые в настоящее время проводятся в Лейпциге (например, фестиваль «24 часа Баха»), собирая на площади под открытым небом тысячи искренних почитателей высокого искусства знаменитого и бессмертного И. С. Баха.

 

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ОРГАНА

 

А. Серов писал: «Для такого гения, как Бах, самым приличным, самым родным инструментом был орган, этот океан гармонии, бесконечно могучий и величественный даже в бесстрастном спокойствии своем».

Действительно, орган был любимым инструментом Баха-композитора и исполнителя-импровизатора. Его органные произведения – хоральные прелюдии, фантазии, токкаты, фуги, обработки концертов других композиторов – отличаются глубиной содержания и эмоциональным богатством.

Важным жанром органной музыки Баха являются хоральные прелюдии (150). В их основе – мелодии протестантских хоралов – старинных духовных песнопений возвышенного характера, основанных на немецких народных мелодиях. Чаще всего хоралы были четырехголосными. В хоральной прелюдии фа минор слышим глубокое, сосредоточенное раздумье и умиротворенность души.

Вершиной органного творчества Баха является Токката и фуга ре минор.

Токката – грандиозное вступление к фуге виртуозного, импровизационного характера. В ней эпизоды, построенные на быстрых пассажах, свободно переходят в аккорды, напоминающие торжественное звучание хорала, которые в свою очередь сменяются строгими полифоническими разделами.

Фуга напоминает монументальные архитектурные сооружения эпохи барокко (на память приходит сравнение: архитектура – это застывшая музыка).

В одноголосном изложении Темы фуги прослеживается скрытое двухголосие (косвенное движение голосов с выдержанным верхним звуком).

 

 Слушаем музыку и знакомимся с видеоматериалами по ссылкам:

Биография И. С. Баха: https://www.youtube.com/watch?v=BtY-mJ1tr6M

 

И. С. Бах. Хоральная прелюдия фа минор: https://www.youtube.com/watch?v=ZZkyPYjbUh4

 

И. С. Бах. Токката и фуга ре минор: https://www.youtube.com/watch?v=qPNtI2wM9Yo

         

 

- Делаем краткие записи по биографии И. С. Баха  в тетради, записываем названия прослушанных произведений.

 

 

Письменное задание сфотографировать и прислать на проверку на Вайбер:

071-409-33-93 или электронную почту: gontarenko-tatyana@mail.ru

                                 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: