Автор методики: Сычёва Галина Евгеньевна
Автор адаптированной методики: Сычева Елена Владимировна, учитель-логопед Бюджетного учреждения Вологодской области «Областной центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
Задание на «прочтение» предложений с помощью рисунков и букв, представленные в пособии «Логопедический букварь» Г.Е. Сычёвой[1] (Рисунок 1), были взяты за основу разработки методики использования картинно-буквенных предложений в качестве средства развития устной и письменной речи обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Рисунок 1
Специалисты, работающие с детьми с нарушениями интеллекта, знают, что такие дети, как правило, довольно продолжительное время запоминают буквы, испытывают большие трудности при формировании навыка слогослияния, для многих из них чтение слов и предложений затруднено, а порой и невозможно. В связи с этим перед педагогами встает задача подбора такого речевого материала, который бы был доступен восприятию ребенка и одновременно способствовал его дальнейшему развитию.
Картинно-буквенные предложения можно использовать как для формирования навыка чтения, в том числе, и при работе с детьми, не имеющих интеллектуальных нарушений, на ранних этапах обучения грамоте, так и для развития устной речи, а также неречевых психических функций (внимание, память, мышление и т.п.).
Использование картинно-буквенных предложений помогает обучающимся прочнее запоминать графический образ букв, учит строить предложения и даже небольшие рассказы описательного характера, способствует формированию волевых качеств ребенка, побуждает его делать выбор, учит сравнивать, развивает умение согласовывать слова в предложении, образуя разные формы слова, уточняет и расширяет словарный запас ребенка.
Данную методику можно использовать при работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) различной степени выраженности, с детьми, имеющими нарушение опорно-двигательного аппарата, в частности, с нарушениями двигательных функций верхних конечностей, особенно при затруднении формирования графо-моторных навыков, с обучающимися, имеющими сочетанные нарушения. Одним из условий применения методики является сохранность (или относительная сохранность) зрительного восприятия, позволяющая ребенку различать буквы и узнавать предметы, изображенные на картинках.
Методику чтения картинно-буквенных предложений можно начинать использовать уже после изучения первой буквы (как правило, это буква «а»). Для ребенка в зависимости от его особенностей и уровня развития можно готовить различные варианты и модификации одного и того же задания, начиная с уже готовых предложений, заканчивая предложениями с выбором букв и картинок из нескольких предложенных. Перед проведением занятия специалист распечатывает листы с заданиями на цветном принтере, вырезает необходимые картинки и буквы, готовит клей-карандаш. После проведения занятия листы с выполненными заданиями вкладываются в папку с файлами, хранятся в кабинете специалиста, чтобы при необходимости вернуться к ним с целью повторения или выдаются ребенку домой для организации занятий по закреплению пройденного вместе с родителями (Рисунок 2).
Иллюстрации для составления картинно-буквенных предложений необходимо подбирать реалистичные, соответствующие жизненному опыту ребенка, достаточно крупные, без лишних деталей.
В качестве букв для составления предложений используются: «а», «и» в качестве союзов, «о», «у» в качестве предлогов. Так же в качестве предлогов можно использовать буквы «в», «с», «к», составляя фразы по типу «что в чём», «кто с кем», «кто к кому».
Рисунок 2
Образцы заданий
Задание для выполнения | Выполненное задание | |||
|
Самостоятельно или с помощью педагога ребенок называет предмет, изображенный на картинке, называет свойства, присущие и неприсущие предмету, приклеивает букву «а», играющую роль союза при составлении предложения, произносит полученные фразы с опорой на получившуюся схему (пример: «Арбуз не квадратный, а круглый»).
Букву «а» можно использовать при составлении предложений с антонимами (Рисунок 3).
Рисунок 3
Образец задания | Примеры фраз | ||||
1) Зимой холодно, а летом жарко 2) Зимой катаются на санках, а летом загорают 3) Мороженое холодное, а чай горячий 4) Мышка маленькая, а слон большой
|
Картинно-буквенные предложения условно можно разделить на предложения, в которых используется одна буква и предложения с несколькими разными буквами (Рисунок 4).
Рисунок 4
Образцы заданий
Предложения с одной буквой | Предложения с разными буквами |
«Малыши потерялись» | «Что у кого?» |
По мере изучения букв и овладения навыком слияния слогов необходимость использования картинно-буквенных предложений для чтения постепенно отпадает. Однако если ребенок из-за имеющихся у него особенностей развития, «застревает» на этапе изучения букв и не продвигается дальше в формировании навыка чтения или продвигается очень медленно, то картинно-буквенные предложения послужат прекрасным материалом для занятий. Они могут стать основой и для формирования альтернативного чтения, навыков построения фразы для детей с моторной алалией, способом альтернативной коммуникации для так называемых «безречевых» детей.
Использование данной методики в работе учителя-логопеда с детьми с нарушениями интеллекта помогает поддерживать интерес обучающихся к занятиям, позволяет закреплять знание букв, формирует у ребенка осознание того, что он, пусть особенным способом, но читает.
[1] Сычёва Г.Е. Логопедический букварь. Пособие по обучению чтению дошкольников. – М.: Книголюб, 2004