Уравнение движения (уравнение механического равновесия) для электродвигателя:
, (1)
где M эм – электромагнитный момент двигателя, [Н·м],
M с = M 2 + M 0 – момент статического сопротивления, [Н·м] (М 2 – тормозной момент исполнительного механизма, М 0 – тормозной момент, обусловленный механическими и магнитными потерями в электродвигателе),
J – момент инерции вращающихся частей двигателя и механизма,
d ω/ dt – угловое ускорение, [рад/с2].
Ускорение и замедление вращения ротора или якоря электродвигателя из (1):
- при M эм > М с: d ω/ dt > 0, т.е. частота вращения увеличивается,
- при M эм < М с: d ω/ dt < 0, т.е. частота вращения уменьшается.
Теперь проанализируем на устойчивость механическую характеристику ДПТ НВ при номинальной нагрузке (M ном) в случаях, если реакция якоря скомпенсирована (сплошная линия) и если реакция якоря не скомпенсирована (пунктирная линия):
|
|
Рисунок 1 – Механическая характеристика ДПТ НВ.
Рассмотрим два случая:
Первый случай: при номинальной нагрузке (M ном) и скомпенсированной реакции якоря (сплошная линия) характеристика двигателя достигла точки 1. Предположим, что по внешним причинам частота вращения якоря (ω) немного увеличилась, тогда электромагнитный момент двигателя уменьшается (рис. 1, сплошная линия): M эм < М с, d ω/ dt < 0, т.е. частота вращения уменьшается и принимает предыдущее значение – следовательно, работа двигателя на данной характеристике (сплошная линия) является устойчивой.
Второй случай: при номинальной нагрузке (M ном) и нескомпенсированной реакции якоря (пунктирная линия) характеристика двигателя достигла точки 2. Предположим, что по внешним причинам частота вращения якоря (ω) немного увеличилась, тогда электромагнитный момент двигателя увеличивается (рис. 1, пунктирная линия): M эм > М с, d ω/ dt > 0, т.е. частота вращения продолжает увеличиваться – следовательно, работа двигателя на данной характеристике (пунктирная линия) является неустойчивой.
Вывод: при Δω/Δ M > 0 механическая характеристика электродвигателя является неустойчивой, при Δω/Δ M < 0 – устойчивой.