Практическое занятие №16
Тема: Организация введения прикорма, составление примерного меню для ребенка грудного возраста при разных видах вскармливания.
Актуальность темы: Рациональное питание детей - важное условие, обеспечивающее правильное физическое и психическое развитие, иммунологическую защиту, в значительной степени определяющее благополучие организма в течение всей последующей жизни. Современные исследования, проведенные по инициативе ВОЗ в 2006-2016 гг., установили, что одной из ведущих причин развития гастроэнтерологических, аллергических и иммунологических заболеваний среди детского и взрослого населения является раннее или не правильное введение прикорма.
Ребенок первого года жизни испытывает особую потребность в полноценном пищевом рационе в связи с интенсивным ростом, бурным психомоторным развитием и формированием всех органов и систем. Но по мере роста и развития грудного ребенка возникает необходимость в расширении его рациона и введении дополнительных к материнскому молоку или его заменителям продуктов, которые и называют прикормом.
Знать:
- Понятие о смешанном и искусственном вскармливаниях.
- Правила введения адаптированных смесей.
- Порядок сбора, пастеризации, хранения грудного молока, приготовление и хранение молочных смесей.
- Правила введения докорма
- Правила введения прикорма.
Уметь:
- Проводить оценку адекватности питания.
- Проводить расчёт суточного объёма питания.
- Проводить контрольное кормление
- Составлять примерное меню для ребенка грудного возраста.
Информационный блок
Алгоритм составления примерного меню детям грудного возраста
- Определите долженствующую массу тела.
- Определить суточную и разовую потребность в пище.
- Выделить основной продукт питания.
- Определить ориентировочные часы кормлений.
- Определить набор разрешенных по возрасту продуктов (прикормы, корригирующие добавки).
- Рационально распределить набор разрешенных продуктов.
- При необходимости провести коррекцию питания, выполнив соответствующие назначения врача.
Пример составления меню для ребенка грудного возраста:
| Ребенок родился с массой 2500 г. Сейчас ему 5 месяцев, находится на естественном вскармливании. Составьте примерное меню на один день. | |
|
1. Необходимо определить долженствующую массу тела. Мдолж. = М0 + месячные прибавки, где Мо – масса при рождении. Месячные прибавки составляют за первый месяц 600 г, за второй – 800 г, третий – 800г и каждый последующий месяц на 50 г меньше. 2500 г + 600 г+ 800 г+ 800 г.+ 750 г+ 700 г. =6150 г | |
|
2. Необходимо определить суточную и разовую потребность в пище. Для это можно использовать: | |
| Объемный метод 1. Ребенку 5 мес, значит суточное количество пищи должно составлять 1/7 часть его долженствующей массы тела. 6150 г * 1/7 ~ 878 мл | Калорийный метод 1. Ребенку 5 мес, значит суточное количество ккал должно составлять 100 ккал/кг. 6150 г =6,150 кг. 6,150 кг. * 100 ккал = 615 ккал 1000 мл женского молока содержит 700 ккал. X - 615 ккал X= 615 ккал*1000 мл: 700 ккал =878 мл |
|
Суточная потребность ребенка в пищи составляет 878 мл. Для определения разовой потребности в пище суточный объем делят на число кормлений. Ребенку 5 мес. его кормят 5 раз в сутки. 878 мл: 5 ~ 176 мл Разовая потребность в пище составляет 176 мл. | |
Основной продукт питания для данного ребенка грудное молоко. | |
Ребенку 5 мес. его кормят 5 раз в сутки, через 4 часа, ночной перерыв 8 часов. 600 , 1000 , 1400 , 1800 , 2200 | |
В этом возрасте нет разрешенных продуктов. | |
|
6. Рационально распределить набор разрешенных продуктов. 600- грудное молоко 176 мл. 1000- грудное молоко 176 мл. 1400- грудное молоко 176 мл 1800- грудное молоко 176 мл 2200- грудное молоко 176 мл. | |
Повторить навыки:






