МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА. 4 класс (8-летнее обучение). 2-я четверть, урок №10. 16 ноября (первая группа), 17 ноября (вторая группа)
Дорогие ученики! Продолжаем заниматься дистанционно. Очень надеюсь на вашу сознательность и жду работы)))
Открываем тетради по музыкальной литературе и записываем дату и тему урока:
16 (или 17) ноября
Выполняем задания:
1. Повторите материал прошлого урока (сонатная форма, сонатно-симфонический цикл).
2. Ознакомьтесь с конспектом:
ОСНОВНЫЕ ЖАНРЫ ОРКЕСТРОВОЙ И СИМФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ
К основным жанрам оркестровой и симфонической музыки относятся симфония, концерт, концертная (симфоническая) увертюра, симфоническая поэма, симфоническая картина, симфоническая фантазия, оркестровая (симфоническая) сюита, оркестровая серенада и др. Все перечисленные произведения исполняются симфоническим оркестром – самым богатым по своим выразительным возможностям и самым большим и разнообразным по инструментальному составу исполнителей.
Симфония (греч. – «созвучие»). Еще в Древней Греции слово «симфония» обозначало любое приятное для слуха сочетание звуков (согласованное звучание). В Древнем Риме симфонией называли музыкальное произведение для инструментального ансамбля. В первой половине ХVIII в. симфония – это развернутое оркестровое вступление к опере, состоящее из трех частей: быстрой – медленной – быстрой. Только позже симфония стала произведением для симфонического оркестра, написанным в форме сонатно-симфонического цикла.
|
|
Вспомните: сонатно-симфонический цикл окончательно сформировался в последней трети ХVIII века. В творчестве Й. Гайдна, В. Моцарта, Л. Бетховена симфония стала классическим 4-х частным произведением. (См. Таблицу на с. 25)
Начиная с ХVII в., одним из популярных симфонических жанров стал концерт (лат. concerto – «соревнуюсь») – крупное симфоническое произведение для одного (нескольких) солистов с оркестром. Концерт построен по принципу сонатного цикла, состоит из трех частей. Вспомните скрипичные концерты А. Вивальди «Времена года».
Симфоническая поэма – одночастное оркестровое произведение, в музыкальных образах воплощающее определенный сюжет. Источниками программного содержания становятся произведения литературы, живописи, исторические сюжеты, образы природы. Родоначальником этого жанра является венгерский композитор Ф. Лист («Прелюды», «Гамлет», «Битва гугенотов»).
Симфоническая фантазия – одночастное программное произведение на основе народно-песенных и танцевальных тем. В основе содержания такого произведения – элементы фантастики, художественный вымысел, яркие образные контрасты, свободное развитие тем (М. Глинка «Камаринская»).
|
|
Оркестровая (симфоническая) сюита (фр. «ряд», «последовательность») – одна из главных циклических форм инструментальной музыки. Состоит из нескольких самостоятельных частей, объединенных общим художественным замыслом. Для сюиты характерна картинная изобразительность, связь с песней и танцем. Например, танцевальные сюиты Й. С. Баха, Г. Генделя. Во второй половине ХVIII в. сюита уступает по значению сонате и симфонии, продолжая существовать в виде серенад и дивертисментов (В. Моцарт). В ХIХ-ХХ в. создавались оркестровые сюиты нетанцевального характера. Иногда они были программными (Н. Римский-Корсаков «Шехеразада»). Часто сюиты создавались из музыки к театральным спектаклям (Э. Григ «Пер Гюнт»), опер, балетов, фильмов.