Бронетанковая техника

Бронетанковая техника – вид военной техники, который включает различные классы боевых машин, имеющих броневую защиту. Среди них – танки, боевые машины пехоты (БМП), бронетранспортеры (БТР), боевые разведывательные машины (БРМ), машины управления, а также некоторые типы машин обеспечения боевых действий войск. К последним, в частности, относятся бронированные ремонтно-эвакуационные машины (БРЭМ).

Бронетанковая техника оснащается комплексом средств поражения, автоматических систем и приборов управления вооружением. Оно включает: танковые пушки, ракетные и реактивные пусковые установки, огнеметы, пулеметы, а также боеприпасы, прицелы, стабилизаторы оружия и прицелов, приводы наведения оружия и другое.

По типу движителя современная бронетанковая техника подразделяется на гусеничные и колесные; значительная часть этих машин – плавающие, некоторые авиатранспортабельные. Броневая защита у танков и создаваемых на их базе машин – противоснарядная, у большей части других машин бронетанковой техники – противопульная (противоосколочная).

Шасси танков, БМП, БТР и БРМ широко используются для производства бронированной техники различного предназначения. На их базе создаются боевые машины артиллерии (самоходные артиллерийские установки (САУ), реактивные установки залпового огня, пусковые установки противотанковых ракетных комплексов (ПТРК) и другие виды машин.

Боевая машина пехоты (БМП) - класс бронированных боевых машин, основным назначением которых является огневая поддержка и транспортировка личного состава отделения стрелков (пехоты) к месту выполнения боевой задачи с возможностью десанта вести огневой бой с машины, повышение его мобильности и защищённости на поле боя в условиях применения противником ядерного оружия и для совместных действий с танками в бою.

Бронетранспортёр (броневой (бронированный) транспортёр, БТР) - боевая бронированная машина, предназначенная для доставки личного состава (стрелков) мотострелковых (пехотных, мотопехотных и так далее) подразделений к месту выполнения поставленной боевой задачи. В исключительных случаях, при отсутствии у противника противотанковых средств, БТР может поддержать пехоту пулемётным огнём.

Ближайшими по классу бронетранспортёру машинами являются боевые машины пехоты (БМП) и боевые машины десанта (БМД). Разница заключается в задачах, которые возлагались на машины.

Первые БТР были построены англичанами во время Первой мировой войны на базе танка Mк I для транспортировки на поле боя до 50 пехотинцев. Между мировыми войнами пальма первенства в разработке БТР перешла к немецким конструкторам, разработавшим различные варианты машин с колёсно-гусеничным движителем и противопульным бронированием с рациональными углами наклона.

Помимо авиатранспортабельных бронетранспортёров морская пехота США широко использует бронетранспортёры, предназначенные для транспортировки морем. Это позволяет получить не только хорошую мореходность, важную именно для военно-морских операций с участием морской пехоты, но также и большую грузоподъемность, которая может быть использована как для большего количества привозимых десантников, так и для более тяжёлого вооружения.

В начале двадцать первого века стала популярной идея об отказе как от плавающих, так и авиатранспортабельных бронетранспортёров (примерно аналогичных десантным), в пользу тяжёлых как более живучих в бою.

Самый первый бронетранспортёр Mark IX, по ряду признаков можно было отнести как тяжёлым, так и лёгким бронетранспортёрам, так как с одной стороны он был создан на базе танка, а с другой подобно танкам того времени имел лишь противопульную защиту.

Позднее в годы Второй мировой войны канадцами использовались эрзац-бронетранспортёры из танков и САУ, со снятыми башнями и крышами, получившие прозвище «Кенгуру». Эти машины, хоть и сохраняли большую часть танковой брони, не имели крыши и были уязвимы при попаданиях сверху.

В начале 80-х годов XX века Израиль стал экспериментировать, переделывая под тяжёлые БТР различные танки. На основе полученного опыта, в том числе и во время Ливанской войны, на базе трофейных танков советского производства был создан тяжёлый бронетранспортёр «Ахзарит».

Участие БТР в непосредственном боевом столкновении с противником, имеющим средства поражения бронированных целей, не является его основной задачей. Его задача - перевозка личного состава.

Боевая разведывательная машина (БРМ) - гусеничная или колесная, бронированная или небронированная машина (однако обычно под БРМ подразумевают все же бронированные машины), одной из основных задач которой является ведение ближней и глубокой тактической разведки боем (силовой разведки). Кроме того, в задачи БРМ входит несение непосредственного, боевого, походного и сторожевого охранения войск, а также борьба с разведывательными и разведывательно-диверсионными группами противника.

Тяжеловооруженные (с пушками калибра 75 мм и более) БРМ в дополнение к своим обычным задачам привлекаются также для огневой поддержки пехоты, а при благоприятных обстоятельствах (или, наоборот - в критической ситуации) могут быть использованы вместо танков.

БРМ обычно входят в состав разведывательных подразделений батальонов, полков, бригад, дивизий и армейских корпусов сухопутных войск, береговых войск/войск береговой обороны и морской пехоты. Высшей тактической единицей, укомплектованной только БРМ, обычно является рота или эскадрон.

В качестве БРМ используются как машины специальной разработки (часто такие БРМ также классифицируют, как бронеавтомобили или БМТВ), так и разработанные на базе стандартных БМП (например, БРМ-3К «Рысь», представляющая собой модификацию БМП-3). Еще одной разновидностью БРМ являются бронированные разведывательно-диверсионные машины (белорусская БРДМ 2Т «Сталкер»).

В США со второй половины 60-х годов в войска начал поступать легкий разведывательный танк М551 «Шеридан», который в настоящее время наряду с бронетранспортерами Ml 14 является основным средством ведения разведки. В качестве перспективной БРМ американцы планируют использовать переоборудованную боевую машину пехоты М 2 «Брэдли», которая уже поступает на вооружение армии США. В Великобритании в начале 70-х годов на вооружение были приняты легкий разведывательный танк «Скорпион» и колесная БРМ «Фокс».

За последние годы в конструкции колесных БРМ применены новые технические и технологические решения, благодаря чему их боевые качества, в том числе проходимость вне дорог, броневая защита и вооружение, не мнению иностранных специалистов, значительно повысились и приблизились к боевым качествам гусеничных машин.

Бронированная ремонтно-эвакуационная машина (БРЭМ) - специальный танк, класс бронированных боевых машин, основным назначением которых является техническое обслуживание, ремонт неисправных и повреждённых или эвакуация застрявших машин, в том числе - и в условиях огневого противодействия противника.. Помимо этого, БРЭМ в состоянии обеспечить необходимый ремонт и техническое обслуживание в полевых условиях.

Сегодня подобные машины выпускаются серийно, цель которых, как и в годы второй мировой войны, одна - спасти повреждённый танк или другую бронированную машину и вновь вернуть его в строй.

БРЭМ играет важную роль во время боевых действий танковых частей и подразделений. Имеет специальное оборудование: тяговые лебёдки, грузоподъёмное устройство, сварочное оборудование и другое. Для самообороны на БРЭМ устанавливаются пулемёты.

Разработка проекта БРЭМ на базе бронетранспортера стартовала в середине восьмидесятых годов в рамках проекта с шифром «Соплеменник». Кроме того, было предложено дополнительное обозначение БРЭМ-К («Бронированная ремонтно-эвакуационная машина, колесная»). Разработку машины поручили Горьковскому автомобильному заводу, активно занимавшемуся тематикой колесной бронетехники.

Первый прототип «Бронированной ремонтно-эвакуационной машины, колесной» был построен в 1988 году. Следующие несколько лет ушли на испытания и доработку перспективной машины. Распад Советского Союза привел к некоторым осложнениям, однако не смог полностью остановить работу над БРЭМ-К. Итогом работ стал приказ о принятии этой машины на вооружение, подписанный в 1993 году.

Ввиду ограничений, накладываемых конструкцией базового бронетранспортера, в проекте «Соплеменник» были использованы некоторые новые идеи, из-за которых колёсная БРЭМ отличается от другой отечественной техники своего класса. БРЭМ-К имеет возможность буксировки поврежденной техники своей весовой категории, для чего оснащается соответствующим оборудованием.

По имеющимся данным, к настоящему времени вооруженные силы России располагают достаточно многочисленным парком ремонтно-эвакуационных машин на базе БТР-80. Эта техника используется для обслуживания всех имеющихся колесных бронетранспортеров, а также время от времени становится участником различных мероприятий, таких как парады или выставки. Характеристики БРЭМ-К были определены с учетом необходимости работы с бронетранспортерами БТР-80 и более старых моделей. Вооруженные силы располагают большим количеством подобной бронетехники, что позволяет предполагать сохранение БРЭМ-К в строю в течение длительного времени.

Танк представляет собой боевую гусеничную полностью бронированную машину. Они отличаются от других гусеничных боевых машин с пушечным вооружением в основном возможностью быстро переносить огонь в широких пределах углов возвышения и горизонтальных углов. В большинстве случаев у них это получается за счёт установки пушки во вращающейся в горизонтальной плоскости башне.

Первые проекты боевой бронированной машины, названные впоследствии танками, были предложены в России (1911-1915) инженерами А. А. Пороховщиковым, А. Васильевым, в Великобритании Де Молем (1912 г.), в Австро-Венгрии Г. Бурштыном (1913), но они не получили развития.

Первые английские танки представляли собой стальную клёпаную коробку ромбовидной формы с чугунными, позже стальными гусеницами, имели на вооружении 2 пушки и 4 пулемёта (позже 2 пушки и 5 пулемётов), броня защищала от пуль и лёгких осколков снарядов. Экипаж вёл наблюдение через незащищенные щели. Скорость хода танка вне дорог составляла 1—3 км/ч.

Французские танки «Шнейдер», «Сен- Шамон», впервые примененные 16 апреля 1917в боях под Шмен-де-Дам, отличались от английских главным образом формой корпуса, вооружением, расположением гусениц.

У немцев первые образцы танков (A-7-V и A-7-UU) появились в 1918 (по конструкции они были аналогичны тяжёлым английским танкам.). К концу войны в США выпускались английские тяжёлые танки «Марка-V» и «Марка-VIII» с американскими двигателями, а также французским «Рено».

Первый советский танк вышел в испытательный пробег 31 августа 1920. Он получил название «Борец за свободу товарищ Ленин». С 1928 начался выпуск лёгких танков МС-1 («малый, сопровождения, образец первый»).

Основными типами танков во время 2-й мировой войны 1939-1945 были средние танки, роль тяжёлых танков возрастала, а лёгких снижалась, и их производство в ряде стран (СССР, Германия) прекратилось.

Самыми удачными немецкими танками стали: «Тигр», «Пантера» и «Королевский тигр», советскими танками - средний танк Т-34 (в разных вариантах, в том числе его поздний вариант Т-34-85 с разными модификациями 85-мм пушек) и тяжёлый танк ИС-2, а американским танком стал M4 «Шерман».

Первое поколение послевоенных танков начало создаваться ещё непосредственно во время Второй мировой войны - советские средние Т-44, Т-54 и тяжёлые танки: ИС-3, ИС-4, ИС-7, Т-10; американские: M26 «Першинг», M46 «Паттон», английский A41 «Центурион».

С середины 1950-х гг. средний и тяжёлый типы танков уступают место «стандартному» или «основному боевому танку». Характерными особенностями этих танков служат усиленное противоснарядное бронирование, пушки большого калибра (минимум 90 мм), мощные дизельные моторы. К этому типу танков (но всё ещё первого поколения) относятся советские: Т-55, Т-62, американский M48, английский Чифтен, французский AMX-30.

Второе поколение послевоенных танков создавалось в 1960—1970-х гг. для действий в условиях применения противником оружия массового поражения (ОМП) и с учётом появления новых мощных противотанковых средств: советские - Т-64, Т-72; американские - M60; западногерманский - Леопард-1.

Танки третьего поколения создавались в 1970—1980-х гг., а в войска начали поступать в 1980-х годах. Для танков этого поколения характерно использование новых, высокотехнологичных средств защиты (активная защита, динамическая защита), насыщенность совершенной электроникой, на некоторые модели танков начинают устанавливаться сверхмощные и компактные газотурбинные двигатели. К танкам этого поколения относятся советские и российские: Т-72Б, Т-80, Т-90, американский M1A2 «Абрамс», западногерманский «Леопард-2, французский «Леклерк».

В настоящее время состав бронетанковых войск специально делят на танки и «специализированные боевые машины» с целью выделения «специализированных боевых машин» в специальные подразделения в соответствие с применяемой военной доктриной.




double arrow
Сейчас читают про: