Данный цикл называется также циклом с подводом теплоты при постоянном давлении (рис. 6.2 а и 6.2 б).
От исходного состояния 1 рабочее тело сжимается в адиабатном процессе 1-2. Далее в изобарном процессе 2-3 к нему подводится извне теплота . Затем происходит адиабатное расширение рабочего тела в процессе 3-4 до давления р 4, равного исходному давлению р 1. Отвод теплоты происходит в замыкающем цикл изобарном процессе 4-1, в результате чего рабочее тело возвращается в исходное состояние 1.
Рис. 6.2. Цикл Брайтона |
Для исследования цикла Брайтона необходимо задать:
- род рабочего тела (k, R) и его параметры в исходной точке цикла 1;
- степень повышения давления в адиабатном процессе сжатия и степень подогрева рабочего тела в цикле
Определим температуру рабочего тела в характерных точках 2, 3 и 4 данного цикла. При этом для упрощения записей введём обозначение e = Тогда
Определим подведённую и отведённую в цикле теплоту. Для изобарного процесса 2-3
Для изобарного процесса 4-1 =
|
|
Тогда термический КПД цикла Брайтона равен
или
Отсюда видно, что значение термического КПД цикла Брайтона зависит от рода рабочего тела (k) и степени повышения давления в цикле p (рис. 6.3).
Рис. 6.3 | Рис. 6.4 |
Увеличение p является одним из основных средств повышения и, следовательно, экономичности тепловых машин, работающих по циклу Брайтона.
Практически все современные воздушно-реактивные и газотурбинные двигатели работают по циклу Брайтона. У авиационных двигателей значение p в наземных условиях достигает 25…30, а в полёте и того более.
Найдём выражение для работы цикла
.
Как видно, работа цикла зависит от рода рабочего тела (k, R), его начальной температуры , степени повышения давления и степени подогрева рабочего тела в цикле. С ростом , и работа цикла растёт.
Работа цикла обращается в нуль при двух значениях , соответствующих e = 1 и e = (рис. 6.4). Следовательно, между этими крайними значениями p имеется некоторое оптимальное значение , при которой работа цикла максимальна. Для определения продифференцируем формулу (6.6) по e и приравняем производную нулю: = 0.
Отсюда получим = или =
Как видно, для данного рабочего тела величина в идеальном цикле Брайтона зависит только от степени подогрева . С увеличением увеличивается и значение l и .
Следует отметить, что при термический КПД цикла не достигает максимального значения. В области значений > он продолжает увеличиваться с ростом p, но величина работы цикла при этом будет уменьшаться и достигнет нулевого значения при =
При работа цикла при увеличении Δ линейно возрастает.
|
|
Рассмотренный цикл Брайтона реализуется в ряде типов существующих двигателей. В авиации это турбореактивные (рис. 6.5) и турбовинтовые двигатели (рис. 6.6), а также вертолётные газотурбинные двигатели (рис. 6.7). Цикл Брайтона применяется, кроме того, в турбостартёрах и в газотурбинных установках (ГТУ), используемых как вспомогательные силовые установки на тяжёлых самолётах различного назначения.
Рис. 6.5. Схема ТРДД | Рис. 6.6. Схема ТВД | Рис. 6.7. Схема ТВаД |
Применительно к ТРД (рис. 6.5) идеальный цикл Брайтона протекает следующим образом. Рабочее тело (воздух) поступает в двигатель из атмосферы через входное устройство. Адиабатный процесс сжатия воздуха 1-2 (рис. 6.2) происходит во входном устройстве и в компрессоре. С ростом скорости полёта повышение давления во входном устройстве становится всё более значительным, и параметры воздуха на входе в компрессор значительно отличаются от атмосферных параметров (точка в на рис. 6.2). В камере сгорания при постоянном давлении происходит сгорание топлива (процесс 2-3) и к воздуху подводится теплота . Продукты сгорания (газ) с параметрами p , T поступают в газовую турбину, которая служит для привода компрессора. Адиабатное расширение газа (процесс 3-4) происходит в турбине и сопле. Состояние газа за турбиной изображено на рис. 6.2 точкой Т. При расширении в турбине часть энергии газа преобразуется в работу на валу турбины, которая передаётся компрессору. При расширении в сопле происходит разгон потока и он в виде газовой струи с большой скоростью вытекает в атмосферу. Изобарный процесс 4-1 соответствует охлаждению в окружающей атмосфере горячих продуктов сгорания, вытекающих из двигателя, с отводом теплоты
Вертолётные ГТД (рис. 6.6) и ТВД (рис. 6.7) используются на летательных аппаратах, предназначенных для полета с дозвуковой скоростью. Поэтому повышение давления во входных устройствах этих двигателей практически не происходит, и сжатие воздуха осуществляется только в компрессоре. У этих двигателей только часть работы турбины затрачивается на привод компрессора. Значительная часть её передаётся через редуктор на воздушный винт. Поэтому у ТВД и вертолётных ГТД процесс расширения продуктов сгорания происходит в турбине практически до атмосферного давления и через выходное устройство они отводятся в атмосферу.