Искусственные механические характеристики – это зависимости частоты вращения якоря (n или ω) от электромагнитного момента (М эм) или наоборот при различном напряжении якоря (Ua = var), различном сопротивлении в цепи якоря (Σ ra = var), различном потоке возбуждения (R в = var).
Механическая характеристика двигателя постоянного тока описывается уравнением:
(см. прошлую лекцию) (2)
Общий уровень механической характеристики определяется первым слагаемым
, наклон (или жесткость) характеристики определяется коэффициентом
при втором слагаемом.
Рассмотрим влияние изменений напряжения, сопротивления в цепи якоря и потока возбуждения на примере механических характеристик ДПТ независимого и параллельного возбуждения.
1. Изменение напряжения якоря (Ua = var) при прочих неизменных параметрах:

Рисунок 2 – Механические характеристики при изменении напряжения якоря.
Целесообразно регулирование частоты вращения якоря при напряжении якоря не выше номинального (Ua ≤ Ua ном).
2. Изменение сопротивления в цепи якоря (Σ ra = var) при прочих неизменных параметрах (рисунок 3).

Ra д1, Ra д2 – добавочные сопротивления в цепи якоря
Рисунок 3 – Механические характеристики при изменении сопротивления в цепи якоря.
Проследим за переходом с естественной характеристики (рис. 3, точка А) на искусственную (рис. 3, точка В и далее) при добавлении в цепь якоря сопротивления Ra д1:
1) при работе в точке А: ток якоря
, момент д.п.т.: M эм = СМ Ф Ia;
2) при добавлении сопротивления Ra д1: ток якоря
,
момент д.п.т. пропорционально уменьшится: M эм 1 = СМ Ф Ia 1;
3) электромагнитный момент уменьшается сразу, частота вращения сразу уменьшиться не может по инерции – характеристика переходит в точку В;
4) в точке B: M эм < M c1, поэтому d ω/ dt < 0 и частота вращения якоря уменьшается до ω1, при которой M эм = M c1; при этом ток якоря
.
3. Изменение потока возбуждения (R в = var) при прочих равных условиях.
Значение потока возбуждения влияет как на общий уровень механической характеристики
, так и на её наклон
(рисунок 4).
При уменьшении потока возбуждения (Фв) возрастает влияние реакции якоря, т.к. чем меньше поле возбуждения, тем сильнее оно подвержено влиянию поля якоря (рисунок 4, пунктирные линии).

Рисунок 4 – Механические характеристики при изменении поля возбуждения.
При небольшом потоке возбуждения (рис. 2, ток I в2) реакция якоря с ростом нагрузки приводит к недопустимому характеру механической характеристики: вследствие уменьшения потока Фв при небольшом значении момента сказывается влияние слагаемого
, а при большем значении момента двигателя – коэффициента
, когда частота вращения якоря быстро падает.
Целесообразно регулирование частоты вращения якоря при токе возбуждения не выше номинального (I в ≤ I в ном), но при сохранении устойчивости характеристики.
После прочтения материала постарайтесь ответить на дополнительные вопросы.
Дополнительные вопросы:[1]
- Какую единицу измерения имеет момент инерции J в уравнении движения?
- В чём заключается устойчивость механической характеристики электродвигателя?
- Каким образом изменяются механические характеристики ДПТ различных типов возбуждения при уменьшении напряжения якоря?
- Каким образом изменяются механические характеристики ДПТ различных типов возбуждения при увеличении сопротивления в цепи якоря?
- Опишите процессы изменения параметров ДПТ при включении дополнительного сопротивления в цепь якоря и последующем переходе с естественной механической характеристики на искусственную.
- Каким образом изменяются механические характеристики ДПТ различных типов возбуждения при увеличении сопротивления в цепи обмотки возбуждения (при уменьшении тока возбуждения)?
- Каким образом проявляется реакция якоря при уменьшении потока возбуждения?
[1] Знайте, что одна из главных Ваших жизненных задач – создание счастливой семьи.






